7 самых неожиданных отставок в новейшей истории АПЛ
Фантастическое спасение останется последним общим делом «Лестера» и Найджела Пирсона. Никита Киселев – об увольнениях, бросающих вызов здравому смыслу.
Крис Хьютон, «Ньюкасл», 6 декабря 2010-го
По-хорошему, менеджер, способный вдохновить на хет-трик Шолу Амеоби и Энди Кэрролла, должен рассчитывать на безграничный карт-бланш. Особенно если в качестве бонуса к этим нерукотворным памятникам мотивации идут уважение игроков, любовь фанатов и приличные результаты.
Но для Майка Эшли нет ничего святого.
Когда Алан Ширер не сумел спасти и сохранить «Ньюкасл» в премьер-лиге, Эшли выставил клуб на продажу. Со слов занимавшего тогда пост управляющего директора «сорок» Дерека Лламбиаса, назначать в такой ситуации постоянного тренера было не разумно. Так Хьютона нашел статус временно исполняющего обязанности, уже знакомый ему – Крис присматривал за командой Кевина Кигана и Джо Киннэйра. Фантастический старт в чемпионшипе (в итоге «Ньюкасл» вообще не проиграл дома и занял первое место, а сам Хьютон 4 раза получил награду лучшему тренеру месяца) дал повод для вывода взаимотношений на новый уровень.
Его зарплата в районе 400 тысяч фунтов оставалась неправдоподобно низкой для премьер-лиги. Для сравнения: несколькими годами ранее «Ньюкасл» платил Сэму Эллардайсу 3 миллиона. Это обстоятельство не сильно смущало скромнягу Хьютона. Уж точно не мешало делать вещи вроде расщепления на атомы «Астон Виллы» (6:0), «Сандерленда» (5:1) и гостевой победы над «Арсеналом». При этом коуч умело рулил коллективом, в котором варились такие персонажи, как Бартон, Нолан и Кэрролл.
Остается догадываться, какого терпения стоил тренерский самозапрет на критику игроков через прессу в случае с Энди. Приписываемая нападающему история со сломанной челюстью Стивена Тэйлора и абсолютно реальная потасовка с экс-подругой, результатом которой было освобождение под залог и условие воспитательного проживания в доме капитана Кевина Нолана, обошлись без негативных публичных комментариев со стороны тренера.
Работы Хьютона лишила пятиматчевая безвыигрышная серия, увенчавшаяся поражением 1:3 от «Вест Бромвича». В распространненом клубом заявлении говорилось о необходимости назначения менеджера с большим управленческим опытом. Что касается «Ньюкасла», то на тот момент (начало декабря) команда занимала место на границе верхней половины таблицы. «Игроки, несомненно, будут спрашивать себя: «Что, черт возьми, происходит?». Мы узнали обо всем на утренней тренировке и не имеем понятия о причинах», – выразил общее мнение Сол Кэмпбелл. Кевин Нолан заметил, что «Крис завоевал популярность не только у футболистов, но и каждого клубного сотрудника».
Если говорить о Майкле Эшли, тот сделал очередной рывок в сторону безграничной фанатской неприязни.
Последствия: «Ньюкасл» повстречал Алана Пардью, с которым пережил много контрастных моментов и не самый удачный контракт до следующего тысячелетия. Хьютон нашел себя в «Бирмингеме» (выход в плей-офф чемпионшипа), а чуть позже в «Норвиче» (жаль, с «канарейками» все закончилось, как закончилось). Сейчас Крис возглавляет «Брайтон» и неустанно вещает о притеснении темнокожих тренеров.
Мартин О’Нил, «Астон Вилла», 9 августа 2010-го
«Астон Вилла» О’Нила – одно из главных откровений АПЛ второй половины 2000-х. Бирмингемцы три раза подряд финишировали шестыми, сыграли в финале Кубка Лиги на «Уэмбли», много забивали, а порой совсем нескромно поглядывали в сторону Лиги чемпионов. Репутация Эшли Янга строилась на штрафных и подачах точно в голову Хески/Карью. Габи Агбонлахор, как и Джеймс Милнер, обгоняли не только ход собственных мыслей, но и абсолютное большинство лиги. В центре делами заправлял Стилиян Петров.
Миниэпоха О’Нила здорово совпала со временем правления Рэнди Лернера. Американский владелец «Виллы» наделил Мартина максимумом полномочий. Североирландец контролировал трансферную и зарплатную политику, отвечал за продление контрактов. За четыре года Лернер инвестировал в клуб 179 миллионов фунтов – в том числе на новых игроков.
