Конец прекрасной эпохи. Что значит этот сезон АПЛ
Даниил Плюта – о том, как эпоха неожиданной финансовой протекции и олдскульных нравов подошла в АПЛ к концу.
Раз уж речь, как ни странно, преимущественно о взаимоотношениях «Челси» с АПЛ, то под «эпохой» подразумевается дистанция во времени, которую символизирует размещённый на трибуне «Стэмфорд Бридж» российский триколор с суровой надписью «Roman Empire». Кто знает, заинтересовался бы Вишай Шривадданапрабха приобретением «Лестера» в 2010 году, если бы Роман Абрамович семью годами ранее не оформил сделку по «Челси» с последующей бомбардировкой трансферного рынка финансовым напалмом. Напрашивается предположение, что тайский бизнесмен мог бы и дальше заниматься duty-free торговлей и на тему английского футбола особо не заморачиваться.
Начало эпохи
Согласно поветриям и поверьям «Челси» начался с денег щедрого владельца из России. Хотя если уж начистоту — с них начался апгрейд всей АПЛ. На топ-уровень, безусловно, «синих» вывели управленческие взгляды Романа Абрамовича. Но всё же им приобретался клуб, который к большим победам уже был готов и, в отличие от истории стремительного процветания «Сити» и «ПСЖ», сильнее нуждался в способности удерживать лидеров команды, нежели в массовой скупке сложившихся топ-звёзд. Первый чемпионский сезон Моуринью для Дидье Дрогба выдающимся не был и близко, а в атаке у лондонцев блистали Гудьонсен и Дафф. Многое совпало в пользу «Челси» и российского владельца. Роман Абрамович угадал с приглашением Моуринью, Моуринью угадал с соглашением на это приглашение, а чемпионат Англии стал значительно вкуснее для глаз обывателей, потребителей и даже консервативно настроенных ворчунов. «Челси» расправил крылья, взорлил и посверком блестящего оперения на пару сезонов окрасил Англию в синие цвета. Английская премьер-лига отнеслась к этому с известной долей брезгливости и начала меняться в лучшую сторону.
За последние 13 лет с «Челси» успели поработать 9 менеджеров, команда выиграла 15 трофеев, а Фрэнк Лэмпард стал лучшим бомбардиром в истории клуба (211 голов для бокс-ту-бокса английской команды — уровень космоса). Петр Чех успел установить клубный рекорд по количеству «сухих» матчей, а Жозе Моуринью стал самым успешным тренером команды на долгие годы. Монументальный стереотип «а вам не кажется, что это по-прежнему команда Моуринью?», ставший чуть ли не народным речением, преследовал всех, кто заступал на пост главного тренера после Особенного. Когда казалось, что этой команде уже пора омолодиться и перспективы глобальной перестройки неминуемы, «синие» умудрялись стрелять дуплетом, выгребая из-под завалов массового скепсиса трофеи Кубка Англии и Лиги Чемпионов. Роберто Ди Маттео, без сомнения, работал по своим методам, но даже при этом раскладе в действиях команды ощущался дух моуриньевской закалки и муштры. Но, так или иначе, «команда Моуринью», даже для самого Моуринью, похоже, закончилась. Или — близка к тому, чтобы закончиться…
Железный Джон
Так уж сложилось, что корневым проводником игровой философии «синих» в эру Романа Абрамовича, лицом и сердцем команды(куда ж без этих штампов), её картонным бейджем, брендовым аватаром и идейным лидером всегда был Джон Терри. Харизматичный английский кэп стал для «Челси» твердокаменной глыбой, вокруг которой многие тренеры выстраивали замысловатые конструкции, параллельно выстраивая отношения с командой. И только Рафаэль Бенитес в этом плане соригинальничал, чем, в сущности, только и подчеркнул серьёзное влияние Джей Ти на клуб.
За время карьеры в «Челси» Терри успел поучаствовать в судебном разбирательстве на почве расизма, заработал клеймо блудливого ловеласа при скандальных обстоятельствах, лишился капитанской повязки в сборной под неодобрительное «бу!» английских фанов (а заодно и желания за эту сборную выступать) и прослыл сыном наркоторговца. В качестве бонуса можно добавить историю о том, как его мать и сестра (якобы) воровали одежду в магазине. Настоящий чемпионский набор, не так ли? Но лёгкую жизнь чемпиону никто и не обещал.
