Карта развития Лиги. Состязание менеджмента
Объявляю старт коллективной забавы, способной превратиться в сотрудничество клубов и болельщиков
"Битва за зрителя".
Цели, задачи, условия игры "Состязание менеджмента клубов ЦСКА, "ДИНАМО", "СПАРТАК".
- Исследуем эффективность работы менеджмента столичных клубов.
- В ходе исследования разрабатываем предложения, способные усилить работу клубных управленцев. В разработке предложений принимают участие все желающие. Авторы блога аккумулируют предложения читателей и по собственной технологии продвигают лучшие из них. Продвижение предполагает продажу клубам услуг по привлечению зрителей, развитию спортивного шоу и внутриклубной жизни сообщества болельщиков.
Мы убеждены, что такая услуга очень важна для клубов, им не нужно прилагать усилия, можно избежать собственных рисков финансирования проектов по работе с болельщиками и расширения штата сотрудников. А для болельщиков и желающих попробовать себя в спортивном менеджменте - это реальный шанс принять участие в жизни клуба и реализовать свои предложения, ведь навязать свои услуги клубу или осуществить свою идею посредством писем в клуб практически невозможно, что сдерживает привлечение идей и новых технологий, интерактивное общение с носителями идей, обладателями умений и талантов.
В межсезонье задача управленцев, - подогреть интригу к началу сезона, продать как можно больше абонементов, именно эти продажи не зависят от спортивной успешности и могут обеспечить наличие постоянной аудитории, вокруг которой уже можно «наращивать мясо» по ходу сезона. Уровень продаж на протяжении сезона зависит от количества побед.
Также не стоит пренебрегать тем фактом, что средства, вырученные клубом за абонемент, это беспроцентный и безвозвратный кредит, что бизнесу, то есть, клубу предпринимающему, никогда не помешает.
Для успешных продаж абонементов надо доказать, что в предстоящем сезоне жить без хоккея нельзя, каждая игра будет по своему интересной и каждый раз будет своя интрига. А шоу вокруг каждой игры будет эксклюзивное и пропустить сюрпризы, подготовленные клубом, тоже будет непростительно.
В межсезонье самым действенным инструментом доказательства «интересности» ожидаемого хоккейного продукта является сайт клуба и другие интернет-СМИ. Поэтому начинаем оценку работы менеджмента по борьбе за зрителя именно с анализа клубных сайтов.
Итого, в первом выпуске:
- описываем эмоциональное восприятие сайтов и видимые способы клубов подогреть интерес к сезону и абонементной программе;
- описываем алгоритм сотрудничества с болельщиками, желающими принять участие в проекте «Состязание менеджмента»;
- описываем технологию взаимодействия с клубами, предлагаемую авторами блога;
- излагаем последовательность исследования сайтов клубов и других СМИ на предмет наличия шагов, подогревающих интерес к сезону и абонементной программе, оцениваем качество маркетинговых усилий клубов.
Исследование сайтов клубов.
Часть 1. Эмоции. Абонементная программа.
В качестве экспертов в первой части "ИССЛЕДОВАНИЯ" выступают специалисты "Спортивного Агентства 2015"
Эксперты:
Максим Дементьев, специалист «Спортивного Агентства 2015»
ЦСКА
Вообще, сочетание красного и синего – это кошмар какой-то. Если уж так исторически сложилось, что у клуба эти цвета прижились – замечательно, но не надо их пихать всюду на сайте, глазки-то болят.
Сайт очень информативный, хотя есть ощущение топорности – много странных решений о размещении модулей, куча свободных мест на странице, всё очень пестро и суетливо.
Совершенно стандартный, без придумок. Возможно, сайт хоккейного клуба и должен быть таким. При том, что ЦСКА мог бы нанять хоть 10 Лебедевых, дизайн – полный отстой.
Из плюсов, – понятно что и где искать, разделы четко структурированы, они все на виду, за это большое спасибо.
«ДИНАМО».
Первое, что смутило – у клуба три разных сайта (может и больше, я нашел три):
- Официальный сайт клуба
- Сайт для болельщиков (вот тут я не очень понял, для кого тогда официальный сайт вообще, но в ходе изучения сайта для болельщиков выяснилось, что его основная задача – продажа сувениров и функционирование форума. Хотя сувениры покупают те же болельщики).
- Сайт об истории клуба
Главная страница официального сайта
Официальный сайт скучный, может, это в межсезонье. Хотя, по набору главной страницы, кроме рекламы и новостей ничего и нет. Опять же, допускаю, что сейчас больше добавлять нечего. Но зато сайт простой и понятный. Мне интереснее было просмотреть сайт об истории.
«СПАРТАК»
Те же проблемы, что и у ЦСКА – странная организация модулей на главной странице, много пустого места. Понимаю, что это связано с возрождением команды и сайта, но считаю, что это не оправдание.
Всё достаточно просто и понятно – думаю, что это хорошо.
Хорошая придумка – сделать почту вида почта@spartak.ru. Даже мне захотелось завести, хоть и не являюсь фанатом.
Интересно, с чем связано отсутствие форума или другого способа общения болельщиков?
