Еврокомиссия открыла официальное антимонопольное расследование, касающееся Международного союза конькобежцев
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Еврокомиссия (The European Commission – исполнительный орган ЕС) начала расследование установленных союзом (International Skating Union - ISU) правил, касающихся пожизненной дисквалификации спортсменов за участие в каких-либо соревнованиях и спортивных мероприятиях, не одобренных ISU.
Расследование было инициировано жалобой двух голландских спортсменов-конькобежцев (Марка Таутерта и Нильса Керстхольта). Не удивительно, ведь это один из любимых и ведущих национальных видов спорта в Голландии (кто сказал – футбол?) Задачей Еврокомиссии является дать ответ на вопрос, не создают ли правила ISU неправомерные препятствия для профессиональной деятельности спортсменов, создавая непропорциональные и неоправданные препятствия (disproportionate and unjustified obstacles) для других компаний-организаторов, не связанных с ISU, желающих организовывать свои собственные альтернативные конькобежные мероприятия, то есть, осуществлять экономическую деятельность на этом же рынке. Действующие правила ISU предусматривают за участие в подобных альтернативных мероприятиях санкцию в виде пожизненной дисквалификации спортсменов. Не создает ли данное правило практику выдавливания из бизнеса?
Еврокомиссия должна дать окончательный ответ, является ли это злоупотреблением доминирующим положением на рынке и, соответственно, нарушением антимонопольного законодательства ЕС. Если – да, то ISU должен будет внести изменения в свой регламент.
Государственные (и надгосударственные) органы, конечно же, должны уважать автономность международных спортивных федераций и союзов, их право устанавливать свои административные правила, особенно в части здоровья и безопасности спортсменов. Однако подобная автономность не абсолютна и должна соответствовать прочим международным нормам и правилам. В случае с профессиональными спортсменами важно крайне аккуратно и внимательно подходить к вопросу закрепления в правилах санкции в виде пожизненной дисквалификации. Ведь это способ существования и самореализации человека, источник его заработка, и на профессиональном уровне человек в состоянии выступать лишь ограниченное количество лет в своей жизни. Данный прецедент и ответ, который даст Еврокомиссия, крайне важен не только в контексте конькобежного спорта, но и в контексте установления международных спортивных правил вообще.
P.S.
Спортивные правила, закрепленные в регламентах и прочих документах международных спортивных федераций и союзов, попадают в правовое поле антимонопольного законодательства ЕС тогда, когда они так или иначе сопряжены с экономической деятельностью. Существует целый пласт судебной практики (прецедентного права) ЕС по этим вопросам. Согласно прецедентному праву ЕС спортивные правила признаются соответствующими праву ЕС тогда, когда эти правила преследует законные цели (legitimate objective), а создаваемые ими ограничения присущи и пропорциональны (inherent and proportionate) достижению таких целей. Проверку на соответствие создаваемых ограничений законным целям могут осуществлять национальные суды, национальные антимонопольные органы и Еврокомиссия (особенно в тех вопросах, где ярко выражен международный элемент).
Ст. 101 и ст. 102 Соглашения о функционировании ЕС (Treaty on the Functioning of the European Union (TFEU), соответственно, запрещают антиконкурентные соглашения и злоупотребления доминирующим положениям на рынке. Применения данных положений более детально пописано в антимонопольном Регламенте ЕС (Antitrust Regulation No 1/2003), который может напрямую применяться (имеет прямую юридическую силу) национальными антимонопольным органами стран-членов ЕС. Ст. 11(6) этого Регламента устанавливает, что инициирование расследования Еврокомиссией лишает национальные антимонопольные органы компетенции прямого применения антимонопольных правил ЕС к аналогичным вопросам. Ст. 16(1) Регламента устанавливает, что национальные суды должны избегать принятия судебных решений, которые будут противоречить решениям Еврокомиссии в уже инициированном расследовании.
В данном конкретном случае Еврокомиссия официально проинформировала все заинтересованные стороны о начале собственного расследования данного вопроса, чтобы избежать юридических конфликтов и споров и разграничении компетенций. Сроки завершения расследования четко не установлены (юридического дэдлайна нет). На деле может пройти и целый год. Тем не менее, окончательное решение ожидается в 2016-м году. На сроки завершения расследования влияет множество факторов: юридическая сложность дела, количество задействованных лиц, насколько охотно те или иные стороны идут на контакт и предоставление информации по официальному запросу, как реализовываются права на защиту собственных интересов тех или иных заинтересованных в этом деле сторон и тд). Национальный конькобежный орган в нашей стране – это Союз конькобежцев России.