Конец союзу пришел тогда, когда Рэнди дал понять: на прежний уровень растрат рассчитывать не стоит. В частности, он не позволил О’Нилу потратить средства, перечисленные на счета «вилланов» после продажи Милнера в «Манчестер Сити». Мириться с подобными ограничениями Мартин не стал и оставил в клуб за пять дней до начала сезона. «Он хотел больше, чем Лернер был способен дать ему. Не получая того, чего желает, амбициозный О’Нил уходит», – резюмировал экс-капитан «Виллы» Мартин Лаурсен.
Последствия: «Астон Вилла» попала в зону дичайшей тренерской турбулентности, заболела грандиозной голевой скупостью и скатилась до регулярных разборок за выживание.
Сэм Эллардайс, «Блэкберн», 13 декабря 2010-го
«Он позвонил сегодня и спросил: «Выпьем по чашке чая вечером?» – рассказывал Алекс Фергюсон (Биг Сэм собирался посетить матч «МЮ» с «Арсеналом» на «Олд Траффорд»). – И вот, в полпятого перезванивает и сообщает: «Я уволен». В жизни не встречал поступка глупее, это абсолютная нелепость. Боже мой, не знаю, что они там себе думают».
С Эллардайсом Фергюсона связывает дружба, но с посылом шотландца согласились и те, кто не в курсе, сколько ложек сахара предпочитает Биг Сэм. Исполнительный директор LMA (Ассоциация профессиональных менеджеров Англии) Ричард Беван отметил парадоксальность: «Ирония в том, что в одну минуту Сэм может претендовать на пост тренера сборной, а уже в следующую – обнаружить себя среди безработных».
Увольнение Эллардайса было одним из первых шагов «Блэкберна» в пропасть, хотя Анурадха Десай видела ситуацию иначе. Председатель индийской компании «Venky’s», в ноябре 2010-го завершившей приобретение «Роверс», радостно заявила: «Все делается исключительно в интересах клуба. Мы хотим показывать хороший футбол и рассчитываем занять четвертое-пятое место в премьер-лиге, а может быть и выше. Болельщики должны доверять нам». Но Десай не особо смахивала на Джека Уокера, а пришедший зимой Рубен Рочина – на Алана Ширера. Да и в арендованном у «Сити» Санта Крузе не сильно просматривался Крис Саттон. Так что небольшие (очень мягко говоря) сомнения фанов были понятны.
В предыдущем сезоне Эллардайс затащил «Блэкберн» на десятую строчку, не проиграв на «Ивуд Парк» «Челси», «Манчестер Юнайтед» и «Ливерпулю» с «Арсеналом». Годом ранее Сэм сумел ликвидировать катастрофические результаты 177 дней тренерства Пола Инса.
И тут пришел он. Стив Кин – человек, благодаря которому мы узнали, как с помощью самолета намекнуть на определенную степень недовольства коучем.
Последствия: разрушительные. Если Эллардайс по-прежнему на радарах, то «Блэкберн» рухнул в чемпионшип, откуда пока не планирует показываться. Стив Кин остался Стивом Кином, а люди из «Venky’s» взяли все мыслимые планки нелепости. Можно многому научиться, постичь. Но вы никогда не сможете ненавидеть жареную курицу так же сильно, как фанаты «Роверс».
Харри Реднапп, «Тоттенхэм», 13 июня 2012-го
За три с половиной года в «Тоттенхэме» Харри Реднапп многое успел. Поднял «шпор», оставленных Хуанде Рамосом на дне таблицы с двумя очками в первых восьми турах. Поспособствовал эволюции Гарета Бэйла от щуплого юноши-защитника, при появлении в стартовом составе автоматически исключающего опцию победы, до человека, навсегда утолившего жажду скорости у Майкона. Стал лишь вторым тренером в истории премьер-лиги, взявшим награду лучшему менеджеру сезона, не руководя при этом командой-чемпионом. Ворвался в одну четвертую ЛЧ. Вернул на «Уайт Харт Лейн» Робби Кина и Джермейна Дефо. Паскаля Шимбонда тоже, но сейчас не об этом. Наконец, принято, что именно при старине Реднаппе «Тоттенхэм» демонстрировал самый яркий футбол.
Если вас зовут Дэниэл Леви, предыдущий абзац ценности не имеет. Важнее то, что случилось потом. Концовка сезона 2011/2012 оказалась безобразно смазана. Третье место с комфортным 10-очковым отрывом от «Арсенала» превратилось в четвертую строчку, подарившую уникальную возможность пролететь мимо ЛЧ в связи с триумфом «Челси» в Мюнхене. Кроме того, Леви посчитал, что на фоне замаячившей возможности принять сборную Англии (накануне Евро пост оставил Фабио Капелло) успехи «шпор» потеряли для Харри первостепенное значение. В таких случаях выбить новый контракт у Дэниэла не сумеет и сам дьявол.
