Почему на «Тур де Франс» нужно побывать хотя бы раз в жизни

Антураж самой популярной велогонки мира, которой живет Европа, а Россия не просто участвует, но и побеждает.

Гонщику команды «Тинькофф-Саксо» Петеру Сагану наскучил белый цвет майки (лучшего молодого), и он решил разбавить его цветом спринтерской зелени, провинция Бретань была взята небольшой эритрейской армией, а за всем этим наблюдали тысячи людей и некоторое количество смурфов.

Этот репортаж должен был начинаться словами – «В субботу 11-го мы проснулись от страшных криков, в городе Ренн то ли свергали правительство, то ли праздновали чемпионство местного футбольного клуба – впрочем, оба события имеют примерно одинаковую степень вероятности». Увы, окна отеля оказались достаточно прочны – и крики, и хрупкую интригу текста разбили вдребезги. Зато сохранили наш сон – за что им отдельное спасибо.

А крики все-таки были. Старт очередного этапа «Тур де Франс» находился в полусотне метров от нашего отеля – и именно там по-настоящему свирепствовала торсида (переведите это слово с португальского на эритрейский!) из Восточной Африки. До старта оставалось часа три, и эритрейцы на прохладном бретанском ветру только разогревались. Дело было вот в чем – кошмар всех комментаторов мира Даниэль Теклехайманот за день до этого завоевал майку горного короля. История государства Эритрея коротка и местами трагична. История тамошнего велоспорта вряд ли длиннее, но зато не в пример радостнее. Может, президенту Афеворки стоит добавить в государственные цвета немного красного гороха – в честь успеха своего соотечественника?

Загружаю...

Прошлогодний фильм Whiplash про одного юного барабанщика не только принес Джей Кею Симмонсу Оскар, но и вдохнул очередную новую жизнь в знаменитую композицию «Караван». Три дня мы ожидали этой композиции во время старта рекламного каравана на «Тур де Франс». Три дня организаторы разбивали наши чаяния, как окна отеля разбивали эритрейские крики. И караван отправлялся в путь каждый день под другие – более легкомысленные – песни.

О караване нужно рассказать особо. За пару часов до старта этапа каждый день по тому же маршруту выезжает вереница автомобилей.

Загружаю...

Атлетичные юноши и симпатичные девушки охотно делятся с болельщиками рекламной продукцией (вода, багеты, кофе, кепки итд). Они предусмотрительно пристегнуты ремнями к крышам своих авто – чтобы ненароком не выпасть на двухсоткилометровом пути. Караван – это не только приятные призы для зрителей – это главным образом разогрев. Потому что не все могут заводить себя, как эритрейцы. А если вам в дополнение к хорошему настроению достанется чашка кофе или французский батон – что ж, это просто приятный бонус. Вот этот зритель тоже, наверное, выпрашивает приз.

Загружаю...

Как только гонщики покидают площадку у автобуса «Тинькофф-Саксо», мы прыгаем в техничку. Мы не следуем за пелотоном – у нас другая задача. Те, кто смотрит велоспорт, знают, что перед стартом каждого этапа в телетрансляции рисуют его профиль, пишут города, через которые проходит маршрут, отражают ландшафтные неровности. Такой же профиль нарисован в специальной книге под названием роудбук (да простят нам французы англоязычную терминологию!). О том, что в том же роудбуке нарисована карта движения автотранспорта, не участвующего в гонке, знают меньше. В нашем случае две ломанные линии – этап и маршрут движения нашего авто – пересекаются дважды. Это значит, что мы дважды можем остановиться и посмотреть гонку живьем.

На 10-м километре пелотон заглядывает в городок Ля-Фужерес. Здесь построен мемориал солдатам, павшим на трех войнах – франко-прусской, первой мировой и второй мировой. Рядом – как продолжение мемориала – кладбище. Удивительно ухоженное, словно каждый монумент – отдельный экспонат. Неподалеку собор XII века (интересно, кто тогда выигрывал «Тур де Франс»?). Все это в одном квартале от трассы. И если в телетрансляцию эти красоты попадают (точно не знаем – мы же смотрим гонку живьем), то гонщики их абсолютно точно не видят. А потому нередко, уже после окончания карьеры, бывшие профи собирают чемоданы и едут по местам собственной боевой славы, нерассмотренное рассматривать.

Загружаю...

