Русский Роман. Кого надо натурализовать для сборной России?
Футболист "Шальке" Роман Нойштедтер во время паузы в немецком чемпионате прибыл в Москву для получения российского паспорта. В связи с этим мы решили поразмышлять, нужен ли он сборной России, и нужен ли ей кто-то ещё из списка обсуждаемых кандидатов на натурализацию?
Ари
Когда говорят о возможной натурализации кого-либо для сборной России, одним из первых вспоминают Ари, который на самом деле сборной не нужен вообще. Все причины очевидны и находятся на поверхности. Во-первых, игра товарища Ари, как и многих его соотечественников, очень зависит от настроения. Ари играет здорово, когда у него есть мотивация, а каково будет его желание рвать и метать в футболке сборной России – большой вопрос. Можно сколько угодно перечитывать многочисленные интервью, в которых Ари рассказывает о своей сокровенной мечте, отстаивать честь России на ЧМ-2018, но до домашнего чемпионата надо еще дожить.
Во-вторых, Ари в текущем сезоне отличился пять раз в пятнадцати матчах, так что по результативности бразилец, которому, на секундочку, уже исполнилось 30, уступает и Смолову (6 голов), и Кокорину (4 гола в 8 матчах (0.5 гола за игру)). О соперничестве с Дзюбой не идет и речи. Целесообразность натурализации возрастного футболиста, который не превосходит своих коллег по амплуа, вызывает вопросы. Все-таки если кого-то и натурализовать, человек должен быть на голову выше своих «отечественных аналогов».
Для убедительности не мешало бы вспомнить того же Данило Неко, которого так хотели видеть в составе российской сборной в бытность его выступлений за «Аланию». Сейчас Неко выставлен на трансфер в казахском «Актобе». Еще одним несостоявшимся лидером сборной России является Веллитон. Дважды лучшему бомбардиру РФПЛ, после потери мотивации пришлось ехать в «Гремио», где голов за сезон у него было меньше, чем подбородков. Позже Веллитон транзитом через «Сан-Паулу» и «Сельту» попал в чемпионат Турции, где сбросил вес и вспомнил, где находятся ворота соперника. Веллитон дублирует статистику Ари (5 мячей в 15 матчах). О несостоявшейся натурализации едва ли кто-то сожалеет.Единственным весомым поводом дать Ари российский паспорт является лимит на легионеров.
Джонса и Депардье России достаточно, но Ари может рассчитывать на получение паспорта по свежим следам Гилерме, так как уже достаточно долго живет в России. Натурализация Ари в какой-то степени развяжет руки тренеру «Краснодара» Олегу Кононову, но пользу сборной России она не принесет. Ну а если слухи о скором отъезде бразильца в Китай окажутся правдой, вопрос снимется автоматически.
Марио Фернандес
Несомненно, Марио Фернандес является одним из лучших легионеров в чемпионате России и по таланту и по отношению к делу. О натурализации Марио тоже приходится слышать нередко, прежде всего, от руководства ЦСКА. Как ни крути, а лимит на легионеров является гигантской занозой для абсолютного большинства клубов премьер-лиги. Однако против натурализации Фернандеса есть сразу два весомых аргумента. Первый из них – Марио еще не прожил в России достаточное количество лет, чтобы рассчитывать на получение гражданства. Все мы знаем, что российские паспорта могут выдаваться по инициативе одного человека, но вряд ли это приведет к чему-то хорошему.
Еще одним провалом больше будет, если Россия начнет уподобляться Катару, где однажды собирались сколотить сборную страны сплошь из натурализованных бразильцев. Если России последует дурному примеру, то под бело-сине-красным триколором будет выступать «Сборная Бразилии-2». Вторым аргументом является позиция Фернандеса на поле. Класс и профессионализм латераля ЦСКА сомнению не подвергается (хотя в Лиге чемпионов Марио не показывает себя эталоном надёжности), но на правом фланге сборной России обосновался один из самых стремительно прогрессирующих российских футболистов Игорь Смольников, за игру которого даже при Капелло было не стыдно.
Убирать из состава Смольникова – отвратительная идея, почти преступление, чередовать Смольникова и Фернандеса, при ограниченном количестве матчей сборной – как минимум глупо, а представить одного из них на левом фланге обороны достаточно трудно. Футбольная общественность давно убедилась, что лимит на легионеров – универсальная кузница опорников и крайних защитников с российским паспортом, так что в натурализации Фернандеса сборная не нуждается. Если, конечно, Слуцкий не собирается использовать его в роли вингера.