Если вдаваться в детали, то вся эта событийная россыпь привлекательна только потому, что умело помножена журналистами на фигуру и статус Терри, а результат перемножения вовремя и под правильным углом наброшен на вентилятор общественного мнения. А, как известно, идея, брошенная в массы, равносильна даме, брошенной в полк. Терри ошибался, как и другие (Райан Гиггз, с моральной точки зрения, устроил адюльтер и похлеще), но спрос с капитана сборной Англии выше, а профессиональный английский футбол конвейерной лентой великодушия и справедливости не был никогда. Хотя и поступки Терри, вероятно, в чём-то сопоставимы с таким отношением.
Капитан «синих» не сломался и по-прежнему играет, пускай без блеска и с ошибками в обороне, но снова в статусе чемпиона Англии и с рекордным количеством матчей за «Челси» среди всех футболистов эпохи Романа Абрамовича. Эпохи в своём роде прекрасной, если «синие» сумели собрать кубков больше, чем любая другая английская команда. Но, как ни банально, а времена меняются. И Джон Терри — самая прочная и несгибаемая спица в старом колесе, которое «синяя» колесница может заменить уже грядущим летом, — неминуемо движется в сторону закатного марева своей карьеры. Вполне вероятно, что принципиально новый «Челси» начнётся с той самой минуты, когда Джон Терри сменит должность или рабочее место, а самого Терри сменит кто-то другой.
Времена меняются
Канонический насест Стивена Джеррарда и Фрэнка Лэмпарда в АПЛ заняли не Росс Баркли с Джорданом Хендерсоном, а самый что ни на есть Дэнни Дринкуотер. Вместо Руни, Дрогба и Ван Перси в АПЛ бомбардирят Джейми Варди и Харри Кейн, а Роберт Хут обстоятельно намекает Йоахиму Леву на узость тренерского кругозора. Первое, что приходит на ум: в английском футболе творится чёрт-те что. Ощущение, стыкующее эту мысль с реальной жизнью: наблюдать за всем этим — жутко интересно.
Прорыв «Лестера» — исторический сигнал для всех команд АПЛ (если «лисам» удастся удержать первую строчку, то можно будет, пародируя экспрессию комментатора Черданцева, беспардонно заорать — «Сииигналище!»). Теперь боссы условных «Стоука» и «Вест Хэма» вправе требовать от своих скаутов лучшей работы на трансферном рынке и в спортивном киднэппинге, от футболистов — максимально успешной игры, а от менеджеров команд — места в четверке (реальной борьбы за это место уж точно). Крутых игроков в чемпионате Англии становится всё больше. Пайе и Канте российские зрители — среди которых были и Акинфеев с Лодыгиным — уже оценили, а для условного Швайнштайгера сезон в Англии ни разу не проще, чем игра со сборной Германии на мундиале. Доиграть на опыте, приехав «с ярмарки», уже не получится. Хотя в Англии в принципе нельзя доиграть. Доиграться если только.
Поводы для позитивных раздумий появятся и у владельцев топ-клубов. Даже хозяева «Арсенала» на этот раз могут всерьёз призадуматься над расставанием с Арсеном Венгером (хотя верится в это с трудом), перебирая в уме вереницу неудач француза за последние годы. Способность стабильно попадать в четверку и два Кубка Англии в придачу могут не перевесить рыхлую горку турнирных провалов. Пролёт Венгера мимо чемпионства АПЛ в неприглядном ракурсе на фоне «шпор» — сокрушительный нокаут амбициям и взглядам французского коуча. Пережить всё это, разумеется, можно. Только не факт, что это кому-то будет столь же необходимо, как и Венгеру. Если многое получается у Почеттино и Раньери, а за топ-4 бьются даже «молотки» Билича, то почему бы и «пушкарям» не подобрать главнокомандующего с хорошим запасом качественного пороха и крепкими ядрами? Сезон ещё не закончен, но у поклонников «Арсенала»сомнений гораздо больше, чем всего остального. Хотя первая часть предложения по-прежнему важна не меньше: сезон ещё не закончен.