Оценки эмоционального восприятия сайтов (субъективное желание заходить на сайт):
ЦСКА - 2
«Динамо» - 3
«Спартак» - 3
Оценки подачи абонементной программы не хотел бы ставить, после посещения сайта не возникло желания приобрести абонемент.
Сергей Галецкий
Сайты ЦСКА и Спартака более стандартные и сухие, но у ЦСКА выглядит приятнее глазу. Ни у того ни у другого нет информации об абонементах, билетах и их стоимости, даже номеров телефонов («идите в кассу»). Вместо этого Спартак хвастается вип-ложей. Работы с болельщиками попросту нет: у Спартака вообще пусто (если не считать правила поведения на арене), даже состава команды нет; у ЦСКА хотя бы форум есть, остальные ссылки фанзоны пустые. Оба сайта сухие и скучные!
Сайт «Динамо» самый информативный и стильный. Всё самое необходимое для болельщика есть на стартовой странице, + удобная навигация по сайту. Продуманная абонементная программа и онлайн-покупка, а также обратная связь с болельщиком, чтобы сделать её максимально удобной для всех. Подкупил отчёт о съезде болельщиков. Самый продуманный интернет-магазин клубной атрибутики. Стильно оформленный состав команды и персонала. В общем сайт Динамо в большей степени заточен под болельщика. Классный сайт!
Как итог, сайт Динамо – лидер рейтинга, можно даже сказать эталонный!
Оценки эмоционального восприятия сайтов (субъективное желание заходить на сайт):
ЦСКА - 3
«Спартак» - 1
«Динамо» - 5
Оценки подачи абонементной программы (оговорюсь, что я попытался войти в роль фаната клуба, абстрагируясь от того, что меня, простого жителя Москвы, ещё не влюблённого в «Динамо», сайт не убедил стать его поклонником):
ЦСКА - 0
"Спартак" - 0
"Динамо" - 5
Сергей Зыков
ЦСКА
Ощущение отсутствия вообще какой-либо жизни в течение последнего месяца, все отдыхали. Только с наступлением июля появились какие-то новости.
Путешествовать по сайту неинтересно, нет никаких завлекающих моментов.
«ДИНАМО»
Первое ощущение - cайт монстрообразной корпорации.
Классный пиджак, стильно, строчки ровные, но всё безлико и холодно, неинтересно. Это не сайтпопулярного спортивного клуба, а сайт корпорации "Динамо". Вкусностей нет, есть сухость и официоз.
Первым делом попадаешь на рекламную заставку продаж атрибутики, только после этого можно проникнуть на сайт, тупо и грубовато.
Очень обстоятельная работа проведена по анкетированию, грамотно, системно, нравится. Живого тура по новой Арене не хватает, есть только карта посадочных мест "ВТБ Ледовый дворец".
Также стоит отметить, что динамовцы вложились и в контекстную рекламу, чему свидетельство - выскакивающее предложение, например, на страницах "ВКОНТАКТЕ".
Есть раздел клуба болельщиков, но похоже, что он крепко заорганизован, живой площадки общения болельщиков нет. Зато есть сайт болельщиков. То есть, существует нарочитое дистанцирование от болельщиков, интересно, зачем? Думаю, что можно было придумать более изящное решение, не ущемляющее решение увеличить «объём» интернет-пространства «Динамо».
Главная страница сайта болельщиков
На официальном сайте и сайте болельщиков существует кнопка «ФОРУМ». Но жизни там болельщицкой нет. Привожу показательное совсем недавнее общение двух болельщиков на странице форума:
«СПАРТАК»
Демократично, строка твиттера на главной, живенько.
Среди кнопок интересного ничего нет.
ФАН-зоны тоже нет. Она живет сама по себе на отдельном ресурсе.
Висит ещё в инете старая доска.
Но образ «народной команды» пока не поддержан формально, скорее, наоборот, демонстрируется отстранённость клуба от болельщиков.
До 4-го июля собственные новости сайт не генерировал, такое ощущение, что все были в отпусках, забывая о правиле «сани готовят летом».
Несмотря на оживляющую колонку твиттера, остаётся послевкусие от ощущения кондовости сайта, современных визуальных и логистических решений нет, фирменные завлекалки для болельщиков отсутствуют.
Оценки эмоционального восприятия сайтов (субъективное желание заходить на сайт):
ЦСКА -2
«Динамо» - 3
«Спартак» - 3,5
Оценки подачи абонементной программы:
ЦСКА - 0
«Динамо» - 3.5
«Спартак» - 0
Поясняю невысокую оценку сине-белых. Маркетологи поработали основательно, всё подробно разжевали, красиво подали схему арены, но самого главного в подаче абонементной программы нет. А главное – это вместе с подачей «меню» арены, где обозначена стоимости зрительских мест в разных секторах, необходимо вызвать дикий болельщицкий аппетит и донести эксклюзивность и ценность каждого матча предстоящего сезона, убедить в том, что ни один матч невозможно пропустить потому, что…(и дальше по списку). Так что выполнена только часть работы.Отметил бы и то, что работа ведется, в основном, по взаимодействию с активными болельщиками, при этом не видна работа по привлечению новых аудиторий. Напоминаю, что мы оцениваем эффективность усилий и инвестиций, а не их объём. Пока сожалею, что не могу по достоинству оценить объём усилий. Но, с другой стороны, вижу очевидный потенциал у клуба, фундамент создан очень солидный, теперь надо включать изобретательность и эмоции.
