Как Джокер шутит шутки с теннисом, или еще один кирпич в стене
Оглушительный старт сезона 2016 Новака Джоковича (дебютный "Золотой орел" в Дохе и шестая "чаша" в карьере на Австралиан Оупен) произвел мощный резонанс в мировой спортивной прессе. Индийский журналист и комментатор Бория Мажамдар и теннисный обозреватель Стив Тиньор поделились своими искрометными впечатлениями от игры первой ракетки мира в Мельбурне на страницах The Economic Times и Tennis.com. (Перевод Ольга Линде).
Современный теннис смотрит в пистолетное дуло. Всё предсказуемо и кризис только углубляется. И имя этому кризису – да, кризису, по крайней мере, в данный момент времени, - Новак Джокович. Из-за того, как Новак играет, тот факт, что последним, оставшимся на ногах, снова будет он, неизбежен. Это своего рода бесчеловечно – что кто-то может играть так хорошо. Так последовательно. С таким постоянством. И продолжать без единого изъяна. Как это вообще возможно? Теннисные эксперты ломают головы, пытаясь понять, а Новак тем временем продолжает делать то, что делает лучше всего – выигрывать одну большую схватку за другой.
Сутью современного спорта является конкуренция. Причина, по которой мужской теннис несколько лет назад шагнул на такую высокую ступень, в том, что четверо великих начали играть в сумасшедший теннис, между собой решая судьбы всех главных титулов. Если Рафаэль Надаль был королём грунта, то Роджер Федерер по-прежнему правил сердцами на Уимблдоне. Энди Маррей заявил о себе на US Open (который выиграл в 2012 году), а Джокович постоянно был рядом на каждом «Шлеме», выигрывая по крайней мере по одному в год.
Но потом случилось немыслимое. Новак, бог знает, как он это сделал, перевернул ещё одну страницу. Большинство думали, что это невозможно. Как кто-то может поднять планку ещё выше, если уже играет настолько хорошо? Но это именно то, что сделал Новак. Фитнес, настойчивость, постоянство и, - прежде всего - голод, Новак сочетает все эти качества так, как вряд ли кто-либо когда-либо делал прежде. В откровенном разговоре пару дней назад Абхинав Биндра (известный индийский стрелок, олимпийский чемпион 2008 года. – прим. перев.) назвал то, что нужно, чтобы выиграть олимпийскую золотую медаль. "Нужно быть голодным. Очень голодным. И крайне решительным, потому что потом будешь выпит до дна. Я после Пекина не мог и не хотел соревноваться два года".
Хотите – верьте, хотите – нет, но Новак делает это трижды в год. Каждые несколько месяцев он задирает планку. А ведь те, кто ему противостоят, не лёгкие жертвы, не мальчики для битья. Помимо Федерера, Надаля и Маррея, Вавринка вышел на новый уровень и стал ещё одним жёстким конкурентом, причиной, по которой в 2015-м Новак не смог выиграть все четыре ТБШ.
Каждый из них – игрок высочайшего класса и выигрывал бы «шлемы» как хотел, если не было бы Джоковича. Как бы хорош ты ни был, ты просто не можешь соответствовать Джоковичу в той форме, в которой он находится. И теннису придётся нести на себе всю тяжесть этого. Так же, как команда Клайва Ллойда в 1970-х и 1980-х, как Стив Во и Рикки Понтинг в 1990-х и 2000-х сделали крикет на определённом уровне скучным, так и Джокович сейчас. Мы знаем победителя ещё до начала «Большого шлема». Его победы на них в эти дни больше не являются неожиданностью.
Знаменитый спортсмен, капитан австралийской сборной по крикету Рикки Понтинг
Насколько хорош Новак на данный момент? Скажем так – у него есть класс Федерера в сочетании с умением Надаля покрывать весь корт плюс здоровье и физическая подготовка Маррея.
И, выражаясь словами Абхинава, - он всегда голоден, когда играет на «Больших шлемах». «В Пекине золотая медаль была нужна мне, чтобы выжить. Это была отчаянная потребность. В Лондоне я её хотел. Не нуждался отчаянно, всего лишь хотел. И вот теперь в Рио я снова в ней нуждаюсь», - сказал Абхинав.
