Живописное мастерство Месута Озила

У меня есть приятель. Он из породы тех замечательных людей, что готовы растолковать вам любое событие, не оставив простора для дискуссии. Вадим (так его зовут) способен объяснить при помощи математического инструментария структуру драматического произведения, динамику семейных отношений и даже... половую жизнь енотов. Мехмат МГУ это навека. Особенно эффектно его доводы звучали для таких, как я — гуманитариев.

В прошлом сезоне мы смотрели игру против Астон Виллы, и мой приятель постоянно записывал что-то в блокнот. «Наверное, блог ведет: тактический рисунок, эффективность, ТТД и все такое», — подумал я, не отвлекаясь, тем не менее, от происходящего на экране. Спустя 7-10 минут после финального свистка он показал мне листок, на котором фиксировал попадания в штанги и перекладины, ошибочно зафиксированные офсайды, карточки и замены. Список из 15-20 игр Арсенала за последние полгода! Когда речь зашла о шикарных голах, эффектных обводках и зубодробительных подкатах, Вадим не нашелся что ответить.

Загружаю...

Он не СМОТРЕЛ — он СЧИТАЛ игру.

Камнем преткновения в нашей беседе стал Месут Озил, который в той игре забил и ассистировал Дэнни Уэлбеку. Мой товарищ с серьезным видом рассуждал о том, что Озил-де — игрок-вспышка, неспособный, цитирую: оставить след в истории футбола. Тогда я оставил выпад без внимания, списав на «эффект нефильтрованного», но позже понял — он отрицает саму суть футбола, его сакральную составляющую, которая роднит игру с искусством.

 

Давайте на некоторое время представим, что футбол — это живопись, а футболисты — художники. Например, Кокорин, перехода которого, как огня боялись русскоговорящие фанаты Арсенала — это модный художник Тищенко, о котором многие что-то слышали, но чьи картины не стоят дороже 200 долларов. Самовлюбленный нонконформист Ибрагимович — это Дали, а, скажем, Лорд Бендтнер — Джексон Поллок: то ли футболист (художник), то ли городской сумасшедший.

Месут Озил, рожденный в алхимическом браке Востока и Запада™ — это Рембрандт. Его футбол — эклектичный, вобравший в себя всю гамму игровых «красок», начисто лишен вычурных линий, показного лоска и самолюбования. В отличие от «португальского Уорхола» и его «буклетов», лоснящихся всевозможными типографскими изысками, погрязшего в монотонности и самоповторах, каждое движение которого — арт-объект эпохи массового потребления, наш Рембрандт™ не бросает вызов обществу.

Загружаю...

Вычурность, эпатаж, самовыражение ради самовыражения — ими движет энергия невежества; они чужды настоящему творцу, делающему лучше не только себя, но и ближних. Красота в ее классическом понимании (а Озил, безусловно, классик) должна быть скромной. Филигранные передачи изящными мазками наносятся на холст футбольного поля, очаровывая и вдохновляя. Ни одного лишнего движения. Просто и гениально.

Как и любой выдающийся художник, Озил долго искал себя во «враждебной культуре», наблюдая постоянный конфликт между собственным творчеством и ограниченными эстетическими запросами современников. Однако наш Рембрандт не сдавался, понимая, что сиюминутные потребности непритязательной публики — не повод зарывать талант в землю. Оттачивая собственный стиль, перепробовав десятки оттенков и решений, он шел к своим шедеврам.

Не могли не отозваться на творчестве мастера и житейские невзгоды. Расставание с музой, вдохновлявшей его изящными изгибами тела, глубиной и блеском карих глаз, определило спад в творческой активности. Краски поблекли, огня в работе поубавилось, что сразу было отмечено критиками. Оставалась вера в собственные силы и в некое «искупление».

Загружаю...

Время воздаяния за терпение и тяжкий труд пришло в нынешнем сезоне. Месут обрел зрелое «живописное мастерство». Стихии света и цвета, независимые, и даже отчасти противоположные в предыдущие годы, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Горячая, то вспыхивающая, то гаснущая трепетная масса красок, тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматически напряженную атмосферу, усиливает эмоциональную выразительность его творений. Катарсис.

Парадокс, но теперь его игра «возбуждает» и тех, кто смотрит футбол по телевизору, и тех, кто делает это на калькуляторе. 4+17 в 24 играх чемпионата и прекрасные шансы на обновление рекорда АПЛ по ассистам.

Ликуйте, счетоводы. Наслаждайтесь, истинные любители игры.

И пусть вас не смущает небольшой спад — художник готовит очередной шедевр.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Two Ars and Arsh
Популярные комментарии
Tamplier_47
Сеска он переплюнул, по моему мнению. Ещё пару таких сезонов и будет одним из лучших в истории клуба.
САУ АА23
Меня всегда улыбает, когда Озила упрекают за то, что он играет не как переполненный тестостероном самец. Для многих переломить ход матча - это бегать и не щадить свои и чужие ноги, заляпывая свою и чужую майку кровью. Для Месута переломить ход матча- это навесить на Уэлбека, когда все ждут навеса на прекрасно играющего головой Жиру. Интеллектуалы решают проблемы иначе, чем берсерки.
Олдгунна
Между Озилом и окончательным признанием в нём "мирового классика" стоят две вещи - чемпионство в АПЛ и ЛЧ. Он гений, но как ни крути - футбол командная игра. Сейчас его команда Арсенал. Кубок мира считается, но в Арсе он всё же полкоманды. Так что вес победы несоизмерим.
Еще 56 комментариев
59 комментариев Написать комментарий