Боккетти: «Итальянцы - такие же прекрасные люди, как и русские»
Интервью официальному сайту дал итальянский защитник красно-белых Сальваторе Боккетти.
Защитник «Спартака» Сальваторе Боккетти из-за полученных в нескольких матчах четырех желтых карточек пропустит встречу с «Уралом». В период неожиданно появившегося свободного времени итальянец рассказал пресс-службе красно-белых о своей жизни в России, игре команды и самых запоминающихся моментах в карьере.
НА ДВАДЦАТЬ ПРОЦЕНТОВ РУССКИЙ
— Вы живете в России больше четырех лет. Уже переняли от русских какие-нибудь привычки?
— Конечно. Например, знаю, что нельзя здороваться с человеком за руку, если ты стоишь в дверном проеме. У меня даже недавно из-за этого был забавный случай в Италии. Ездил туда в прошлом месяце. Один мой хороший друг протянул мне руку, а я отпрянул от него и замотал головой: «Нет-нет-нет! Не делай этого…» Представляете, забылся. В Италии-то можно здороваться везде. Друг посмотрел на меня очень удивленно: «Что ты делаешь?!.» Говорю: «Ой, извини. Думал, что в России...» Так что после нескольких лет, проведенных здесь, мне кажется, я уже на двадцать процентов русский.
— Говорят, что самые добрые люди живут в Италии на Сицилии. Неаполь, где вы родились, находится недалеко. Там тоже открытые и понимающие люди?
— На севере, наверное, из-за климата люди холодные, более мрачные. А на юге, да, там всегда тепло и народ такой же добрый и открытый. Я вырос в бедном районе, не очень хорошем. Но люди там были приятные. И у меня до сих пор в этой местности живет много друзей.
— Раньше приезжих в Неаполе всегда предупреждали о том, что под окнами жилых домов ходить нельзя, потому что люди выбрасывают мусор в пакетах прямо из форточек. Сейчас то же самое?
— Нет, это вообще неправда. Наверное, просто стереотип о Неаполе. Чтобы мне приходилось когда-нибудь, прежде чем пройти, смотреть, открыто окно или нет, потому что боюсь, что оттуда может упасть мусор? Нет, никогда такого не было. В Неаполе разве что опасно ходить по улице с дорогими часами. Их у тебя с руки запросто могут снять.
— Серьезно?!
— В неблагополучных районах — да. Но только часы, не больше. А вообще, не забывайте, что в Италии есть и очень много хорошего: стильные вещи, прекрасная кухня, отличные машины. Красивые города, как и в России.
— Русскую кухню вы уже понимаете?
— Да, нет никаких проблем. Но все же предпочитаю итальянскую. Наверное, моя супруга хотела бы есть русскую еду, но я всегда прощу ее приготовить что-то родное для меня.
— А есть ли какие-то футбольные тонкости или правила, к которым вы в России не можете привыкнуть? Например, Ивелин Попов, играя в «Кубани», не понимал, почему футболистам на базе приходилось каждый день взвешиваться.
— Назову момент в игре с «Зенитом», когда получил травму и мне не разрешили остаться на поле. А в это время «Спартаку» забили гол. Со мной такого еще никогда не случалось. Это просто ужасная ситуация. Мы ведь до этого выигрывали... Чувствовал себя потом очень плохо.
Понятно, что никто не виноват. Судья просто выполнял то, что положено по регламенту. Но очень надеюсь, что это правило в нем изменится. Потому что невозможно играть вдесятером! Я ведь не притворялся. У меня на лице была кровь. И текла она достаточно сильно. На мой взгляд, нужно было что-то сделать в тот момент... Остановить игру и позволить травмированному получить медицинскую помощь, а затем возобновить встречу. А не продолжать матч в меньшинстве...
— Помнится, когда вы получили травму колена, болельщики в знак поддержки подарили вам спартаковский шарф. Поклонники футбола поддержали вас после игры с «Зенитом»?..
— Шарф мне действительно вручили в Краснодаре, когда мы прилетели туда на матч. Очень приятно, что болельщики не оставляют в трудной ситуации. Хочу сказать им большое спасибо. Во многом благодаря их поддержке быстрее восстановился после травмы. И сейчас чувствую их тепло всегда. И после встречи с «Зенитом», и после других матчей.
Помню, еще летом мы ходили в центр детской неврологии к особенным ребятам. Один мальчик подарил мне там сделанного своими руками зеленого жирафа из глины. До сих пор храню этот подарок у себя. На нем — трогательная надпись: «Мы любим “Спартак”». Считаю, что болельщики красно-белых — лучшие в лиге. И еще они делают самые красивые шоу.
