История одного трансфера. Часть 3
На этот раз летели через Пекин рейсовым. Прошли все формальности, сдали, как это тогда было необходимо, свои мобильные телефоны (с ними в КНДР долгое время не пускали) и тут же встретились с нашими новыми друзьями. Сопровождать и опекать участников "Визита Футбольной Дружбы" было доверено одному из руководителей международного отдела местной федерации футбола товарищу Чжан Цзу Мену (с ним мы время от времени секретничали - насколько это было возможно - на английском) и прекрасно владевшего русским переводчику Киму.
Мы все гадали - как же будет происходить просмотр? Мы будем ездить по стране на игры местного чемпионата? Нас завалят дисками с записями звезд краснознаменного отечественного спорта? А может, допустят к тренировкам какого-нибудь ведущего местного клуба, благодаря чему удастся увидеть местных кудесников кожаного мяча в неформальной обстановке?
Все оказалось значительно проще и совсем не так, как можно было предположить. Вы не поверите, но северокорейская сторона организовала дело так, что все местные команды играли только для нас с утра и до заката солнца, причем лучшая команда страны – «25 апреля» – запросто выходила на поле в девять часов утра! Наверное, за все время существования футбольного скаутинга никто, нигде и никогда не принимал участие в просмотре такого рода. В КНДР вообще многое выходит за рамки привычных для нас стереотипов, но тут северные корейцы, кажется, превзошли самих себя. За что в данной ситуации им хочется еще раз сказать большое человеческое камсайамнида, или, если по-простому, спасибо.
Весь цвет местного футбола собрался в так называемый National Training Center, расположенный на окраине Пхеньяна. Center как сenter - гостиница, несколько футбольных полей. Самое то для нашей первой лиги. Но для того, что это все же не первая лига, а нечто более серьезное, у входа возвели массивный памятник футболисту Впрочем, памятники в КНДР другими и не бывают.
Единственное, чего здесь не хватало - так это вышки для видеооператоров, которые принято устанавливать рядом с полем. После довольно длительного обсуждения хозяева разрешили-таки проводить съемку с крыши четырехэтажной гостиницы. Но убедительно попросили держать в кадре только футбол, ни в коем случае не переводя камеру на окрестности National Training Center. Мы, разумеется, именно так и поступили. Полуразрушенные бараки, покосившиеся сараи и чуланы, незаасфальтированные переулки и прочие прелести образцового чучхейского быта остались незапечатленными.
Зато на дисках накопилось очень много футбола - такого же совершенно неподражаемого и ни на что не похожего, как и вся северокорейская действительность. Разумеется, никаких премиальных футболистам не полагалось – впрочем, как нас уверяли, они и официальные матчи играют не за деньги. Но вы бы видели, какие на протяжении всех игр летели искры! Причем многочисленные стыки, каждый из которых в нашем чемпионате телевидение смаковало бы всю неделю, сами корейцы воспринимали совершенно спокойно. Никто ни перед кем и не думал извиняться, но зато никто не симулировал предсмертные муки и не грозил сопернику отмщением. А несколько раз на поле возникали и вовсе жуткие для нашего рафинированного глаза ситуации, когда футболист лежал на газоне и кричал от боли, а его одноклубники преспокойно шли себе к воротам противника. «Отряд не заметил потери бойца», – может, когда-то и у нас это было не просто песней, а руководством к действию?
Специфика местного воспитания сказывалась во всем. Корейцы церемонно производили замены, а на поле их постоянно тянуло в центр, в коллектив. Честно говоря, мы думали, что местный футбол должен быть особенно богат хорошими фланговыми игроками, готовыми со своими ста сорока сантиметрами роста без устали бороздить туда-сюда 120-метровую бровку, однако на поверку оказалось, что игроки такого амплуа здесь отсутствуют просто как класс эксплуатируемых.
