Как WTA продвигает теннис в Азии
На протяжении практически всего своего срока работы в качестве главы WTA Стэйси Алластер говорила, что Азиатско-Тихоокеанский регион – это основное направление развитие женского тенниса. Многие критики WTA утверждают, что сосредоточенность на Азии больше напоминает зацикленность, однако Алластер такое мнение, конечно же, не разделяла.
«Стратегия развития сосредоточена на Азиатско-Тихоокеанском регионе. Проблема в том, что у меня всего десять игроков Топ-10, и нужно управлять своим продуктом, обеспечивать игрокам здоровье. Если игроки не здоровы, мы не можем доставлять их болельщикам и спонсорам.
Исходя из этого, календарь нужно строить по географическому течению. Поэтому изначально трудно создавать турниры в Южной Африке, Южной Америке, Индии. Нет сомнений, что мы держим эти рынки на нашем радаре, но мы не знаем, как встроить их в течение.
Сейчас у нас есть два турнира в Бразилии, которых раньше не было. Два турнира в Мексике. И я думаю, что мы сосредоточены на том, чтобы построить то, что у нас уже есть в Азии. Мы держим в уме то, какие возможности существуют в Индии, и в итоге я хочу больше делать в Африке».
В последние годы количество турниров в Азии растет очень мощными темпами. Раньше там было всего семь турниров, а сейчас их столько же в одном только Китае. Всего в Азии проводится 17 турниров, из них семь – это соревнования категории Premier. В Азиатско-Тихоокеанском регионе WTA проводит 21 турнир (Australian Open в счет не идет, поскольку проходит под эгидой ITF). Всего в календаре WTA 55 турниров, и получается, что больше трети сейчас проходят в Азии и Океании.
Кроме того, в 2012 году в женском теннисе появился аналог мужских «Челленджеров» – соревнования категории WTA 125K. В календаре этого сезона их шесть, и четыре из них проходят в Азии (два в Китае и по одному на Тайване и в Таиланде). Правда, любопытно, что на следующий год пока что подтверждено всего два турнира, и оба в США.
Конечно, главным детищем WTA в Азии является итоговый турнир в Сингапуре. Заключив пятилетний контракт с Сингапуром на проведение итогового, WTA подписала самый крупный контракт в своей истории, который принесет организации 70 000 000 долларов. Фактически, итоговый турнир является главным источником дохода компании.
После того, как в 2010 году Sony Ericsson не стала заключать новый контракт и перестала являться титульным спонсором WTA, было принято решение вообще отказаться от практики подписания подобных соглашений. По словам Алластер, это позволило привлечь новых спонсоров, поскольку компаниям выгоднее сотрудничать с WTA-туром, а не с Sony Ericsson WTA-туром. Однако, чтобы компенсировать потери и обеспечить рост, пришлось искать варианты подороже продать итоговый турнир.
WTA – это организация, которая состоит из трех компонентов: центра, турниров и игроков. На данный момент итоговый турнир – это единственное, что принадлежит именно WTA. Все остальные соревнования находятся в руках их владельцев, имиджевые права теннисисток находятся в их руках, а центру принадлежит только WTA Finals. Соответственно, организация нашла вариант, как наиболее эффективно превратить свою собственность в прибыль.
Но итоговый попал в Сингапур не только из соображений мгновенного заработка, а еще из соображений дальнейшего продвижения в регионе. У WTA теперь хорошие отношения с World Sport Group (очень влиятельным игроком в Азии и одной из крупнейших компаний, занимающейся маркетингом в области спорта), а также с Сингапурским бюро туризма и министерством спорта. WTA изначально искала вариант размещения итогового в стране, чья заявка поддерживается богатым государством, поскольку в сложной рыночной ситуации государство все равно может обеспечить крупные денежные вливания. Задача была выполнена.
Конечно, потенциальная прибыль тоже учитывалась при принятии решения. «Если мы хотим настоящего долгосрочного роста – в радиусе семи часов от Сингапура сосредоточено пять триллионов долларов ВВП», – рассказывала Алластер. Получается, что отдав итоговый Сингапуру, WTA решила комплекс как краткосрочных (обеспечение прибыли), так и долгосрочных (продвижение в регионе) задач.
Правда, нельзя не сказать, что отправив итоговый в Азию, WTA нарушила то самое географическое течение, поскольку он проводится после серии турниров в Европе, на которых, кстати, зачастую определяются последние участницы итогового – в итоге туда они будут приезжать не только утомленные борьбой за квалификацию, но и перелетом с акклиматизацией. Плюс ко всему, турнир теперь начинается в воскресенье, что, например, ударило по Кубку Кремля (пришлось переносить финал на субботу) и соревнованиям в Люксембурге (очки за них вообще не учитываются в Гонке за Сингапур).
Сейчас в календарь WTA еще добавился WTA Elite Trophy, который будет проводиться в китайском Чжухае (там он останется до 2019 года) на неделе после WTA Finals. Это своеобразный «маленький» итоговый турнир, на котором сыграют теннисистки, занявшие в рейтинге места с 9-го по 19-е, плюс одна обладательница wild card. Участие в этом турнире обязательно для тех, кто на него отобрался (на что уже пожаловалась Агнешка Радванска) – не играть могут только те, кто попал на итоговый в качестве запасных. Таким образом, китайским зрителям и инвесторам обеспечивается довольно именитый состав, а топ-теннисисткам приходится отрезать от заслуженного отпуска две недели.
Мы видим, что WTA стремится к тому, чтобы вырастить в растущем регионе теннисного болельщика – потребителя продукта, который производит организация. Поэтому в регионе создаются как крупные турниры (например, соревнования в Ухане), так и более мелкие, «нишевые» (формально таким является турнир в Шэньчжэне, но он проводится в начале сезона и собирает довольно много звезд).
Той же цели служит, например, и проведение турнира восходящих звезд во время итогового. Игроки на него отбираются голосованием и разделены на две категории: теннисистки из Азиатско-Тихоокенского региона и теннисистки из «остального мира». К игрокам «остального мира» предъявляются более строгие требования: они должны быть не старше 23 лет на момент начала итогового турнира и находиться в Топ-150 рейтинга на момент начала US Open (для теннисисток из Азиатско-Тихоокенского региона – в Топ-200) или же хоть раз в карьере добраться до полуфинала турнира WTA Premier или International (для теннисисток из Азиатско-Тихоокенского региона – выиграть матч в основной сетке WTA Premier или International или выйти в финал турнира серии WTA 125K). Очевидно, что WTA хочет дать зрителям в Сингапуре возможность поболеть за своих.
На данный момент теннис в Азии находится на пике. Спонсоры вкладывают в турниры деньги (например, в Ухане строится второй огромный стадион), болельщики ходят на трибуны, а самые именитые теннисистки с радостью приезжают соревноваться. Однако нельзя не отметить, что рост популярности тенниса в целом и женского тенниса в частности в некотором роде искусственно форсируется.
С другой стороны, теннис – это развлечение, а развлечений в мире сейчас так много, что их производителям не остается ничего, кроме как агрессивно навязывать их потребителю. WTA пока что успешно справляется с этой задачей и с освоением нового рынка. А теннисные болельщики по всему миру от этого только выигрывают.
Фото: globallookpress.com/Imago/BPI; Gettyimages.ru/Zhong Zhi, Kevin Lee