Жоаозиньо
Вопрос о натурализации 27-летнего бразильца наверняка рассматривался бы гораздо серьёзнее, если бы не тяжелая травма в начале года. Необходимую планку в пять лет проживания в стране Жоао уже преодолел, так что о скором получении российского паспорта может говорить смело. Правда ему придется немножко помучиться на экзамене по русскому языку. Там даже Гильерме не без труда справился, а у Жоаозиньо с изучением Великого и Могучего дела обстоят явно хуже, чем у его соотечественника.
Очевидно, что игрок с такой скоростью, техникой и культурой паса сборной России бы пригодился и через полгода во Франции, и через два с половиной года дома. Но большущий вопрос - сумеет ли Жозя вернуть себе ту форму и те навыки, которые он демонстрировал зрителям до травмы? Об этом можно будет говорить, думается, лишь после прохождения полноценной предсезонки - влиться в игру команды по ходу сезона после долгого простоя Жоао было объективно трудно. Ещё одна причина, которая может оказать негативное влияние на выступления Жоаозиньо в сборной – это цвет кожи, хотя тут от самого футболиста уже ничего не зависит. Идти по стопам Майкла Джексона ради сборной России, конечно, не надо. И все-таки если к темнокожим игрокам в клубах все уже давно привыкли (хотя находятся "болельщики", которые умудряются оскорблять футболистов на этой почве при наличии таких же игроков в их собственных командах), то в сборной это будет что-то новенькое.
Гильерме
Преимущество Гильерме над всеми остальными персонажами в этом списке в том, что российский паспорт у него уже есть. Для этого бразильскому вратарю пришлось пройти все существующие круги ада, но стойкости Гилерме хватило. Теперь славный русский парень Маринато даже на матчи чемпионата России заявляется как россиянин. У сборной России достаточно давно не было проблем с вратарями, но они все-таки начались, и натурализация Гилерме в таких условиях более чем целесообразна. При очевидном регрессе абсолютного большинства российских голкиперов, появление Гилерме в сборной не только возможно, но и ожидаемо большинством болельщиков.
При этом Гилерме может не просто рассчитывать на место в тройке вратарей российской сборной на крупных турнирах, но и всерьез побороться за место в основе. Акинфеев в последнее время слишком занят своими рекордами в Европе, а достойных сменщиков у него, как показал матч с Хорватией, практически нет. Из Юрия Лодыгина пытались сделать нового Нойера, но по игре ногами он даже не новый Песьяков. От Артема Реброва явно отвернулась фортуна. Либо перед матчем Реброву надо не ограничиваться целованием штанг и отправлять хотя бы воздушные поцелуи перекладине, либо, что вообще катастрофа, одна штанга приревновала стража ворот «Спартака» к другой. Надеюсь вам не надо объяснять, на что способна обиженная и ревнующая штанга. Если говорить о других кандидатах на место в воротах, Рыжиков уже староват, а Габулов с Беленовым играют не на максимуме своих возможностей. Впрочем, если посмотреть на игру Гильерме в матчах с "Кубанью", "Спортингом", за российский вратарский цех становится как-то неспокойно.
Роман Нойштедтер
Вот мы и дошли до главного, и, пожалуй, самого вероятного варианта натурализации для сборной. 27-летний немец – единственный в этом списке, у кого есть «русские корни». Появление Нойштедтера безусловно усилит сборную России. Во-первых, потому что это классный футболист, который не играет за сборную Германии только потому, что там чудовищная конкуренция. Во-вторых, потому что игрок сам выражает заинтересованность в выступлении за свою историческую Родину. А Родина рада его принять.
В «Шальке» Нойштедтер чаще играет в опорной зоне, но в сборной он вряд ли будет использоваться как полузащитник. Откуда в России берутся опорники, написано в абзаце про Фернандеса, если вы случайно пролистали. Роман Нойштедтер также способен без проблем сыграть в роли центрального защитника, а вот это уже очень важно. Оуэн Харгривз как-то установил своеобразное достижение – он дебютировал в сборной Англии, не сыграв ни одного матча в премьер-лиге. То же самое в сборной России выдал Никита Чернов, но тут его появление обусловлено скорее безысходностью.
Проблемы сборной России с центром обороны видны невооруженным глазом, если на такой ответственной позиции появляются 19-летний игрок молодежки ЦСКА и, прости господи, Виктор Васин. Мы даже не сомневаемся, что рекордсмен по количеству матчей за сборную России и настоящий патриот Сергей Игнашевич будет играть в сборной, пока из него песок сыпаться не начнет, но на ЧМ-2018 Игнашевичу стукнет 39, если до этого не стукнет инфаркт, а Сергей до сих пор безальтернативен. В его возрасте люди завершают карьеру в сборной, чтоб хотя бы на годик продлить карьеру. Игнашеаичу же, судя по всему, придется завершать выступления на клубном уровне ради сборной. Вообще России не мешало бы натурализовать сразу двух-трех Романов Нойштедтеров, но пока нашелся только один, и упускать его никак нельзя.