Инверсия «Лестер»/«Челси»
В прошлой кампании с чемпионскими перспективами команды Моуринью многое стало понятно после гола Рамиреса в Лестере. В этом году у «Лестера» есть неплохие шансы напроситься на «коридор почёта» на «Стэмфорд Бридж». «Челси» ожидаемо и в ранге фаворита выиграл чемпионат прошлой весной, а «Лестер» параллельно вполне предсказуемо бился за выживание. Чтобы не было скучно, в нынешнем году команды решили ролями поменяться. «Челси» и Жозе Моуринью взялись за старое, наработав на повторное расставание, а «Лестер» взглянул на мир с другой стороны, посчитав, что Клаудио Раньери не просто приятный джентельмен и забавный оратор, но и вполне себе топовый тренер-победитель, у которого, в отличие от известного литературного героя Николаса Эрфе, дела в Греции сложились менее волшебно, чем в Англии. Что до «Челси», то там итальянцу частенько не везло. Хотя тема везения/невезения итальянцев в «Челси» полностью не раскрыта и по-прежнему в ходу.
Новый главный тренер «Челси»
Перспектива сотрудничества Антонио Конте с «синими» требует отдельного текста. Но если вкратце и бегло, то Конте и «Челси» — это дико любопытно и предельно неоднозначно. Вероятность получить ещё одного Моуринью, но с итальянским акцентом (с итальянским акцентом во всем — от постановки игры и до англоязычной фонетики), вполне велика. Хотя, в отличие от португальца, Конте не чурается работы с молодёжью и отношения с игроками скромного дарования налаживать умеет. Плюс — у Конте есть внушительный игроцкий бэкграунд, поэтому в игровых тонкостях и футбольных тенденциях разбирается он отлично. Как и Жозе, Конте любит использовать угрозу поражения и внешние раздражители как способ мотивации, требуя от игроков неослабной веры в командные возможности.
Вариант, при котором бывший капитан «бьянконери» пойдет на принцип («полезет в бутылку», «включит мужика», начнёт по-тренерски «быковать») чем-то невообразимым не кажется изначально. И не только потому, что у Конте с темпераментом полный порядок, а ещё и потому, что у Майкла Эменало балансирующая неопределенность со всем остальным. От того, как эти двое сработаются, будет зависеть не меньше, чем от финтов Виллиана и сейвов Тибо Куртуа. И если Гусу Хиддинку придётся в третий раз разгребать трудности, оставленные тренером-предшественником, то удивляться не стоит. Время быстро летит. Всё меняется. Как и люди на посту главного тренера «Челси». Но никто не мешает Антонио Конте меняться и менять в лучшую сторону.
Потому что меняется многое. Чемпионатом мира в России уже никого не удивить. Свои потенциальные Оуэны и Руни в распоряжении топ-клубов имеются. Многое зависит от игрового времени, тренерских взглядов на ротацию (по этой причине не хочется, чтобы Луи ван Гала на «Олд Траффорд» сменил Жозе Моуринью) и от адаптивности молодых футболистов к игре, в которой всё происходит по-взрослому. С точки зрения индивидуального мастерства Демичелис в свои тридцать пять лет Рэшфорду не помеха, а для Деле Алли — не помеха и целая команда, за которую Демичелис играет.
Roman Empire
С «Челси» Роман Абрамович добился многого, хотя рассчитывал, судя по всему, на большее. Владельцу «синих» по-прежнему не дают построить для клуба новый стадион, вынуждая в малоудобных обстоятельствах расширять «Стэмфорд Бридж». Легионеры продолжают мечтать о странах с лучшим климатом и меншьим влиянием общества на игру, а главные тренеры команды — как бы выразился Виталий Кварцяный — «не умеют делать футбол праздником». Вдобавок ещё и постоянно прилетают недвусмысленные откровения ведущих футболистов. Хотя Бразилия Бельгия же идёт среди лидеров в рейтинге ФИФА, а «Челси» врос корнями в середину турнирной таблицы АПЛ. Времена же меняются. О том и речь.