КРАСИВЫЙ ГОЛ
— Вы затронули темы красоты. Считается, что в Италии наиболее красивые мужчины. А в России — самые привлекательные женщины. Согласитесь?
— С последним утверждением — точно. В России самые красивые женщины в мире. Поэтому у меня русская жена. Считаю, что прекраснее ее никого нет.
— Итальянцам очень важны внешние проявления? Недаром вы считаетесь законодателями моды и стиля...
— Все верно. Мы просто выросли такими. Всегда заботимся об одежде, о своем внешнем виде, о своей прическе. Обо всем. Знаете, в Италии тебя могут даже отпустить с работы, чтобы ты пошел в парикмахерскую — подстричься. У нас на Родине этому уделяют много внимания. И я такой же. Люблю хорошо одеваться. Не для того, чтобы кто-то оценил. А просто потому, что так чувствую себя комфортное.
— Для вас невозможно выйти из дома непричесанным?
— Нет, всегда перед выходом готовлюсь. Ну, конечно, не как девушка — по три часа, но десять–пятнадцать минут обязательно уделяю своей внешности.
— Как настоящий итальянец, на свою игру смотрите иногда с точки зрения красоты?
— Не знаю, есть ли у меня время думать об этом?.. Например, после того как забил «Локомотиву», сразу же вновь включился в игру, стал искать мяч, чтобы сделать еще один результативный удар, потому что мы уступали — 1:2. Так что подумать о красоте момента у меня и времени не было. Но потом на повторе гол посмотрел — красивый удар!
— К тому же это ваш первый гол за «Спартак».
— Да. Не забивал несколько лет... Хотя это и не моя основная работа, все же ждал этого гола. У меня было уже много шансов: в матчах с «Кубанью», «Амкаром», «Зенитом». Рад, что в игре с «Локомотивом» наконец мне сопутствовала удача. И еще больше рад тому, что забил гол перед спартаковскими трибунами.
— Есть мнение, что вы забили в стиле Ибрагимовича. Как сами прокомментируете момент?
— (Улыбается.) Ну, возможно. Но Ибрагимович все же — мировая звезда. Я же просто пытался забить… Делал, как подсказывала интуиция. Арас отдал мне мяч. И я пяткой переправил его в сетку. Забавно: даже не видел, что попал в ворота. Понял, что забил, только тогда, когда весь стадион взорвался аплодисментами. Правда, к сожалению, этот гол не привел команду к победе в матче...
— Что означали жесты, которые вы показывали трибунам во время празднования гола?
— Приложил палец к губам? (Улыбается.) Мой годовалый сын всегда так делает. И я как-то сказал, что если забью, то повторю этот жест для Марио. Посвящаю этот гол ему и моей жене.
— Сын присутствовал на игре с «Локомотивом»? Знаем, что вы уже водили Марио на стадион.
— Нет, в этот раз его не было. Потому что он еще совсем маленький. И когда болельщики громко кричат, то Марио начинает плакать. Но когда сын чуть-чуть подрастет, я обязательно буду водить его на каждый матч. Супруга же видела гол «Локомотиву» воочию.
— На каком языке она поздравила вас — русском, итальянском или английском?
— Сейчас мы чаще всего разговариваем на итальянском. Хотя когда мы только познакомились, супруга не знала по-итальянски ни слова. А теперь шучу с ней: «Ты за полгода выучила итальянский лучше, чем я — русский за несколько лет в России».
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ИТАЛЬЯНЦА В РОССИИ
— Итальянцы и русские созданы друг для друга?
— Да. Считаю, что мы похожи. Когда только приехал из Италии в Россию, думал, что попал в другой мир и что русские люди — инопланетяне. А оказалось — нет. Здесь, наоборот, очень мало чужих для меня. Комфортно чувствую себя в России.
— Здесь существует стереотип, сложенный во многом из советских фильмов, что все итальянцы — люди, любящие громко общаться, никогда не умолкающие.
— Это правда. Итальянцы сверхэмоциональны. Все время кричат. Когда разговариваю со своей супругой по телефону, она постоянно просит: «Тише, тише...». (Смеется.) Всегда говорю очень громко. Не знаю, но, возможно, это привычка только неаполитанцев, а не всех итальянцев.
— Да? А со стороны вы не производите впечатления такого эмоционального человека.
— Иногда я тихий. Но если бы вы поговорили с моей женой, то она вряд ли сказала бы, что я такой спокойный по жизни. Только если нахожусь со своими друзьями, наверное. А так, бывает, эмоции захватывают меня.
— Вы, кстати, не смотрели фильм «Приключения итальянцев в России»?
— Нет. Видел только в Москве один итальянский фильм с Челентано. Возможно, вы говорите о нем?