Мимо нас проносится квартет беглецов. В небо взлетают черно-белые бретонские флажки – один из местных гонщиков находится в отрыве. Вместе с нем Сильвэн Шаванэль, некогда одна из главных звезд французского велоспорта. Ни бретанец, ни Сильвэн, ни их попутчики субботний этап не выиграют. И понимают это даже на 20-м километре дистанции.

Пелотон, словно упитанный, но проворный удав неумолимо преследует свою жертву. У него желтая голова – ведь возглавляет работу команда «Тинькофф-Саксо» – пестрое от разноцветных велокурток тело и растрепавшийся хвост – даже не небольшом подъеме некоторые гонщики начинают выпадать. Но главный подъем дня – Мюр-де-Бретань еще впереди.

Наша вторая остановка – в городке Лудек. Если будете проездом – не заказывайте тут капучино, в местном баре перебои с молоком. Если бы бар назывался «Корова», было бы даже немного грустно. Зато велосипеды тут висят, словно обычные, а не заводные апельсины. Оранжевые. Поспели.

Из открытого коттеджного окна отчаянно грассирует труднопроизносимым «р» французский комментатор. Это местные любители велоспорта решили совместить приятное с еще более приятным. Они вынесли стулья, а телевизор поставили на подоконник и развернули экраном на улицу. Из этой самой трансляции они первыми узнают о приближении пелотона и вскакивают со стульев с прытью Петера Сагана, взлетающего на крутой подъем.

Загружаю...

Саган в этот день действительно летит. Подъем на Мюр-де-Бретань он начинает в самой голове пелотона. 10-процентный градиент – это совсем не его территория. Но Саган – третий в генеральной классификации, всего в нескольких секундах от лидера – Криса Фрума. На его плечах майка лучшего молодого гонщика столь белая, что мы понимаем, куда ушло молоко из Лудека. Если Саган выиграет, он наверняка возьмет еще две майки: зеленую – лучшего спринтера и желтую – вы понимаете, чью.

Первый километр подъема – самый крутой. Саган держится молодцом. В таком стиле он выиграл в мае «Тур Калифорнии», когда в горах сумел не расплескать добытое на равнине преимущество. И тут богатырь Петер на равных сражается с невесомыми горняками. До этого в течение всего этапа словак оберегал позиции своего капитана – Альберто Контадора – но при этом сохранил силы на заключительные два километра.

Он выдерживает натиск соперников и проигрывает победителю всего 10 секунд. К белой майке добавляется сочный зеленый цвет, в который выкрашено одеяние лучшего спринтера. В таком – хоть Изумрудным городом командуй.

– Я работал в полную силу с самого начала подъема, поэтому на последний спринтерский рывок мне не хватило сил – с рассудительностью Страшилы Премудрого говорит Саган после финиша. – Может быть это карма. Я борюсь за победу на каждом этапе, постоянно среди сильнейших, но чего-то не хватает.

Загружаю...

На следующий день этот большой зеленый человек вместе с Контадором поведет свою команду в новое сражение – командную гонку. И снова будет не так уж далек от победы.

Текст и фото: Андрей Шумаков, Павел Копачев

Популярные комментарии
volt7708
Повезло что это великолепие комментирует Курдюков. Очень точно передает атмосферу этой легендарной гонки. Если б еще велоспорт сам себя не гробил бесконечными допинговыми скандалами.
Император Сципион!!!!
Не особо нравится велоспорт, но смотрю Тур, только из за комментарий Курдюкова!! Великолепный комментатор!!!!!
Ответ на комментарий volt7708
Повезло что это великолепие комментирует Курдюков. Очень точно передает атмосферу этой легендарной гонки. Если б еще велоспорт сам себя не гробил бесконечными допинговыми скандалами.
Андрей Шумаков
Да, вы правы, постараюсь не забывать про ссылки.
Ответ на комментарий Insulin
Спасибо. Любопытно. Но я от блога жду большего. Тем более инсайд с Тура. Командная, помнится, обещала накропить текст про механиков и с тех пор забила. Что за ветренная дева? Андрей, к вам просьба, если ссылаетесь на на что-либо, вставляйте, пожалуйста, прямые ссылки, потому как искать саундтрек фильма Whiplash и композицию «Караван», утомительно. И, пожалуйста, пишите чаше, хотя бы с гт.
Еще 10 комментариев
13 комментариев Написать комментарий