Времена, когда маститый футболист АПЛ мог бы с гордостью рассказывать, как до матча в подтрибунном помещении лица соперников выражали растерянность и страх, как-то внезапно перевелись и сгинули. В чемпионате Англии бесстрашие (fearless — брендовое клише «Лестера» с фанатской атрибутики) и неуступчивость — самый отчётливый тренд нынешнего сезона. Почти каждая команда раз в месяц выдаёт матч, который можно пересматривать и разбирать. Почти каждый такой матч собирает полные трибуны и гарантирует зрелищный футбол. Ответный издёв Джейми Варди над болельщиками «Сити» — лучшее подтверждение того, как всё это работает.
Игровой интеллект футболистов серьёзно вырос. Одной физикой теперь никого не задавить (все научились правильно наращивать мускулатуру, глотая протеиновые коктейли и смузи), а тактических секретов попросту не осталось. В индивидуальном плане всё сводится к банальным двум вещам: игровому мышлению и физической форме (правда, обе составляющие зависят от многих других важных деталей и, как правило, определяют уровень футболиста). Проще говоря, если где-то не догоняешь, то ты — Реми Гард и «Астон Вилла», которые даже расстались так незаметно, что на них, как и во время самой игры, внимание мало кто обратил.
Конец эпохи
Конец прекрасной эпохи — это не ностальгическое погружение в прошлое, не метафорический эвфемизм на Джона Терри и ничего общего с экранизацией «Компромисса» по Довлатову. Это переход всего английского футбола на новый уровень, где многое бескомпромиссно, где нет времени на ностальгию, где для Джона Терри с каждым днём места становится всё меньше. Нахмуренные лбы Алана Ширера и Пола Скоулза уже не отправляют мяч в сетку ворот, а скрывают умственные комбинации, после розыгрыша которых многим действующим футболистам крепко достается. А Тьерри Анри и хмурить ничего не надо, чтобы произвести впечатление на зрителей не только исполинским для британского телевидения гонораром.
Без Фергюсона в АПЛ стало ощутимо скучнее. Зато у самого Фергюсона появилось время, чтобы раздумчиво поделиться со всеми профессиональным опытом, даже на расстоянии влияя на английский футбол с большей пользой и достониством, чем это удается другим натруженным коучам.
Промозглый вечер в Сток-он-Тренте для Лионеля Месси уже не смешит, а интригует; двадцатидвухлетний Харри Кейн с лицом тридцатилетнего рыцаря-крестоносца — естественная для Англии аномалия и практически будничная данность; претендующий на чемпионство «Лестер» — не абсурдная выдержка из недописанного романа Герберта Уэллса.
Английская премьер-лига доросла до уровня культивируемой индустрии и к капризам меняющейся среды адаптирована лучше остальных чемпионатов. Владельцы многих клубов превратились в азартных шоураннеров, а тренеры команд все чаще напоминают эссеистов и мыслителей. Болельщики из оголтелой толпы потребителей планомерно мутировали в театральных зрителей и ценителей высокого искусства. Чудеса здесь — реальны, игроки — уникальны, парадоксы — естественны, а футбол — увлекателен. Во всем этом угадывается достоинство профессии спортсмена, а сам чемпионат Англии стал генератором интересных историй о судьбах людей, причастных к спорту. Любая обветшалая система координат или абсурдная идея подвергается серьёзному пересмотру. Всякая отсталость взглядов закономерно сталкивается с торжеством новизны. Многое подчинено логике и здравому смыслу. А то, что выходит за рамки понимания, чаще становится волшебством, которое даже Джоан Роулинг сочинить не в силах.
И да. Лонгриды тоже выходят из употребления. Уже вышли. Времена-то меняются. Пора меняться вместе с ними. И потихоньку к этим переменам привыкать. Хотя прозябание в середине турнирной таблицы «Челси» из привычек лучше исключить. Да и лонгриды тоже — напрасной потерей времени читателей снабжают не всегда.
Даже закулисные истории про Джона Терри уже становятся другими. Окончание прекрасной эпохи — не менее прекрасный повод для начала новых амбициозных планов и поступательных шагов.