Ледовая метелица Елены Щегловой
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Сегодня «круглую дату» со своего дня рождения отмечает Елена Львовна Щеглова, мастер спорта СССР международного класса.
Она родилась 2 августа 1950 года в Москве. Фигурным катанием девочка начала заниматься в 5 с половиной лет на СЮПе под руководством Татьяны Александровны Толмачевой. Затем ее тренером стал Станислав Алексеевич Жук.
«Жука я боялась панически все пять лет, что у него каталась. Его вообще все боялись. Станислав Алексеевич только в здание катка входил, а у всех нас уже поджилки тряслись», - вспоминает о том времени Щеглова (Е.Вайцеховская, «Москвины. Лед для двоих», СПб, «Амфора», 2011).
Елена вместе с тренером Станиславом Жуком. Турнир "Пражские коньки", 1965 год
В 1965 г. на чемпионате СССР Щеглова впервые входит в тройку лидеров, завоевав бронзовую медаль. В 1966 г. она добивается первого международного успеха, выиграв соревнования юниоров в Вене. Правда, ее дебют на ЧЕ того же года был весьма скромным: 17-е место. Такой же результат она показала и на ЧМ в Давосе.
1966 год
А в 1967 г. Елена становится чемпионкой СССР и делает заметный шаг вперед по сравнению с предыдущим сезоном и на международном уровне: на ЧЕ она была 8-й, а на ЧМ – 15-й.
Однако их отношения с тренером зашли в тупик. Вот какого мнения о своей ученице был сам Жук: «В течение двух сезонов (как видим, в отношении времени, в течение которого Щеглова и Жук работали вместе, данные расходятся. – Л.М.) я занимался с известной фигуристкой Еленой Щегловой. Девушка своенравная, но одаренная. Могла бы стать европейской «звездой».
1968 год
Я чувствовал, что Щеглова уже готова к тому, чтобы выиграть чемпионат СССР. Но я видел, что спортсменка была на перепутье. Она думала, что станет европейской «звездой» без особых осложнений. Ей нужна была серьезная встряска. Но как заставить ее тренироваться самозабвенно, во имя идеи?
Я сказал ей: «Лена, у тебя есть еще шанс переломить себя, свой характер. Я знаю, что почти наверняка ты выиграешь чемпионат СССР, но меня это не прельщает. Работать с тобой я не буду. Подумай, как дальше жить…» Она ушла из секции ЦСКА, надеясь на чужую помощь. Не переломила себя, не поняла, что расписалась в своем бессилии перед будущими трудностями. Вину сваливала на чужие плечи. Шла туда, где будет легче. Два года потом продержалась старым багажом, а затем ее мастерство пошло на убыль. А жаль!» (С. Жук, «…и серебряный иней», М., «Молодая Гвардия», 1971).
ОИ 1968 года
Елена уехала тогда в Ленинград, где стала тренироваться у Игоря Борисовича Москвина, который, как признавалась она сама, был единственным из всех ее тренеров, умевшим справляться с ее норовом. Его методы обучения мастерству казались ей более близкими и понятными: «Игоря Борисовича отличала от всех остальных какая-то необыкновенная харизма. Это трудно объяснить словами. Вот Жук – тот всему учил дрессировкой. Технике, элементам.
А Москвин как-то больше старался добиться от своих спортсменов понимания. Он всегда был очень справедливым человеком. Все знали: если у Москвина есть к тебе претензии, он выскажет их сразу и напрямую. Но на этом конфликт будет исчерпан», - вспоминала впоследствии Щеглова (Е.Вайцеховская, «Москвины. Лед для двоих», СПб, «Амфора», 2011).
1968 год
В 1968 г. она проигрывает чемпионат страны Галине Гржибовской, но на ЧЕ ей первой из советских фигуристок удается замкнуть шестерку сильнейших, что по тем временам могло считаться большим успехом.
Вместе с Гржибовской Щеглова была и среди первых советских фигуристок, выступивших на ОИ. Она показала там 12-й результат. А на ЧМ, также впервые, вошла в десятку сильнейших одиночниц.
Елена не была большим мастером исполнения "школы", а в произвольном катании она тяготела к атлетическому стилю. Особенно хорошо ей удавались темповые части программы, в которых она выглядела органично, в лирических же частях ей порой недоставало связи с музыкой. Еще одним недостатком фигуристки была нестабильность исполнения прыжковых элементов: ей не всегда удавался прыжок двойной аксель, о тройных же прыжках в ее исполнении и речи не шло. Правда, справедливости ради, отметим, что в то время в соревнованиях их исполняли лишь единицы и то крайне редко.
В 1969 г. Елена вернула себе звание чемпионки страны, а на ЧЕ и ЧМ в точности повторила результаты предыдущего сезона. В 1969 г. она стала 2-й и в соревнованиях на Кубок СССР.
ЧМ 1970 года
А затем она решила вернуться в родной город и начала заниматься у Эдуарда Георгиевича Плинера. "Уезжать из Питера обратно в Москву было ужасно жалко. До слез. Но я ж была коренной москвичкой. Жить столько времени в гостинице в окружении казенной мебели для меня было просто невыносимо. Вот я вернулась назад - к Плинеру. Не взять он меня не мог - я на тот момент считалась первым номером сборной команды", вспоминала позже Елена (Е.Вайцеховская, «Москвины. Лед для двоих», СПб, «Амфора», 2011).
Однако в 1970 г. результаты Щегловой пошли на спад: в январе она проиграла первенство СССР Елене Александровой, и ФФК СССР решила вместо нее послать на ЧЕ юную Аллу Корневу, которая, впрочем, ничем особенным там себя не проявила.
Щегловой вернули место в сборной и отправили на ЧМ в Любляну, но ей не удалось войти в десятку лучших, она была там лишь 12-й. Под занавес своей карьеры Елена стала серебряным призером соревнований на Кубок СССР 1970 г.
После этого она ушла из спорта. Закончив в 1976 г. ГЦОЛИФК, она, начиная с 1978 г., стала работать на Стадионе юных пионеров (СЮП), где когда-то начинала свою спортивную карьеру.
Поздравления Елене Щегловой по поводу 30-летнего юбилея тренерской деятельности. 2008 год
На церемонии награждения победителей в «Турнире сильнейших фигуристов» в 2008 г. президент Федерации по фигурному катанию г. Москвы Ирина Яковлевна Рабер вручила Елене Львовне Щегловой специальный приз федерации «Золотой конек» за 30-летний ударный труд в области фигурного катания." Елена Львовна до сих пор работает тренером по ФК в Училище олимпийского резерва им.А.Я. Гомельского.
2010 год
Елена Львовна в наши дни