Каково это, быть сестрой чемпионов мира?
Эгиль Свеннсбю.
VG+
Кто? Мартине Бё Сульбаккен (30)
Дипломированный учитель. Замужем. Имеет одного ребенка. В настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком. Работает в начальной школе Nordsida. Живет в Стрюне. Сестра Тарьяя Бё (27) и Йоханнеса Тиннеса Бё (22).
На поле за сараем на ферме, где выросли сестра и братья Бё, еще остались мишени, которые лежали в начале пути, приведшем братьев Мартине к статусу лучших биатлонистов мира.
Когда-то 16-летняя Мартине с насмешливой усмешкой размахивала серебряной медалью перед глазами Тарьяя, который младшее ее на три года, и говорила: Тебе такую никогда не получить. Серебряную медаль Мартине выиграла в составе эстафеты на национальном чемпионате по биатлону. Серебряная медаль стала единственной значимой наградой Мартине. И то, что младший брат Тарьяй, тогда еще брат звезды, станет когда-нибудь одним из лучших в мире биатлонистов, казалось невообразимым. Но живущий в нем дух соперничества был очевиден с раннего детства.
-Тарьяй настолько уверен в себе, что он выигрывает больше других. У нас в семье есть традиция, мы соревнуемся, кто быстрее всех помоет посуду. Мы можем соревноваться даже, играя в пробки, кто щелчком раньше закинет пробку на определенную позицию. И даже в таком соревновании у Тарьяя есть твердое убеждение, что он-то не проиграет.
Все дети Бё, четыре брата и сестра, выросли в Стрюне, и в то время там никто не бегал на лыжах и не палил по мишеням.
-У нас тогда не было секции по биатлону. Но мы все занимались беговыми лыжами, а потом нашелся один человек из биатлонной команды в Хорниндале, который спросил, не хотим ли мы попробовать позаниматься биатлоном. Мне тогда было 13 лет, а Тарьяю 10, и мы подумали, что это, наверное, весело. Мы попробовал, нам понравилось, а потом папа создал секцию по биатлону в Markane IL, говорит Мартине.
Сначала папа Клемет Бё добился того, чтобы клуб построил биатлонный стадион, также он установил мишень на поле за сараем. И вот биатлонная среда возникла вокруг сестры и братьев Бё, из которых только старший, Расмус, никогда не занимался биатлоном.
-Сначала это просто были Тарьяй и я. Йоханнес, который всегда был немного хитрецом, начал, когда я закончила. Поэтому я не могу похвастаться, что мы тренировались вместе, говорит Мартине.
На полу новой квартиры, которую Мартине и ее муж недавно купили совсем рядом с домом, в котором Мартине провела детство, лежит новорожденная дочка пары Сюнне и крепко спит. Мартине сейчас находится в послеродовом отпуске.
-Почему два младших брата стали звездами, а ты нет?
-Для этого есть три веские причины. Во-первых, я слишком ленива. Я бы хотела понемножку тренироваться, бегать на лыжах и при этом быть в форме. Но я не люблю выматывать себя, а я скоро поняла, что необходимо выкладываться, чтобы заявить о себе. Во-вторых, я была единственной девочкой в Стрюне, занимавшейся биатлоном. У меня не было друзей среди биатлонистов, и я закончила, когда перешла в старшую школу. И в третьих, у меня нет того бешеного соревновательного инстинкта, который отличает, например, Тарьяя.
Маленькая Сюнне носит ту же фамилию, что и мама, Бё Сульбаккен.
-Меня почти никогда не спрашивают, сестра ли я братьев Бё. У меня другая фамилия, я ее поменяла как раз перед прорывом Тарьяя. Но некоторые ученики догадываются, что блистательные чемпионы мира – мои братья.
-А сейчас ты интересуешься спортом?
-Я смотрю все, что о биатлоне показывают по телевизору и езжу на некоторые гонки, но я не такая сумасшедшая, как мой отец. Он живет гонками и пересматривает каждую по несколько раз. Из-за Сюнне я, к сожалению, не смогла поехать на ЧМ в Осло. Слишком много хлопот с маленьким ребенком при таком скоплении людей.
-Победы которого из твоих братьев более веселят тебя?
-Это хороший вопрос. Сначала Тарьяй выигрывал, и это было очень весело. Когда к вершине начал приближаться Йоханнес, я стала радоваться за него. Но сейчас у Тарьяя много трудностей, он много болел, поэтому я думаю, что сейчас он больше заслуживает победы.
-Ты когда-нибудь завидуешь братьям?
-Нет, я же никогда не удосуживалась тренироваться столько, сколько они.
Тарьяй о Мартине:
-Мы много времени проводили вместе, когда были детьми. Пока она не стала настолько взрослой, что перестала играть со мной. Я хорошо помню эпизод с серебряной медалью, которую она выиграла. В некотором смысле она была тогда права. Я никогда в юности не брал медали, и она вероятно, думала, что я не смогу стать чемпионом мира и олимпийским чемпионом. Мартине была талантлива как в биатлоне, так и в футболе. Но ее настрой не подходит спортсмену топ-уровня. Мы с ней хорошо общаемся, и я не могу дождаться, когда же сезон закончится, и я смогу приехать и увидеть ее дочку. Пока у меня такой возможности не было.