Последствия: 5, 6, 5.
Найджел Эдкинс, «Cаутгемптон», 18 января 2013-го
«Самое печальное в увольнении Найджела то, что я даже не был в шоке», – твитнул Мэтт Ле Тиссье. Возмущение бога Южного побережья вытеснило удивление. Казалось, во всем мире лишь один человек не разделил эту позицию – Никола Кортезе, в ту пору президент «Саутгемптона». Кстати, был еще кое-кто – наш с вами хороший знакомый.
Не проникнуться симпатией к Эдкинсу было сложнее, чем представить лучшим бомбардиром АПЛ Тони Хибберта. Бывший физиотерапевт «Сканторпа» в 2010-м году заменил Алана Пардью, когда «святые» плелись на 22-м месте Лиги 1. Два промоушна за два сезона – и «Сотон» в премьер-лиге. Тем самым Эдкинс в два раза обогнал мантру Кортезе об обязательном выходе клуба в высший свет к 2014 году. Располагающий к себе, интеллигентный и начитанный специалист был обречен на любовь болельщиков и журналистов. Так, объясняя в эфире BBC, как он справляется со стрессом, Найджел процитировал стихотворение Дэйла Уимброу «Человек в зеркале».
Тотальное обожание Эдкинса не остановило известного жесткостью и принципиальностью в принятии решений Кортезе. Шокировал момент, подобранный итальянцем. «Саутгемптон» вернулся к жизни после провального старта (5 очков в 11 первых матчах), о чем свидетельствовали лишь два поражения в 12 последних встречах, и обосновался на 15-й позиции после героической ничьей 2:2 на «Стэмфорд Бридж».
Судя по всему, Никола Кортезе давно запланировал снять Эдкинса, так как, по его мнению, в долгосрочной перспективе клубу и Найджелу было не по пути. И улучшившиеся результаты большой роли не играли. Мало того, некоторые источники ранее сообщали о факте переговоров с Маурисио Почеттино. Но изначально они воспринимались проработкой вариантов на перспективу. Мало кто верил, что Никола отмеряет Эдкинсу всего полгода в премьер-лиге.
Последствия: сначала Почеттино оставил «Саутгемптон» в лиге, продемонстрировав Англии, что такое испепеляющий прессинг. Следующий сезон «Сотон» провел намного круче – настолько, что Маурисио переманил «Тоттенхэм», а продажа сверкнувших звезд принесла больше 100 миллионов фунтов (побочным эффектом выступил стресс и переживания насчет недокомплекта состава, но мы знаем, что из этого вышло). С Роналдом Куманом у клуба, продолжающего поступательное движение уже без Кортезе, появился повод не стесняться мыслей о попадании в топ-четверку. Эдкинс не стал тем самым человеком для «Рединга», а в начале лета принял «Шеффилд Юнайтед». Кстати, Найджел ведет уютный твиттер. В профиле указано: «Игрок, физиотерапевт, менеджер».
Тони Пулис, «Кристал Пэлас», 15 августа 2014-го
Сохранение прописки в комплекте с невероятным 11-м местом, повод для слез Луиса Суареса, веские причины отогнать мысли типа «сезон повеселимся, а потом опять к будням чемпионшипа» и вполне удачная новая роль Маруана Шамаха – очевидно, год назад болельщики «Кристал Пэлас» должны были подозревать, что все идет слишком хорошо. В рамках акции по возвращению фанов «орлов» в этот жестокий и несправедливый мир на них свалилась шокирующая новость: Тони Пулис покинул клуб. За два дня до старта чемпионата.
К уходу Пулиса сподвигли разногласия с одним из четырех совладельцев «Пэлас» Стивом Пэришем. Тот не разделял взгляды валлийского менеджера на поведение на трансферном рынке. Пулис страстно желал заполучить Стивена Колкера и Гильфи Сигурдссона, для чего пришлось бы дважды перебить клубный рекорд. Не менее страстно Пэриш хотел жить по средствам в режиме строгой финансовой диеты. На момент ухода Тони «КП» потратился лишь на Фрэйзера Кэмпбелла и Мартина Келли и выхватил Бреде Хангеланда и Криса Кеттингса свободными агентами.
Буквально перед Пулисом трудовую книжку с «Селхерст Парк» забрал спортивный директор Ян Муди. Всплывшее скандальное досье на него и Милки Макая не оставляло шансов. С Яном Пулис также не сработался. Желание Муди влиять на трансферные вопросы и прочие аспекты сильно ограничивали творческую свободу Тони.