В случае Новака – он отчаянно нуждается в победе на каждом «Шлеме», в котором играет. Он нуждается в этом, чтобы сделать себя бессмертным. Чтобы приобрести статус, который имеют сейчас совсем немногие, и играть в такой теннис, который вряд ли когда кто-то видел. Ну так что в том, что спорт становится предсказуемым? Мы имеем возможность наблюдать за тем, как на наших глазах создаётся история, а история никогда не бывает скучной. Если вы – поклонник тенниса, то самое время жить моментом. Пережить его вместе с великим Новаком Джоковичем.
By Boria Majumdar The Economic Times
------------------------------------------------------------------------------------------------------
У Энди Маррея не сработал удар слева в тот момент, когда он забежал в "коридор". Он потерял баланс, слега раскачиваясь телом, да и ноги не встали как надо - неудивительно, его удар улетел в аут. Понаблюдав за тем, как мяч уплывает, он повернулся к боксу своей команды, потряс головой и, как показалось, пробормотал: «Ничего не говорите. Это не поможет».
Слова Маррея мрачны, но с ними трудно не согласиться. В данный момент кажется, что решения нет ни для шотландца, ни для кого другого, если с той стороны сетки – Новак Джокович. В воскресенье Маррей в четвёртый раз проиграл АО Джоковичу. И так же, как он делал это три предыдущих раза, Маррей провёл два часа и 50 минут этого матча в роли человека, старающегося со всё возрастающим раздражением пробить кирпичную стену. Любой, кто когда-либо играл с любым из них, знает, что какой бы удар ты не нанёс, стена счастливо ударит в ответ раньше, сильнее и гораздо точнее.
Называя Джоковича кирпичной стеной, совсем не имею намерения, как это делают некоторые, назвать его одномерным игроком или же человеком-щитом. Говоря это, имею в виду, что сейчас на пике своей силы его талант всеобъемлющ – это настоящая стена мастерства. В двух заключительных матчах ему противостояли вторая и третья ракетки мира, а его преимущество над обоими было очевидным с начала и до конца.
Джокович играет в жёстко контролируемую и дотошную игру, нет ничего замысловатого или показушно-театрального – ничего ненужного – в его ударах. Но это не значит, что ему не хватает разнообразия и вариантов в выигрыше очка или борьбе с оппонентами. Его универсальность ярко проявилась в том, как он выиграл два первых сета у Маррея.
Как и в полуфинале против Федерера, Джокович начал с силой и раскованностью, которые до недавнего времени ассоциировались с тем, как он заканчивал матчи. Теперь он их так начинает. В первом гейме на своей подаче Джокович отыграл брейк-пойнт мощным кроссом с бэкхэнда, а двумя геймами позже удержал выверенным в совершенстве дроп-шотом и виннером с форхэнда. Когда Маррей попробовал пойти ва-банк на приёме второй подачи, Джокович предугадал. Он поймал Маррея вне позиции, отправив скользящую вторую в перекрестье вместо того, чтобы подать широко.
«Я начал с большой эффективностью с обоих углов. Начал так же хорошо, как против Роджера. Начиная сетом 6:1, чувствуешь себя более комфортно».
Слова Джоковича о том, как это здорово – выигрывать стартовый сет 6:1, не то, что его соперникам хотелось бы слушать.
Второй сет был более типичен для финала Маррей – Джокович. Розыгрыши и геймы растягивались, пока они обменивались брейками. К несчастью для Маррея, способ, каким Джокович его выиграл, смесью хладнокровного спокойствия и мгновенно взрывающейся авантюрности, был так же типичен для их последних матчей. Подавая при счёте 5:5 40:0, Маррей смазал то, что должно было бы быть безопасным бекхэндом. Но это было всё, что нужно Джоковичу. Он продолжил виннером с форхэнда, завершившим изнурительное ралли в 36 ударов, отправил измученного Маррея к сетке при счёте «ровно», и, наконец, на брейк-пойнте, вернул подачу прямо в заднюю линию Маррея. И за короткие пять минут матч из конкурентного превратился во «всё кончено».