Местная футбольная жизнь вообще полна своеобразия. Например, разные сотрудники федерации называли нам различное количество команд, якобы играющих в высшей лиге, и как-то не очень твердо отвечали на вопрос о формуле розыгрыша. Северокорейская пресса, призванная отнюдь не информировать читателей, а только воспитывать их, о спорте иногда пишет, но до результатов и интервью даже с местными звездами дело пока не доходит. Говорят, даже турнирные таблицы не публикуют. Пресса лишь назидательно сообщает время от времени: социалистический футбол выгодно отличается от футбола империалистического, а жизнетворные идеи чучхе находят все более и более яркое восприятие на зеленых полях процветающей родины.
Собственно, и мы ведь писали товарищу Ким Чен Иру примерно о том же самом, да и он, кстати говоря, внес в это свой посильный вклад. Как, впрочем, и во все остальное, что происходило в его беспокойном государстве.
В подтверждение этой мысли не могу не предложить вам фрагмент из его официальной биографии. Не сомневаюсь, что подготовленные люди проглотят весь этот трехтомник на одном дыхании, но мы сейчас все-таки о футболе.
«Ким Чен Ир постоянно проявляет большой интерес к физкультуре и спорту. В начале июля 1970 года он советует соединить свой кабинет прямым телефоном с кабинетом работника, курирующего физкультуру и спорт. После этого поднимает трубку, лично проверяет исправность линии, а затем говорит: теперь о делах, связанных с физкультурой и спортом, докладывайте лично мне.
В апреле 1972 года, несмотря на большую занятость делами, он выкраивает время, чтобы посмотреть матч сборной КНДР, который проходил на стадионе провинциального города. С самого начала футболисты проявляли всю силу и технику, но ни одна из команд не открыла счет. С течением времени скорость упала, энтузиазм игроков выдыхался. Ким Чен Ир внимательно следил за игрой. После матча он пригласил к себе одного из работников, конкретно анализировал плюсы и минусы матча и советует ему развернуть на соревнованиях «идеологический бой». Это значит, говорит он, что участники игры с высокой сознательностью и революционной страстью активно преодолевают создавшиеся ситуации игр, иными словами, каждый игрок, взяв за основу политическое оружие, побеждает соперника. Высоко поднять знамя «идеологического боя» - вот в чем основной ключ к победе в спортивных соревнованиях, продолжает он.
К тому времени часто говорили о физической подготовке, тактике, технике и тому подобном. Но никто не обращал внимания на фактор, определяющий все вышеупомянутое в едином порядке. В тот же день он подчеркивает: «скоростной бой» - это скоростной метод соревнования, иначе говоря, это главный метод игры нашего стиля, позволяющий спортсменам вести игры с максимальной скоростью и делать главный упор на атаку. «Скоростной бой» - это чучхейский метод соревнования, основанный на духовно-идейном настрое и физических особенностях спортсменов. Кроме того, это научно обоснованный метод соревнования, отвечающий мировой тенденции.
На следующий день был футбольный матч между сборной командой и командой кинематографистов. Ким Чен Ир, узнав об этом, вечером того же дня, говорит по телефону одному из работников футбольной команды кинематографистов: сегодня ваши игроки проявили настойчивый боевой дух, но не видно результатов, потому что низок технический уровень каждого игрока; следует усилить тренировки, сделав при этом упор на совершенствование индивидуальной техники каждого из спортсменов.
Впоследствии он не раз подчеркивает необходимость проявлять в соревнованиях высокое мастерство. Этот «технический бой», говорит Ким Чен Ир, позволяет применять оригинальные технические и тактические приемы нашего стиля, подавить противника тактико-техническим превосходством вместе с идейно-духовным перевесом.
В конце июня 1972 года он посещает поле футболистов команды «25 апреля» и наблюдает за их тренировкой. И через некоторое время обращается к ответственному работнику команды: вижу, у некоторых игроков слаба стойкость. В играх следует со стойкой волей развернуть «бой»; этот метод предполагает вести игры с непреклонной волей, проявлять самоотверженность, готовность жертвовать собой. Он подчеркивает: стойкий боевой дух, обязательный для спортсменов, не рождается сам собой. Лишь идейная закалка и усиленные тренировки помогают овладеть стойкой волей.
Он не раз лично инструктирует тренировки и игры спортсменов, чтобы они полностью проявляли в них высокую сознательность, стойкую волю, быстроту и техническую виртуозность. Под его руководством футбольная команда «25 апреля» выросла в сильную, умеющую на высоком уровне комбинировать сложные технические приемы.
