Руку вверх. Как ненависть объединила российский футбол
Контрольно-дисциплинарный комитет РФС дисквалифицировал шесть фанатских секторов ЦСКА и оштрафовал клуб на 500 тысяч рублей. И на этом история о том, как скандирование армейских фанатов услышала вся страна, закончится. Чтобы через пару недель повториться где-то вновь. Потому что ненависть – это основная эмоция, ради которой заполняются фанатские сектора.
Если мы и научились чему-то за двадцать последних лет, так это ненавидеть. Ненавидеть искренне, находя повод в любой детали. Любой, кто появляется на трибуне за воротами, должен пройти тест на умение ненавидеть и презирать.
Быть фанатом «Спартака» - это значит с полной отдачей ненавидеть ЦСКА, и наоборот. Быть фанатом «Зенита» - это искать заговор Москвы. Быть болельщиком «Локомотива» - это значит увольнять бабу из клуба. Быть фанатом «Анжи» - это с камнями встречать выездные московские автобусы… И так везде. Любая арена, где бы она ни находилась – в Москве, на Кавказе или в центральной части страны, раз в две недели превращается в остров ненависти.
Забудьте на российском стадионе о том, что футбол объединяет. Объединяет ненависть. Каждый на трибунах вместо вопроса: «Почему мы за наших?» прежде всего получает ответ на вопрос: «Почему мы против них?».
Потому что так легче всем. Для того чтобы получать заряд эмоций фанатам не хватает спортивного соперничества - всех этих очков, голов и секунд и чисто футбольной интриги. Трибуны не способны оценить мелкие красивые эпизоды игры: чистый подкат, классное обманное движение или грамотное открывание. Им скучно смотреть футбол. Для полноты эмоций, за которыми и приходят фанаты на стадион, им нужны дополнительные легенды и предания типа «Гинер все купил»… Когда их не хватает, вспоминают о политике. О Кавказе, Сербии-Косово и обо всем том, что показывают по ТВ.
***
С этим практически невозможно сражаться, потому что у ненависти трибун может быть бесконечное количество поводов. И они иррациональны. Невозможно в России объяснить неконтролируемую злобу и презрение к чернокожим футболистам. Потому что у них нет четкой причины. Начнешь у каждого конкретно выяснять, почему ухают Фримпонгу, и нарвешься на целый ворох бредовых мнений, где найдется место теории Дарвина, нацизму и почему-то классовой борьбе.
И там же будет отдельно циничное: «Так мы выводим соперника из себя, и таким образом помогаем своей команде». В этом еще одна примета нашего времени. Времени, когда цели почему-то всегда оправдывают средства. Когда люди готовы, зажав нос таким лозунгом, окунуться в любое дерьмо за блестящей монеткой.
Все, что происходит на фанатских секторах, – это не только проблема футбола. В том, что скандируют трибуны, – проблема страны. С этим невозможно бороться только на стадионе. Ненависть и концепция «общего врага» разливается повсюду. А стадионы – это небольшие, но действующие модели общества. Вон там, по центру, – VIP-трибуны. Под ними всегда полупустые сектора – это средний класс. А вон там, за воротами, – основные массы. Все компактно и очень удобно - можно увидеть, чем все закончится.
Зажигать и продавать ненависть легко. Любой журналист расскажет вам, что текст с множеством восклицательных знаков после слова «доколе» воспринимается читателями намного легче, чем красивая история. Надо найти только правильный и, главное, несложный ритм. Ненависть – простая эмоция: мозг отключается, и руки под тот незамысловатый ритм скандирования «Смерть хачам» на рефлексе взлетают вверх. Все очень просто, и в толпе думать не надо ни о чем.
«Мы забрали треть билетов на Россия – Англия, а через десять дней милиция отправила меня в армию». Исповедь самого известного фаната России
Наверное, на стадионе это можно как-то исправить. Как только футбол станет прежде всего индустрией развлечений, а не Гайд-парком для протестов, все пройдет само собой. В конце концов, вряд ли кто видел, чтобы в кинотеатре во время сеанса зал вставал и скандировал: «Русские – вперед!» Рецепт, как это сделать, банален до зубной боли: удобные стадионы, приличные цены и реклама-реклама-реклама того самого зрелища. Но сделать это значительно сложнее, чем штамповать штрафы и дисквалифицировать каждую неделю одну фанатскую трибуну за другой.
Сгорели на работе. 5 матчей, которые не были доиграны по вине фанатов
Текст: Андрей Вдовин
Фото: Сергей Дроняев