— Нет, имеем в виду советский фильм. Это комедия, в которой показана итальянская мафия.
— О, русские всегда думают об итальянцах так. (Улыбается.) Но это нормально, так же представляют нас во всем мире: при слове «Италия» всем на ум приходят либо «спагетти», либо «мафия». Но, хочу сказать, что если бы вы узнали итальянцев чуть поближе, то они бы вам точно очень понравились. Такие же прекрасные люди, как и русские.
— В том фильме про приключения итальянцев была первая реклама русской машины. Итальянский «Фиат» сделал для России автомобиль — «копейку».
— «Копейка» — это как деньги?.. Забавно. «Ладу» знаю. Да, мне просто необходимо найти этот фильм и посмотреть. Интересно, как русские представляют итальянцев.
— А что вы думаете про русские машины?
— Россияне обычно покупают машины из других стран. Но по-прежнему вижу здесь и много русских автомобилей — та же «Лада», например. Думаю, все же Россия не так знаменита своими машинами. Скорее больше известна архитектурой и красотой городов.
— Забавная история про съемки того же фильма. Итальянский актер разбил на съемочной площадке сразу две «копейки». Русские такого отношения к машинам никак не ожидали.
— Да, вы действительно к такому не привыкли. А тем более раньше, когда финансовая ситуация была не очень хорошей. Вы, кстати, и сейчас относитесь ко всем вещам бережнее, чем итальянцы. Мы же постоянно где-то что-то бросаем. У нас везде такой творческий хаос. Все время говорим: «Ай, увидимся, потом сделаем... Ай, потом соберем…»
— Видели нашу новую «Ладу» — «Весту»?
— Нет. Покажите. Это рестайлинг «Лады»? О, красивая.
— Найдите 10 отличий от «Бугатти Верона».
— (Смеется.) Думаю, эта машина гораздо дороже — вот главное отличие. Но «Лада Веста» тоже красивая. Багажник выглядит очень неплохо. И красный цвет автомобиля мне нравится. Нет-нет, хорошая машина. Видно, что новая, современная.
ФИНАЛ
— Вернемся к делам футбольным. Что скажете об игре «Спартака» сейчас?
— Знаете, мы играем с полной самоотдачей, концентрируемся на матчах. Но почему-то так получается пока, что наши усилия не так часто возвращаются нам в виде побед. За любую, даже минимальную ошибку соперники наказывают «Спартак» очень строго. Мы играем неплохо, создаем хорошие комбинации. Но вот выиграть матч нам не всегда удается. А когда не получаем три очка, это сказывается на настроении команды. Но нам нужно просто еще серьезно работать. Уверен, что если продолжим также трудиться, то в этом сезоне добьемся хороших результатов.
— Какой матч из прошедших был для вас самым тяжелым?
— С «Кубанью». Мы плохо играли и заслужили поражение. А вот в других встречах мы показывали хорошую игру. И очень жаль, что все равно нам не удалось добыть три очка. Так было, например, и в поединке с «Уфой», и во встречах с ЦСКА и с «Зенитом». Это обидно.
— А что не получилось в игре с «Локомотивом»?
— Думаю, что на старте встречи мы играли не очень хорошо. А потом соперники забили гол... И не сказать, что железнодорожники постоянно оказывали давление на наши ворота, создали много опасных моментов… Нет. Но те голевые ситуации, что у них были, они реализовали. Мы же упустили несколько хороших возможностей забить.
— Зато удача сопутствовала «Спартаку» в матче с «Динамо».
— Была тоже непростая игра. Но мы были настроены выиграть — для себя, для болельщиков, для нашего тренера. И у нас наконец это получилось. Сейчас главное не смотреть далеко вперед. Важно просто вот так выигрывать каждую встречу, относиться к каждому матчу как к финалу. А уже в конце сезона посмотрим на результаты...
— Ближайшая встреча предстоит «Спартаку» в это воскресенье — с «Уралом»...
— О, это очень хорошая команда. В прошлом году мы проиграли ей один матч. В этом сезоне «Урал» находится в середине турнирной таблицы, крепкий коллектив. А нам нельзя терять больше ни одного очка. Поэтому эта игра станет для «Спартака» еще одним финалом.
— Вы не примете участия в этой встрече. Сильно переживаете, когда пропускаете игры?
— Конечно, очень неприятно оставлять партнеров, понимать, что ничем не можешь помочь команде...
— Какое переживание в этом плане было самым сильным?
— Наверное, когда случился тот эпизод в игре с «Зенитом». У меня действительно текла кровь... И то, что ребята в том моменте играли вдесятером, было просто нечестно.