О целесообразности продолжения работы в таких условиях валлиец начал задумываться еще в январе 2014-го, спустя два месяца после назначения. Чтобы поставить точку, понадобилось еще 8 месяцев и летнее окно переходов.
Последствия: команда с «Селхерст Парк» вступила в не самые яркие и продолжительные отношения с Нилом Уорноком. Спустя четыре месяца «орлы» осознали, что все, что им нужно от жизни, это Алан Пардью. Уставший от «Ньюкасла» тренер и «Кристал Пэлас» придумали одну из лучших историй сезона 2014/2015. В разной степени этому способствовали подписанные Заха, Суаре, Матч и Макартур. Переход последнего из «Уигана» потянул на пять миллионов фунтов и стал самым увесистым трансфером лондонцев в кампании.
Тони Пулис пробыл безработным полгода, а в канун наступающего 2015-го отправился в Мидлендс наводить порядок в «Вест Бромвиче». Валлиец предсказуемо оставил «дроздов» в лиге. Чтобы не скучать, Тони проиграл безнадежному в гостях «Куинз Парк Рейнджерс» и грохнул расслабившийся после оформления титула «Челси».
Найджел Пирсон, «Лестер», 30 июня 2015-го
Азиатские владельцы английских клубов должны быть благодарны Винсенту Тану. На фоне одиозного малазийца любой более-менее вменяемый бизнесмен с Востока кажется столпом адекватности (правда, в этом случае экшна гораздо меньше, но приходится выбирать что-то одно). Если при этом он не рвется поменять цвет клубной истории и не затягивает брюки до подмышек, то прекрасно вдвойне.
Тайский хозяин «Лестера» Вишай Шривадданапрабха (заправляющий делами вместе с сыном) стремительно набирал очки уважения с сезона 2013-2014, продемонстрировав умение учиться и узнавать новое. В прошлом остались заскоки вроде назначения Свена-Йорана Эрикссона и трансферные чеки в районе полутора десятка фунтов, будоражившие сознание всех следящих за чемпионшипом. После монументального пролета в плей-офф должность сохранил Найджел Пирсон – и это решение сыграло. Да, чуть ранее Вишай сменил фамилию с Раксриаксорн на Шривадданапрабха, но это другая, мало относящаяся к делу логопедическая история.
А вот сейчас многие (в том числе Гари Линекер и Алан Ширер) взглянули на руководство «лис» по-другому. Увольнение Пирсона, когда на место вполне себе веских поводов для отставки – затянувшегося дайвинга в глубинах турнирной таблицы, жесткой перепалки с болельщиком и не понятой до конца стычки с Джеймсом Макартуром – пришло одно из грандиознейших спасений в истории премьер-лиги, закинуло Шривадданапрабху чуть ли не в компанию к Флорентино Пересу и Роману Абрамовичу. Не был оценен и стремящийся к тренду способ сообщить о расставании – по телефону.
В официальном заявлении упор сделан на «фундаментальные различия» между курсом Пирсона и видением развития клуба в долгосрочной перспективе от владельцев. Возможно, мистеру Шривадданапрабхе Найджел кажется ограниченным коучем и далеким от скорого прорыва в еврокубки (куда надо продраться согласно озвученному стратегическому плану). Основной же причиной увольнения считается несоответствие образа хулиганистого Пирсона хозяйскому желанию обеспечить «Лестеру» изумительно чистую репутацию. Окончательно Вишая, натерпевшегося от тренерских выходок по ходу чемпионата, взбесил скандал во время турне по Таиланду. Среди трех добившихся вместо успеха анулирования контракта игроков оказался сын Пирсона. В разборе на сайте BBC отмечается, что это стало той соломинкой, которая ломает спину верблюду.
Таким образом, Джеймс Пирсон предопределил судьбу Найджела Пирсона.
Последствия: готовность возглавить «Лестер» выразил Клаудио Раньери. Среди фаворитов букмекеров светились персоны Сэма Эллардайса и Нила Леннона. В топе симпатий у опрошенных болельщиков же Юрген Клопп и Эстебан Камбьяссо. А в итоге новым тренером, похоже, станет один из первых героев этого текста. Но в любом случае, в меню клубной столовой больше не появятся страусиные бургеры, ставшие отголоском самой шумной пресс-конференции минувшего сезона.
Фото: Gettyimages.ru/Clive Mason, Laurence Griffiths, Michael Regan, Clive Rose, Clive Mason, Jamie McDonald, Laurence Griffiths