«Второй сет был решён несколькими очками. Ещё до начала матча я знал, что против Энди я должен набраться терпения и конструировать очки. Это невозможно было делать постоянно, потому что он менял тактику и в третьем заиграл лучше, но на важных очках мне удавалось находить способы», - сказал Джокович.
Однако конец второго сета так же показал, что Джокович, вопреки своей репутации человека-машины, способен поддаваться нервам. Подавая при счёте 6:5 30:15, ещё два очка – и титул твой. Совпадение ли это, что он допустил две двойные ошибки подряд, когда титул был уже в пределах видимости (всего за матч их было три)? Скорее всего, нет.
Но он всё равно собрался и удержал.
Сколько раз Джокович брал подачи при счёте 5:5 или 5:6? Сколько сетов, развивавшихся по обоюдному сценарию, в конце концов, заканчивались в его пользу? Нервы у Джоковича такие же, как у всех, но на данном этапе карьеры его уверенность – или, как он любит интерпретировать, убеждённость, - непоколебима, как скала. Как ни у кого больше.
«Мне кажется, помогает опыт игры с этими ребятами на самых больших аренах и в самых решающих раундах, понимание того, что на кону, осознание важности и ценности этих турниров и сражений за эти трофеи», - сказал Джоковвич.
Маррей же назвал последние две недели тяжёлыми. Он думал о своей беременной жене, о её отце Найджеле Сирсе, попавшем в госпиталь в ходе турнира. Маррей списал своё поражение в финале на непоследовательность.
«Я посмотрел статистику. Он выиграл на 25 или 26 очков больше меня, я же допустил на 25 или 26 больше невынужденных ошибок», - сказал Маррей.
Это был не вечер Маррея. Он вышел пустым, сыграв пятисетовый матч на день позже, чем Джокович сыграл свой. Маррей также пал жертвой излишне безопасной манеры судейств Карлоса Рамоса. Дважды на ключевых очках подача Джоковича уходила далеко по длине и была засчитана; дважды Маррей терял очки и жаловался. Это оборотная сторона системы Hawk-Eye, позволяющей судье на вышке отдавать игрокам право на челлендж. Вторая из смазанных подач Джоковича была достаточно далеко для того, чтобы быть аннулированной.
Но, как сказал Маррей, любая помощь команды или судьи на вышке были бесполезны в этот вечер. Всё больше и больше тот, кто сталкивается с Джоковичем, сталкивается и с теннисной историей. Это был 11-й титул серба, поставивший его вровень с Родом Лэйвером и Бьорном Боргом. Теннисный воздух становится всё более разреженным, но для Джоковича становится всё более привычным им дышать.
«Знать, что, выходя на корт, я могу творить историю, это воодушевляет и стимулирует».
Слишком рано рассуждать на тему, какое место занимает Джокович среди GOATов – об этом мы поговорим, когда серб, Федерер и Надаль завершат карьеры, до этого момента давайте подождём с окончательными выводами, но спортивному миру, возможно, с некоторым опозданием пора начинать признавать Джоковича исторической фигурой, которой он становится.
Придя в студию ESPN на интервью после матча, он был встречен толпой поклонников, скандировавших его имя. Когда интервью закончилось, он зашвырнул в толпу свои кроссовки.
Было время, когда он скользил и спотыкался в своих кроссовках, но в эти дни он тот, кто всегда остаётся на ногах последним. Эту стену становится всё сложнее преодолеть.
By Steve Tignor Tennis.com
Поздравляем Нолетим и всех джокофанов с рекордным австралийским трофеем Новака Джоковича!!! Браво, Маjсторе!
Церемония награждения
Novak Djokovic's Aus Open 2016 trophy shoot | Australian Open 2016
Источники:
Фото Getty, офсайт Australian Open.
Перевод Ольга Линде
(Анонс: читайте в следующем выпуске блога подробный аналитический обзор финала Австралиан Оупен от Крейга О`Шоннесси)