Почему Ковалев круче Головкина
Алексей Сукачев сравнивает двух самых зрелищных боксеров одной шестой части суши.
Они словно повязаны. Головкин и Ковалев, Ковалев и Головкин. Еще, конечно, Абель Санчес и Макс Келлерман, списки Джима Лэмпли и 2-я десятка P4P (а где-то и первая). Геннадий и Сергей – два самых ярких бойца с пост-советского пространства (которое существует не только на политических картах, но и на боксерских форумах), сочетающие зубодробительный (во всех смыслах) стиль с мастерством высокого уровня и достаточным весом для исполнения своих амбиций. Кто круче на данный момент, и что будет, если их выпустить в один ринг? Разберемся…
В прошедшую субботу Сергей Ковалев разбомбил очередного несчастного претендента на свои чемпионские пояса – Наджиба Мохаммеди. Бой прошел на HBO, и в перерыве между ограблением Юньески Гонсалеса и поединком Сергея ведущие HBO не преминули сообщить чуть ли не главную новость дня: 17 октября состоится бой Головкина с Давидом Лемью за много-много титулов сразу. Лемью – канадец, как и Адонис Стивенсон – но, хоть и чемпион (IBF), существенно ниже Адониса по своей относительной значимости. Ведь у Ковалева в его весе никого, кроме Стивенсона и не осталось (Бетербиев не в счет), а у Головкина есть еще Котто и Канело. Однако от аллюзий это никого не избавило.
Еще у Ковалева, конечно, есть его «любимый» тренер Абель Санчес, когда-то то ли тренировавший, то ли не-тренировавший Сергея, то ли хорошо это делавший, то ли нет. По интересному совпадению Санчес является тренером Геннадия Головкина и… Наджиба Мохаммеди. Но это не единственная точка пересечения лучшего российского и лучшего казахского нокаутеров. Есть и другие – о них мы уже сказали чуть выше. Но главное – они накрепко связаны в умах и сердцах болельщиков, и от более глубоких сравнений нам не уйти…
Мы будем сравнивать бойцов лицом к лицу (где лица, как известно, не увидать) на основе доступной статистике, так как выступают Геннадий и Сергей в разных (но не очень далеко отстоящих друг от друга) весах, а к очному сравнению перейдем в конце. Отмечу, что сравниваются не определенные субъективные показатели, касающиеся двух в чем-то очень похожих боксеров. Соотносить работу ног, силу удара, чувство дистанции не очень корректно, но точно еще очень рано. Поэтому мы остановимся на результатах… и эффектах.
ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ КАРЬЕРА (5 БАЛЛОВ)
Головкин и Ковалев в любителях – это как «Лэнд Крузер» и «Нива». Если Сергей был сильным, добротным боксером на подступах к национальной команде (как, например, и Денис Лебедев и братья Чудиновы), проигрывавшим в решающих боях на национальном уровне, то Головкин – суперзвездой любительского ринга.
Единственный прокол Геннадия – его близкое поражение от опытного Гайдарбека Гайдарбека в финале афинской Олимпиады – был очень болезненным. Но уроженцу района Майкудук есть и чем гордиться. Пожалуй, самым ярким стало его выступление на чемпионате мира в Таиланде, когда Геннадий одного за другим разгромил будущих чемпионов-профессионалов Ли и Буте (последнего – чистым нокаутом) и претендентов Коробова и Деспейна (первый, кстати, побеждал позже Ковалева в финале чемпионата России). Ломаченко? Головкин на том турнире был казахским Ломаченко, самым настоящим.
Достижения Сергея скромнее, а одно из поражений – нокаут от двукратного чемпиона мира Аббоса Атоева – серьезней. Были разговоры о том, что Сергея «придерживали» в пользу более «своих» ребят, но правда, скорее всего, просто в ином стиле – профессиональном, а не в любительском (как и у Евгения Градовича или Федора Чудинова).
