Шахматы и реклама

Шахматы – чрезвычайно полезная и увлекательная игра. Это является достаточным поводом для того, чтобы заниматься её популяризацией. Профессионалам же особенно важно уделять внимание продвижению шахмат, ибо, чем более востребован данный вид деятельности, тем выше их собственный статус. Так почему же шахматы находятся на задворках медийного пространства?

По историческим причинам на сегодняшний день шахматы – это все ещё советская кухня. Большинство шахматистов и шахматных деятелей созревали в атмосфере, когда в рекламе не было необходимости. Многие из них до сих пор считают, что «только плохой товар нуждается в рекламе, хороший пойдет и так», а слово «пиар» у них и вовсе вызывает грязные ассоциации.

Если посмотреть на коммерчески успешные виды спорта, то видно невооруженным глазом, что там все построено вокруг культа лучших спортсменов. Про них пишут в СМИ, они посещают различные мероприятия («тусовки»), имеют профессиональные личные сайты, являются лицами различных компаний, активно проявляют свою гражданскую позицию. То есть ведут образ жизни, присущий понятию «селебрити».

Загружаю...

У шахматистов же все иначе. Принято отождествлять СМИ с желтой прессой. Если о ком-то написали в солидном издании, то это повод презрительно фыркнуть и отметить, что «вот мол, делать человеку нечего, ПИАРИТСЯ». Едва гроссмейстер засветился на публичном мероприятии, так скажут: «Так-так, тусовочник, далеко не пойдет!». Когда появляется информация о том, что кто-то подписал рекламный контракт, то опять надо заклеймить отступника: «Продался!»

Подобный подход является типично завистническим, неконструктивным, декадентским. Он приводит к позиции «они плохие, я хороший», когда человек не желает жить по законам общества, зато искренне уверен, что ему все должны. Либо государство («я мастер, столько лет занимался шахматами, платите мне теперь стипендию»), либо бизнес («давайте-ка проводите очередной линарес, приглашайте меня и платите приличные суммы»). При этом совершенно игнорируются базовые законы здорового рынка, в частности, взаимовыгодность деловых отношений. Априори подразумевается наличие большого количества меценатов, жаждущих поделиться финансами безвозмездно или ради призрачных имиджевых бонусов.

Первое, с чего надо начать – это не с конкретики уровня упрощения правил и обдумывания, как бы продвинуть блиц на ТВ. Важно поменять свое отношение к шахматам и обществу. Повернуться к нему лицом и начать конструктивно сотрудничать, а не ждать подачек (вариант: требовать, угрожая расправой).

Увы, на сегодняшний день среди активно играющих шахматистов практически нет медийных персонажей. Среди мужчин абсолютный лидер – Магнус Карлсен. Среди женщин – Александра Костенюк и Наталья Погонина (к слову, подписавшая на днях еще один рекламный контракт - с IT-компанией 99Games). Остальные же, при всем уважении к их таланту, масштабу личности и шахматным заслугам, известны преимущественно локально, только среди шахматистов, либо же добились глобальной популярности «вопреки». Так, например, чемпиона мира по шахматам (речь идет не об Ананде, а об абстрактном носителе титула) многие узнают «автоматом», вне зависимости от его желания.

Загружаю...

Мне очень хочется верить, что ситуация изменится к лучшему.

P.S. У меня нет иллюзий: учитывая нынешние реалии рунета, ожидаемая реакция – возмущение, ругань, мелочные придирки, переход на личности. Тем не менее, есть надежда, что для кого-то эта заметка послужит поводом задуматься над ситуацией. Если хотя бы один человек станет лучше благодаря этой статье, то она уже написана не зря.

