Top Gear в картинках: история главного автомобильного шоу
Как выглядела программа с Джереми Кларксоном и без него.
Уход из Top Gear в прошлом году скандального Джереми Кларксона и его коллег (Джеймса Мэя и Ричарда Хаммонда) вызвал понятное волнение у телезрителей по всему миру – Кларксон был олицетворением шоу, и без его участия новая передача – даже с интересными ведущими – будет уже не такой, как раньше. Однако Top Gear существовал и до Джереми.
Первый Top Gear был выпущен в 1977-м «ограниченным тиражом» – получасовая передача вышла только на региональном канале BBC Midlands. Но уже в следующем году программа, рассказывающая о новых и подержанных автомобилях, безопасном вождении и экономии топлива, переехала на BBC 2. В те годы у Top Gear не было ни специальной студии, ни приглашенных звезд, ни фирменного юмора. Главной ведущей была журналистка Анджела Риппон, которой помогали многочисленные репортеры – Барри Джилл, Ноэль Эдмондс, Том Койл и другие.
К середине 80-х программа себя исчерпала – руководство BBC стало угрожать закрытием, поэтому продюсерам пришлось внести коррективы в формат тележурнала: начали подниматься новые автомобильные темы, эфирное время получили рассказы об автоспорте, а в качестве репортеров появились интересные личности – вроде гонщиков Тиффа Нидделла и Тони Мэйсона.
В конце десятилетия Top Gear даже провел конкурс среди зрителей, победитель которого получил возможность выступить на Ралли Великобритании.
Самым большим приобретением Top Gear в 1988 году стал молодой автомобильный журналист Джереми Кларксон.
Долговязый парень много острил и необычно вел себя перед камерой, что – с одной стороны – вызывало общественную критику, но с другой – повысило популярность передачи. В те годы программа также принялась рассказывать о проблемах потребителей, обратила внимание на мотоциклы и классические автомобили, и все это сильно заинтересовало зрителей – в конце 80-х Top Gear смотрело около 5 млн человек.
В том, что программа действительно популярна в Великобритании, скоро поняли и автопроизводители. Например, высказывание Кларксона о новой машине «Воксол Вектра» («это просто коробка на колесах») возымело сильный отрицательный эффект на ее продажи.
В следующем десятилетии в Top Gear появилось еще несколько журналистов – например, Стив Берри, рассказывавший о мотоциклах, и Джанет Тревин (она отстаивала интересы покупателей и критиковала средства безопасности машин).
На стыке тысячелетий Кларксон ушел (его место занял Джеймс Мэй), и рейтинги рухнули с 6 до 3 млн зрителей. В попытках спасти тележурнал BBC стала менять ведущих, но это не помогло программе, и вскоре ее закрыли.
То, что было дальше – всем хорошо известно: Кларксон придумал новый формат, взял в помощники Мэя и Хаммонда и запустил обновленный Top Gear на новую высоту.
Трудно сказать, что именно привело шоу к успеху – юмор ведущих, необычные истории (например, поездка на Северный магнитный полюс), таинственный гонщик Стиг или появление знаменитостей за рулем серийных автомобилей, – но можно точно сказать, что Top Gear, который мы знаем, был полностью придуман той командой, которая в 2015 году ушла делать новое шоу.
Сейчас перед BBC стоит непростая задача: возобновить и превратить программу в новый интересный проект без участия Кларксона. Задача очень сложная – повторов идей избежать почти невозможно, – но первые шаги уже как минимум вызывают интерес.
Фото: BBC; Global Look Press/Gary Lee/ZUMAPRESS.com, Caters News Agency Ltd, UPPA/ZUMAPRESS.com, PLANET PHOTOS, Tony Edenden/ZUMAPRESS.com