ПУТЬ К ТИТУЛУ (5 БАЛЛОВ)
И Ковалев, и Головкин двигались к титулу по достаточно легкой трассе, при этом если средний уровень оппозиции у Геннадия выше, то сами оппоненты тяжелее были у Сергея. Самым тяжелым для Ковалева стал первый бой с очень известным гейткипером Дарнеллом Буном, которого россиянин одолел с превеликим трудом. При этом дальше дело заспорилось, хотя в скандальном поединке с Гровером Янгом Сергей «потерпел» техническую ничью из-за собственного запала. Характерно, что куда более громкие победы над Габриэлем Кампильо и Корнелиусом Уайтом дались Сергею много легче, как и бой с покойным Романом Симаковым, который, однако, стал тягостным испытанием вне ринга.
Оппозиция Головкина была более ровной. Он не побеждал экс-чемпионов мира или претендентов на титул, но зато он проходил (и досрочно тоже) очень солидных середняков – таких, как француз Буадла или канадец-спойлер Гарднер. Громкости же его послужному списку придали Хавьер Мамани и Малик Диарра.
ТИТУЛЬНЫЕ БОИ (10 БАЛЛОВ)
Проведя в ранге чемпиона на три года меньше и времени и вдвое меньше боев, Ковалев смог набрать больше вистов, чем его казахский визави за куда большее время. Да-да, причины общеизвестны: с Геннадием никто не хотел биться, но об этом мы еще поговорим ниже. Факт же в том, что уровень оппозиции Ковалева просто выше.
У Сергея было всего два по-настоящему проходных боя – один против Седрика Эгню (небитого и с хорошим рекордом – 26-0), другой – против другого непобежденного бойца Блэйка Каппарелло. Клеверли (гостевая победа над действующим чемпионом), Хопкинс (объединительный бой против легенды) и Паскаль (заслуженный экс-чемпион и еще не на сходе), очевидно, были достойными противниками. Исмаил Силлах был принципиальным оппонентом (как в личном, так и в политическом планах), а Наджиб Мохаммеди – обязательным претендентом.
Головкин? У Геннадия были откровенно проходные бои – Тапиа, Фушигами, Росадо, Ишида, Адаму и Манро были взяты просто для числа. Характерно, что из 4-х экс-чемпионов, побитых Головкиным, два – Рубио и Ишида – были только временными (Рубио – на вес ниже, как и Оума). Геннадий, кстати, действующих чемпионов вообще не побеждал. Ковалев делал это дважды (Клеверли и Хопкинс), причем оба раза на территории противника. Победа над Паскалем также была гостевой. Головкин же был взращен в более щадящих условиях, дерясь на своей или на нейтральной территорией против каждого своего оппонента (кроме, может быть, Кертиса Стивенса).
Да, у Геннадия есть беспрецедентная серия из 15-ти нокаутов в титульных боях и он почти ни разу не испытывал серьезных затруднений (только с Оумой), но против куда более слабых оппонентов. Все может измениться к лучшему уже 17-го октября, но не стоит забывать, что бой против Лемью – в будущем, а не в прошлом Головкина. Ковалев проходил своих противников не менее уверенно, а единственная победа по очкам одержана над легендарным Кощеем, досрочно вообще никогда не проигрывавшим.
ЗВАНИЯ И ТИТУЛЫ (10 БАЛЛОВ)
Не стоит обращать внимание на число защит того или иного пояса: Геннадий чемпионит существенно дольше Сергея, да и стартовал он в профессионалах на три года раньше. Важно не количество защит (против проходных оппонентов), а качество чемпионских поясов. И здесь преимущество, очевидно, на стороне россиянина.
Ковалев не просто владеет трем из четырех самых престижных поясов в своем весе. Он завоевал их всех в боях с действующими обладателями. Головкин получал свои апгрейды к черному поясу (не по карате, а по WBA) «за выслугу лет». Не стоит забывать, что титул IBO не является полноценным в той же мере, что и титулы WBA/WBC/WBO/IBF. Кроме того, по версии WBC Головкин является «бумажным» чемпионом. Подлинным же обладатель пояса – Мигель Котто.
