Сними меня на камеру. В чём главное отличие западных и российских фильмов о спорте?

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Негоже в блоге, в котором эта запись лишь третья, говорить от первого лица, но я себе такую вольность всё же позволю.

Недавно мне посчастливилось посмотреть фильм «Накал страстей» (FeverPitch) 1997 года. Для тех, кто не знает, вкратце расскажу, в чём соль. Главный герой, которого, как и бывшего спортивного директора «Ростова», зовут Пол Эшуорт и которого играет совсем молоденький Колин Фёрт, неистово болеет за лондонский «Арсенал». Работая учителем английского языка и литературы, он половину урока общается с учениками о футболе, каждые выходные ходит на «Хайбери», а главная его мечта – чемпионство «Арсенала», которого он ждёт уже 18 лет. На дворе, если что, 1989 год. Главный треугольник ленты – метания Пола между «Арсеналом» и его любимой женщиной, к футболу в начале картины равнодушной. Герой выбирает «Арсенал», тот выигрывает чемпионат, вырвав зубами победу у «Ливерпуля», а с женщиной в итоге мирится. Хэппи энд.

Загружаю...

Фильм, снятый, кстати, по одноимённой книге, конечно, не о футболе, а о любви и человеческом одиночестве. Но дело не в этом. Меня поразило, как создатели ленты сумели сделать футбол, «Арсенал» и «Хайбери» (к слову, происходящее именно на поле показано только один раз) полноценными героями этого фильма, а не просто декорацией. И это при том, что футбол здесь, как я говорил, на втором плане. А что же с фильмами, у которых во главе угла именно сам спорт?

Сразу скажу, что для сужения темы здесь в основном пойдёт речь о фильмах про футбол. За редким исключением.

Любой фильм о спорте – это всегда про преодоление, про личную драму и, как правило, про одиночество. Но абсолютно любой режиссёр понимает, что спорт – это зрелище, которое УЖЕ содержит в себе достаточно нерва и драмы, которых хватит, чтобы увлечь зрителя. И главная задача режиссёра – сделать так, чтобы драма человеческая, вне поля или площадки, не смотрелась неуместным приростком к крутым кадрам. То же самое можно сказать и про обратную ситуацию – снять крутой тачдаун только ради крутого тачдауна, когда зритель уже выплакал свою цистерну слёз, бессмысленно.

Блестящий пример фильма, в котором эта пропорция соблюдена – затёртый до дыр шедевр «Каждое воскресенье» Оливера Стоуна. Именно в этой картине герой Аль Пачино (тренер команды по американскому футболу) толкает в раздевалке вдохновенную речь, которую в Интернете часто пытаются выдать за слова Анчелотти перед финалом ЛЧ, слова Моуринью перед матчем «Реал» - «Барселона» и т.д.

Загружаю...

Режиссёр этого фильма не тычет зрителю в глаза роскошно снятыми футбольными сценами, но и не размазывает по экрану бытовые истории игроков, давая им столько экранного времени, сколько нужно. На выходе – роскошный фильм, интересный как болельщикам, так и неболельщикам. То же самое можно сказать и о Moneyball, и о «Проклятых «Юнайтед».

Далее мы будем поносить российский кинематограф. Но перед этим, чтобы отвергнуть обвинения в радикальном западничестве, приведем пример неудачного спортивного фильма из Голливуда – речь о «Голе» и «Голе-2». Да, там есть Сантьяго Нуньес со своим отцом, почти святой бабушкой и девушкой. Но его линию режиссёр снимал на отвали исключительно для того, чтобы в финале первого фильма Нуньес в составе «Ньюкасла» забил «Ливерпулю», а во втором в паре со своим непутёвым дружком, играя за «Реал», обыграл в финале Лиги чемпионов «Арсенал», в составе которого блещет Тьерри Анри и какой-то странный гопник с повадками Павла Мамаева и Александра Алиева.

Что же такого плохого в российских и советских спортивных фильмах? Ответ можно дать сразу, а потом уже приводить примеры. Пренебрежение или к человеку, или к спорту.

Совсем древние ленты вроде «Вратаря» (1936) мы брать не будем. Вспомните, например, фильм «Одиннадцать надежд» 1975 года. Окей, советская сборная готовится к матчу ЧМ, в котором решается судьба путёвки в плей-офф. Окей, есть камео Николая Озерова. Но на кой, скажите, чёрт, было звать на главную роль (тренера сборной) великого Анатолия Папанова, если его персонаж менее выразителен, чем манекен в магазине?

Загружаю...

Зачем в детективе «Обратный отсчёт» (2006 год, вы должны его помнить по пафосной песне «Русские забили») было вообще придумывать какой-то сюжет, если главная цель фильма – показать, как круто мы проведём ЧМ-2018?

 

Другой пример перегиба палки – сериал «Команда» 2004 года. Да, глупо было бы ждать от сериала каких-то шедевров, но всё же. Завязка супер – команда-аутсайдер второго дивизиона «Торпедо» (Болотное), состоящее из лузеров и алкоголиков, рвётся в финал Кубка России. Не отказываясь от личных драм в жизнях этих самых алкашей, можно было снять очень крутое кинос очень крутыми футбольными кадрами. Но нет. Нам показывают ноги «футболистов» под песню «Отпетых мошенников».

Помимо неумения сочетать жизнь и спорт, наши фильмы о последнем имеют жуткое свойство – идеологическая и патриотическая накачка. Образец – набившая оскомину «Легенда №17». В принципе, сам по себе пафосно-патриотический посыл фильма – не такой уж страшный зверь. Страшно, когда режиссёр не умеет обыграть его изящно.

В России можно снимать классное кино про спорт. Просто всего в нём должно быть в меру: и любви, и ненависти, и жизни, и смерти, и зрелища, и патриотизма.

А какие ваши любимые фильмы, связанные со спортом? Жду ответов в комментариях:)

Загружаю...

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Марсово пастбище
Популярные комментарии
Алексей Гирник
День драфта понравился
максим дмитриев
1) Белые не умеют прыгать. 2) Их собственная лига. 3) Дублёры.
Carlton Palmer
Дидье Майк Бассетт - тренер Англии
3 комментария Написать комментарий