 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Шахматная Камасутра
Популярные комментарии
oksanamo
Смотря как рекламировать и показывать. Я например не люблю гольф, даже за спорт не считаю. И многие зрители ТВ к нему относятся аналогично. И редко когда матч гольфа транслируют онлайн от начала до конца. Но каково действие рекламы? Сегодня 90% россиян даже приблизительно не представляют что это за игра, кроме как полянка, мячик, флажок с ямкой и что-то на подобии клюшки, но с умным видом на работе сказать кто победил на последних соревнованиях - это же дело чести. А некоторые даже пытаются типа увлекаться этой игрой, ибо модно! Так что, при хорошем пиаре и шахматы могут стать модной игрой. На у на счёт продался... Ну так система жизни сейчас такая.
Ответ на комментарий rurs
Мне думается,продвижение шахмат на ТВ дело заведомо неприбыльное,ибо более 90 процентам зрителей непонятно и неинтересно положение на доске,а мелькание рук и фигур быстро приедается.Имхо,профессиональные шахматы всю свою историю существовали за счет богатых спонсоров-шахматных любителей,или как в соцстранах-на госбюджете.
Vitaliy_Yurchenko
Здесь проблема как в самом виде спорта, так и в шахматистах. Со стороны организаторов необходимо не только работать над массовостью, но и активно развивать связи с общественностью. Интернет в данном случае лучший помощник, важно только верно использовать его ресурсы, то есть, на примере, тех же шахматистов, вовлекать их в процесс игры, в процесс анализа, для наиболее продвинутой части. Опять же, каждый шахматист - это по сути, человек в футляре, а люди, чтобы больше интересовались, должны понимать, что за «машины» двигают фигуры на доске, для этого, необходим ассоциативный и эмоциональный контакт с каждым из них, тогда это будет привлекать не только людей, глубоко разбирающихся в шахматах, но и широкую аудиторию. Плюс, добавить интерактива, и народ потянется. Для сравнения, можно свести шахматы и гонки. В гонках тоже, многое сокрыто от широкой аудитории, но организаторы сумели придать своему товару привлекательный вид, который позволяет успешно продавать его, как медийный продукт. Основной фактор - кто быстрее, тот выиграл. Точно также и в шахматах, для одной аудитории акцент и привлекательность спорта в том, что ты можешь разобрать ситуацию, а для другой - «кто быстрее», точнее, кто больше очков набирает. Наиболее употребим для этого блиц, когда за счет техники, скорости и драйва можно удерживать внимание у ТВ или у экрана компа. В общем, шахматы достаточно перспективный вид, важно только им умело заниматься.
Наталья Погонина
Аналогия ошибочна. «Продался» подразумевает (как и в примере с Рокии), что человек должен пожертвовать какими-то своими ценностями, принципами, именем ради денег. Например, поучаствовать в платном матче и проиграть по договору. Или же рекламировать совершенно не нравящийся ему продукт. Вот это у меня вызывает сочувствие, пренебрежение. Ситуация же, когда человек продвигает продукт, нравящийся ему, либо занимается любимым делом, и при этом получает деньги, исключительно позитивна. Это не «продажа», а взаимовыгодное сотрудничество. К сожалению, многие, как, похоже, и Вы, не видят разницы...
Ответ на комментарий Глеб Савин
Прочитал материал, в принципе все правильно. Это веяние времени, вернее, его необходимость. Продавать себя. Сразу вспомнил Рокки-5: «Буду с вами откровенен. Вы - олицетворение «американской мечты» для миллионов людей. Ну так продайте же себя! Сделайте это сейчас, пока на вас есть спрос, пока еще не поздно! Продайте себя как можно выгодней!» Похоже, IMCheap, правда? :) «Когда появляется информация о том, что кто-то подписал рекламный контракт, то опять надо заклеймить отступника: «Продался!»» Разумеется, продался. А как же иначе? Вопрос в том, что именно люди, говорящие это, вкладыват в свои слова - зависть, пренебрежение, узколобость, махровую совдепию, что-то еще. Вы продались - говорю я. И имею в виду то, что вы действуете в рамках того времени и в тех условиях, в каких нам всем приходится жить. Тут нет «хорошо» или «плохо». Это жизнь.
Еще 22 комментария
25 комментариев Написать комментарий