В марте 1974 года она совершила турне по Японии. Корейские футболисты в каждом матче владели инициативой, своими победами продемонстрировали мощь спорта Кореи - страны чучхе. В 1985 году на Универсиаде в Кобе и на других международных соревнованиях корейские футболисты вышли победителями»
Надеюсь, это прямое включение из позапрошлого века не показалось вам лишним или чужеродным.
Однако же, вернемся из сказочного футбола на реальный, за строгую проходную National Training Center. Как ни странно, на матчи, которые были организованы специально для нас, все же просочилась какая-никакая публика, Люди в серой, черной и темно-коричневой одежде сидели прямо на земле вдоль бровки и время от времени негромко реагировали на события, происходившие за ней. Кто эти товарищи, как они узнали о том, что им надо прибыть в National Training Center, а главное, в курсе ли они, зачем организованы эти игры, понять так и не удалось.
Один немолодой болельщик из этой массы явно выделялся. Вроде и одет он был точно так же неярко, но вот как-то привлек мое внимание - и походкой, которая явно выдавала в нем бывшего футболиста, и еще белой шевелюрой, совершенно нетипичной для корейцев, то ли не успевающих поседеть, то ли не просто не предрасположенных к этому генетически. А может, дело было в том, что просто пожилых в Пхеньяне практически нет – известно, что людей, достигших пенсионного возраста и не имеющих заслуг перед Родиной, из столицы вышвыривают на периферию, чтобы они освобождали дорогу и жилплощадь молодым.
И - надо же - после одного из матчей именно с ним меня и познакомили.
Оказалось, что это - наверное, самый знаменитый северный кореец, не принадлежащий к династии Кимов. Его имя - Пак Ду Ик, и если вы не знаете, кто это такой, то вы не получите незачОта только в том случае, если вам просто не интересен сам род деятельности этого мощного старика.
Полвека назад его имя было на устах у всех футбольных болельщиков планеты. На чемпионате мира 1966 года Пак Ду Ик забил победный гол в ворота Италии и вывел героическую сборную КНДР в четвертьфинал Мундиаля. Его называли тогда Дантистом из Пхеньяна. Не знаю, почему. Может, в неких документах эта профессия была указана у футболиста-любителя как настоящая. А может, журналисты просто обыграли то обстоятельство, что у мирового футбольного сообщества вырвали зуб…
Я подарил ему вымпел «Крыльев Советов». И он – не поверите, но так и было – не только вроде бы играл против этой команды в 60-и, когда ему было всего восемнадцать, но и. довольно внятно прочитал наши труднопроизносимые слова. Вот ведь как вдалбливают людям знания в северокорейских школах, где раньше русский язык был одним из основных предметов!
Я задал легенде несколько ничего не значащих вопросов, а на мое предложение посидеть вечерком в ресторане нашей гостиницы за него самолично ответил Ким:
- Товарищ Пак Ду Ик, несмотря на возраст, ведет большую общественную работу. Он очень занят и потому не сможет принять ваше любезное приглашение.
На том и расстались, к сожалению. Ведь вопросов к нему у меня было множество. Про сборную КНДР, игравшую на английском чемпионате мира, я прочитал все, что мог, и очень хотелось бы узнать, что же из этого является правдой, а что вымыслом. Гуляет, например, такая история, что после того самого триумфального матча с Италией сборная КНДР в почти полном составе набухалась в ночном клубе, и ее за это расстреляли. А Пак Ду Ик не пил и всего лишь был переквалифицирован из футболистов в лесорубы, поскольку команда все равно не стала чемпионом мира.
На эту тему, впрочем, я вопрос задать успел - разумеется, в предельно корректной форме: как, мол, встретили сборную дома после того турнира? Пак Ду Ик ответил, что очень, очень тепло. Но ведь одно дело, когда общаешься с человеком на ходу, и совсем другое, когда есть время разговорить собеседника. Хотя, с другой стороны, разговорить истинного северного корейца - примерно то же самое, что и напоить правоверного жителя Саудовской Аравии...
Продолжение следует
Предыдущая глава - здесь