Футбол за воротами. Чем живет сектор «Петровского»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Алексей Белов посмотрел матч «Зенит» — «Терек» не из ложи прессы, а с трибуны за воротами, проникся духом сектора и заметил, что ходить на футбол с детьми все еще рано.
Воспоминания о былой любви
Лет с 12-13, когда я начал ходить на футбол самостоятельно, и до второго в жизни юбилея, который отмечал уже в статусе настоящего корреспондента серьезного спортивного СМИ, родным и любимым для меня был сектор за воротами. Казалось, все самое главное происходит именно здесь: мы — школьники и студенты, экономившие на обедах и покупавшие самые дешевые билеты, — стоя наблюдали каждый матч, недовольно «шикали» на летевшие в спину крики с наставлениями присесть и предлагали особо привередливым отправиться домой к телевизору или занимать места на центральных секторах.
Ох, те самые центральные трибуны мы не любили особенно, иногда даже практически ненавидели. Ведь это именно они зачастую глушили вновь и вновь разгоняемую нами «волну» — на тот момент сверхмодный и популярный футбольный перфоманс. Именно сидящие на самых дорогих местах дядьки с семечками (так мы их себе рисовали) не откликались на наши переклички. Вся трибуна вместе с нами? Разве что после гола. Ну и, в конце концов, как можно спокойно относиться к людям, которым удобно смотреть матч. Это у нас, а не у тех «мажоров» считалось особой удачей купить билеты именно за те ворота, в которые влетит больше мячей.
Правда, радовать своим присутствием наш сектор доводилось только в важных матчах, к которым тогда относились исключительно матчи родной национальной сборной Беларуси (и, на моей памяти, один матч «молодежки» — стыковой против поляков за выход на Евро-2004), проходивших на минском «Динамо». В остальных случаях попасть за ворота просто не было возможности — на матчи чемпионата Беларуси туда либо не продавались билеты, либо трибун за спинами вратарей попросту не существовало — такие стадионы.
С началом журналистской работы ситуация коренным образом изменилась: появились аккредитации и, как правило, удобные и расположенные по центру ложи прессы с кофе и сэндвичами (иногда) в виде бонусов. Как любят шутить, минус в репортерской работе один — нужно еще и писать.
Текстов о матчах становилось все больше, болельщика во мне — все меньше. Иногда, в приливе ностальгии, от этого становилось неимоверно грустно. Впрочем, порывы вырваться куда-нибудь в фан-сектор натыкались на справедливые вопросы к самому себе: «Зачем?» и «Стоит ли оно того?». Все как в монологе Кортнева в «О чем говорят мужчины».
Сектор, б…ь!
В прошедшие выходные, наконец, свершилось. Будучи в Санкт-Петербурге и получив аккредитацию на матч «Зенит» — «Терек», твердо решил отправиться смотреть матч за ворота. Не на Вираж, конечно, а на обычный, «дешевый» и мощно болеющий сектор «Петровского». Хотя в ложу прессы все же заглянул — сравнить открывающиеся виды и раздобыть пароль от «вайфая».
К слову, пресловутый предматчевый досмотр, про который раньше доводилось слышать от друзей («журналистам не понять»), не вызвал никаких претензий. Тщательный, но вполне культурный и без грубости, в исполнении питерской полиции при входе на территорию стадиона, не менее вежливый и спокойный в исполнении стюардов при входе на сектор — просто попросили показать содержимое сумки. Ничего страшного, никаких очередей и столпотворений.
Из 4-го сектора, билет в который обошелся в 600 рублей, сразу бросилась в глаза отдаленность поля — бич всех стадионов с легкоатлетическими дорожками. Серьезно, так смотреть футбол не слишком удобно. Примерно тут же начали посещать мысли о том, что я — латентный мазохист, добровольно отказавшийся от комфортного просмотра матча. Впрочем, уже совсем скоро окружающий антураж с избытком окупил сопровождающие трудности.
«Ты с какого года на секторе, б…ь? Я с 1984-го, кузьмич е…ый, б…ь! Стоя надо футбол смотреть, стоя!» — кричал самый колоритный персонаж трибуны задолго до стартового свистка. Не очень трезвый, обвешанный значками «Зенита» разных лет и с традиционно хриплым для подобного типажа болельщиков голосом, он на протяжении всей встречи кого-то учил: соседей — болеть за команду, Халка — играть в футбол, солнце — светить… Зрители на него то и дело оглядывались, но сделать замечание не решались. Он же, все-таки, с 1984 года на секторе, б…ь.
В остальном же атмосфера на секторе радовала. Кто знал фамилии — помогал диктору объявлять состав, кто знал текст речевок или песен — включался в переклички с Виражом. Хотя хватало и не настолько «прокаченных» болельщиков. «А что, Дзюба за «Зенит» играет?» — вопрошала у молодого человека девушка, оказавшаяся субботним вечером на футболе явно не по своей воле.
Видео: болельщики поют гимн «Зенита»
Видео: «Вперед за Питер!»
Слабого пола на трибунах наблюдалось более чем. Причем большинство из дам экипированы по самое не могу — на них бейсболки, шарфы и прочий зенитовский «мерч», радующий неплохим разнообразием. «Девушки, а можете нам шарфики одолжить? Мы сфотографируемся и вернем, честно! Мы просто издалека приехали!» — выпрашивал в аренду атрибутику рыжий парень с неместными глазами. Друзей «щелкнули» на телефон, девушек одели обратно — все рады, все довольны. «Давай, б…ь, начинай! Убирайте эту рекламу н…й!» — всеобщее умиротворение прервал лидер сектора, подгонявший молодых пацанов сворачивать в центре поля эмблему РФПЛ. Мальчуганы его точно не слышали, но наверняка чувствовали.
Лимит и дети
На гостевую трибуну вскоре после стартового свистка впустили десятка четыре фанатов «Терека», пытавшихся врезаться своим скромным скандированием во все немногочисленные затишья. Наверное, лучше бы их привели на 15 минут позже — меньше бы расстроились, не увидев два «привоза» грозненских центрбеков, случившихся один за одним. После двух забитых мячей «Зенит» логично снизил темп и спокойно повел игру. Несколько раз, правда, выручил и Лодыгин, сорвавший аплодисменты и вызвавший радостные возгласы. «За…сь, Юра, б…ь!»
Одно из главных впечатлений от матча — воплотившееся в реальность предчувствие, что выходящий на 15 минут на поле Данни непременно забьет. Возможно, сказываются личные симпатии к игре португальца, но наличие в основе Артура Юсупова при живом Мигеле на скамейке — преступление против футбола, за которое должны ответить сподвижники лимита на «лимиту». Даже несмотря на несхожесть игровых функций полузащитников. Хотя, возможно, я всего лишь пал жертвой НЛП, неоднократно применявшегося главным героем моей субботы. «Меняйте Юсупова н…й, б…ь!» — декламировал болельщик команды из культурной столицы, напоминая, что к походам на матчи с детьми и спутницами тонкого душевного склада российский футбол пока не готов.
Приятным бонусом на выходе со стадиона стала группа юных «ультрас» «Зенита», дружно демонстрировавшая взрослым, как она умеет болеть. Посмотрите, улыбнитесь и приходите на футбол. Хотя бы за ворота.
Текст, фото и видео: Алексей Белов из Санкт-Петербурга
Лига чемпионов. Спарта Прага — ЦСКА. Прогноз на матч 5.08.2015