Еще одно знаковое преимущество Сергея – признание его лучшим по версии престижного издания: американского журнала The Ring. У Геннадия то же есть звание лучшего (в 2013-м году), но только по версии сайта журнала, где голосуют фанаты. Позиции обоих боксеров в рейтинге P4P в целом соизмеримы.
УПУЩЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (10 БАЛЛОВ)
«Счастье для всех даром, и пусть никто не уйдет обиженным!» (с). Не самый очевидный вывод, но сила боксера в значительной степени определяется не его достижениями (в первую очередь, побитыми противниками), но и тем, какие бои и каких оппонентов он – по самым разным причинам – был вынужден упустить. Мы не задаемся вопросом «почему?» – просто констатируем факт.
Важно понимать, что чемпионское правление Геннадия в два с половиной раза продолжительней чемпионства Ковалева. Нужно иметь в виду и то, что полутяжи объективно менее глубоки, чем средневесы. И все же…
Про дивизион Ковалева можно сказать, что он почти вычищен: в большей степени Сергеем, в меньшей – его злым гением из Квебека. Ковалев не дрался с Шуменовым, но зато он встретился с бойцом, куда более легендарным, Шуменова победившим. Это был Хопкинс, и он был действующим чемпионом. Как и Клеверли, раздавленный в Уэльсе. Помимо Стивенсона (бой с которым все-таки не ушел пока в историю) можно вспомнить только трех внятных оппонентов, с которыми Сергей пока не встретился – это Юрген Бремер, Анджей Фонфара и Айзек Чилемба. Против всех троих он будет заведомым фаворитом. Артур Бетербиев, возможно, еще подерется с Сергеем в этом году. Юньески Гонсалес только вышел в люди. Игорь Михалкин и Егор Мехонцев пока попросту не готовы. Поединок с Уордом все еще возможен.
У Головкина ситуация сильно хуже, а упущенных боев много больше. Самые значимые из них (и уже невосполнимые) выделены красным. Пропуски есть по всем версиям. По «родной» WBA Геннадий так и не смог затащить в ринг Феликса Штурма и – так получается – стал полноценным чемпионом не победой, а решением федерации после поражения Штурма от Гила. А суперчемпионом – за число побед, а не за объединительные поединки.
Самые большие упущения связаны с версией WBC. Бои против Серхио Мартинеса и Хулио Сесара Чавеса так и не состоялись, хотя поединок с Котто (или Альваресом) еще может быть в будущем. И Чавес, и Мартинес стали бы самыми громкими противниками в карьере Головкина на данный момент.
По двум другим версиям столь ярких упущений вроде бы и нет, но Гил (не проигравший Баркеру и уезжающий с ярмарки, а обладавший поясами WBA и IBF) и Н’Джикам (после поражений от Куиллина и Лемью уже не имеющий прежнего блеска) могли бы стать достойным украшением для короны потенциального Короля средневесов. И, конечно, Дмитрий Пирог и поединок, который никак нельзя было упускать (обоим).
КОМАНДА (5 БАЛЛОВ)
Мы отдаем этому показателю меньший балл, исходя из того, что он является таким же динамическим показателем, как скорость рук или качество подбородка, и не является показателем величия боксера (а, скорее, инструментом его достижения). Однако, с другой стороны, умение собрать вокруг себя нужных людей и довериться настоящим профи – это тоже достижение.
И команда Головкина, и команда Ковалева сильны. Но у кого и в чем преимущество? У Головкина – это тренер и (отчасти) промоутер с вовлеченными людьми. Джон Дэвид Джексон, кажется, хороший мужик и был в прошлом неплохим бойцом (двукратный чемпион мира), но Сергей сам озвучивал недовольство им в интервью после боя с Паскалем. Абель Санчес же фигура самодостаточная. Он выпестовал Терри Норриса и Мигеля Анхеля Гонсалеса, работал с его братом Орлином и Полом Вэйденом. И он не испортил Головкина. А что сделал Джексон?
