Российский футбол: что стало с посещаемостью и как с этим бороться
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Вопрос о том, почему посещаемость футбольных матчей и вообще заинтересованность футболом падает у россиян не первый год волнует журналистов и ярых болельщиков.
По статистике, посещаемость матчей за последние несколько лет упала на 25%.
То, что отечественный футбол собирает аншлаги на матчах, как это происходит в Англии или Испании, давно не секрет. Да и чемпионаты России менее популярны, чем в Европе. На Чемпионате.coм это показано в цифрах: общая аудитория РФПЛ в сезоне 2014/15 составила 6% населения, в сравнении с Европой, где средний показатель 26%-30%.
Причин много. Одна из вечных проблем – цены на билеты. Например, на матч «Спартака» на стадионе «Арена» можно сходить за 1500 рублей, а посмотреть на игру ЦСКА стоит от 1200 рублей, и это ценовой минимум. Средне-статистический россиянин не может позволить себе пару раз в месяц посетить такой матч. Опросив болельщика ЦСКА Владимира, который живет в Тамбовской области, был получен развернутый ответ:
-Я не могу потратить на билет эту сумму. Дороговато будет. Да и если проигрывать начнут? Многие начнут уходить, и я тоже, и деньги вылетят в трубу.
Исходя из замечания Владимира, сразу хочется вынести другой аспект: поддержка болельщиков своего клуба и сам рейтинг команды.
Часто при проигрыше команды трибуны начинают пустеть. Фанаты, опустив головы, уходят разочарованные, а дома сетуют на то, что снова «деньги вылетели в трубу».
Даже у ведущих российских футбольных клубов цифры посещаемости оставляют желать лучшего. На матчи петербуржского «Зенита» ходят 16 500 человек, а в нулевые на стадион приходили в среднем 20 000 зрителей. На трибунах становится меньше и меньше болельщиков. Неужели количество болельщиков сине-бело-голубых уменьшается? Странно, ведь питерский футбол известен тем, что все-от мала до велика болеют за «Зенит». Или дело снова в ценах на билеты?
Но несмотря на плачевные показатели, есть в России клуб, который стал самым посещаемым за последние 10 лет. На «Спартак» в среднем ходят 25 000 болельщиков. Но больше и сравнить не с чем. Остальные футбольные клубы остаются в меньшинстве.
Но необязательно идти на стадион и смотреть на своих любимцев вживую. Есть и ТВ-трансляции. Да и там дело не сдвигается в сторону повышения количества аудитории. Яркий тому пример Чемпионат России 2014/15 года. Трансляции матчей этого сезона можно было посмотреть на платном телеканале «Наш футбол». Аудитория абонентов этого канала всего 0,5 млн человек, учитывая масштабы нашей необъятной страны.
Конечно, был выход и из этой ситуации, и матчи можно было смотреть на пиратских интернет-ресурсах. Но и там аудитория была незначительна.
Тут снова возвращаемся к материальной стороне вопроса: билеты дорогие, а ТВ-трансляции платные. Что делать и кто виноват?
Матчи и их трансляции чаще всего проходят в будние дни и в рабочее время. В 23-м туре Премьер Лиги в сезоне 2014/15 сразу четыре матча состоялись в рабочее время в понедельник. Это матчи как ведущих клубов ЦСКА - Локомотив, так и аутсайдеров «Торпедо» - «Терек».
И в последнем некого винить, т.к. футболистам тоже нужен отдых между матчами, а подстроиться под всю страну – не так легко.
На популярных сайтах, таких как Spоrts.ru или Чемпионат.сом, нередко появляются комментарии болельщиков, что российский футбол не такой зрелищный и профессиональный, как европейский. Если сравнить с Германией, где футбол развивается и регионально, нам почти нечего показать. Например, болельщик под ником kisdushkin написал комментарий к матчу Динамо-ЦСКА. Который проходил 4 октября в Химках, в чате на Чемпионате.coм:
-Мячи, забиваемые в ЧР, и вообще в целом футбол, не такой зрелищный, если сравнивать его с играми команд топ-чемпионатов. Да еще если сравнивать «цена-качество», то ходить на матчи не очень рентабельно, проще смотреть по телевизору, потому что очень мало красивых голов и мало зрелищной и настоящей футбольной игры.
Почему футбол в России стал не так посещаем – факторов много. Но как бы там ни было, ничто не мешает болеть за своих фаворитов и, пусть в повторах, анализировать забитые мячи.