Вопрос промоушена самый скользкий. И Кэти Дува, и Том Леффлер выбили своим подопечным неплохие контракты с HBO, но у обоих были свои проколы. Main Events смог отжать старину Бернарда у Эла Хэймона, но оказался проигравшей стороной в противостоянии с самим Манипулятором (или так только кажется?). Леффлер же сотоварищи не смог вытащить в ринг с Головкиным ни одного по-настоящему значимого оппонента – Лемью будет первым. Что до менеджмента, то при всем уважении к Олегу Герману (чье главное достижение – избавление Геннадия от Universum-а и перевод его в К2), он здорово уступает Эгису Климасу.
ИМИДЖ (5 БАЛЛОВ)
Имидж боксера и его репутация – неотъемлемая часть карьеры и также его достижение. Понятное дело, что при включении в Зал Славы в Канастоте будут учитываться другие показатели, но, тем не менее, общественное восприятие бойцов и отношение к ним – это важный показатель.
Здесь преимущество Головкина очевидно. Во-первых, он – эталонный «хороший парень». Крупный турнир – Головкин с его улыбкой. Интервью с Келлерманом – море обаяния. Бой длился дольше, чем нужно – все для вас, ребята. Более положителен только Владимир Кличко, а ставка на «доброту с кулаками» становится фирменным стилем К2.
Во-вторых, проблема есть в подаче Ковалева. Сергей с его весьма скользкими комментариями относительно расовой принадлежности, наездов (пускай и ответных) на уже поверженных противников и отсутствием уважения к многим из них никак не тянет на хорошего парня. С другой стороны, он и не становится классическим «плохим». Его не ловили с «Сайгой» в багажнике в районе Лас-Вегаса, он не пьет и не продает наркотики, и даже не выходит с портретом Путина на футболке. В итоге имидж Сергея заморозился где-то посередине, что бьет по размерам заинтересованной в нем фанатской базы. Как и расистские комментарии: у нас это поймут, в Америке – никогда.
Суммирование по всем показателям говорит о том, что позиции Ковалева в профессиональном боксе чуть прочнее, чем таковые у Геннадия. И дело не в боксерских качествах Гены – может быть, они даже выше уровнем – а в отсутствии их значимых проверок. Говоря словами философии науки, Головкин – не верифицируем и фальсифицируем, а, значит, не является в полной мере «научным» проектом. Бой с Двидом Лемью – несомненно, шаг в правильном направлении (просто добавьте по пол-балла в чемпионские бои и титулы/звания).
Что до очного сравнения, то видно, что Сергей просто крупнее Геннадия. Головкин действительно выступал в весе до 75 кг по любителям, но был не крупным средневесом. Для веса 72,6 кг в профи он подходит идеально, а в следующей категории ему уже будет не столь комфортно. Полутяжелый вес – предел его роста в весе.
И тот же полутяжелый вес – лишь отправная точка для Ковалева, который является достаточно крупным полутяжем. Он будет комфортно чувствовать себя и в крузерах, а под конец карьеры может вырасти и в маленького тяжа.
Да, говорят, Головкин доминировал над Ковалевым в спаррингах у Санчеса. Но спарринги – это вообще отдельная тема. Иные говорят, что Пол Спадафора круче Флойда Мэйуэзера – на тех же основаниях. Сам Абель уточнил, что Ковалев тогда только-только дебютировал в профи, а Головкин уже был чемпионом мира.
Сейчас диспозиция совсем иная, и всего таланта Головкина может не хватить, чтобы покрыть разницу в габаритах и физической силе. А вот по достижениям гонка в самом разгаре, и Геннадия еще есть все возможности для отыгрыша.