Итого, по состоянию на 5 июля 2015 г., после проведенного символического вбрасывания, сумма баллов от очень субъективно настроенных экспертов следующая:
«Динамо» - 19 баллов
«Спартак» - 7.5
ЦСКА – 7
Допускаю, что сумма баллов слишком зависит от субъективности, поэтому стоит сумму баллов разделить на 3 (количество экспертов) и получим средний балл. В Этом случае, после первого тура средний балл у клубов следующий:
"Динамо" - 6.33
"Спартак" - 2.5
ЦСКА - 2.33
В следующем выпуске исследуем другие особенности сайтов клубов.
Приглашаем присылать свои аналитические записки на тему "Кнопки сайтов, содержание закладок, новостная лента"
Последующий алгоритм исследования сайтов.
- Предложение клубам о сотрудничестве, просьба обратить внимание на наше исследование и готовность провести с клубами совместных акций с привлечением «творчества масс»
- Оценка содержания кнопок сайтов, начиная с раздела «НОВОСТИ»
- Оценка приёмов вовлечения болельщиков в жизнь клуба, анализ форумов, гостевых страниц
- Оценка присутствия клубов на других интернет-ресурсах
- Итоговые оценки работы сайтов
- Создание банка решений, формирование предложений для клубов;
- Формирование предложений клубам о способах оптимизации сайтов и других приёмах подогрева интереса к сезону и продаже абонементов.
- Исследование системных ошибок менеджмента, характерных для столичных клубов, готовности к сотрудничеству, формирование заключения, ориентированного на инвесторов,
- Предложение клубам "приобрести" решения, аккумулированные проектом "СОСТЯЗАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА" в виде технологий или готовых продуктов вместе с внедренческими работами. Контакты для сотрудничества: zssport@mail.ru
Новости клубов КХЛ.
Клубы оживают от спячки:
Генеральный менеджер «Сибири» Кирилл Фастовский в эфире «Спорт FM».
О Коскинене:
— Он достаточно жестко себя повел в этом плане. Это был очень неприятный сюрприз. Когда у тебя главное лицо команды (50 - 70 процентов команды) говорит в середине сезона, что я бы хотел уйти, пожалуйста подберите мне обмен. Причем есть конкретный клуб, куда он хочет уйти... Это, конечно, неприятно»
- Об имидже Сибири в мире: «Иногда при переговорах иностранцы отказываются к нам ехать, потому что думают, что Сибирь — это непонятно где»
- О легионерах и о лимите на иностранцев: «Я всегда выступаю за 7. Считаю, это оптимальный вариант для развития хоккея и возможность для средних клубов конкурировать с топовыми. Легионеры приезжают и пашут побольше остальных. Наши игроки берут с них пример. За счет легионеров мы подняли уровень нашего хоккея.
Свидетельства выхода служб клуба из отпусков:
- Первый сюжет нового сезона от ХК «Сибирь».
Критические замечания и восхищения:
С точки зрения PR – стратегии считаю неверным ворчание генерального менеджера о прошлом сезоне. Учитесь и заключайте контракты так, чтобы разрыв контрактов был вам выгоден. Создавайте исключительную атмосферу в клубе, стоящую дороже денег. Так что камень в Коскинена возвращается бумерангом. Руководитель клуба должен говорить о будущем, прошлое в прошлом, ворчание – возрастное явление. Необходимо увлекать своих болельщиков новыми вызовами, впереди новый, очень сложный сезон. Именно этим и занялась проснувшаяся от летней вольницы пресс-служба и маркетологи клуба, красиво подающие первый сюжет нового сезона и начало продаж абонементов. Следует отметить отличную эффективность клубной стилистики, поневоле хочется зайти на страницу клуба, разглядывать страницу с абонементами, снежинка делает своё дело, браво!
У клуба появился свой блог на sports.ru "Логово тигра". Поздравляю с «Первым днём новой жизни».
Восхищения.
Молодцы! Вы первый клуб со своим блогом на сайте. Отличное решение! Было бы здорово отметить и привлечь блогеров, ранее мужественно пиарящих клуб.
Герман Титов: «Мечтаю вернуть «Спартаку» советский комбинационный стиль»
Главный тренер «Спартака» Герман Титов поделился ожиданиями от предстоящего сезона.
– Я мечтаю вернуть наш советский комбинационный стиль, люблю выигрывать со счетом 6:5, а не 1:0, но все зависит от уровня мастерства. Скажу, что уже точно будем начинать обороняться в зоне атаки и прессинговать соперника при потере шайбы. Как и ЦСКА, но с поправкой на качество исполнителей.
Вратарь «Спартака» Атте Энгрен показал свой новый шлем
Главный тренер «Спартака» Герман Титов рассказал, где будет играть московский клуб в следующем сезоне.
«Нас все устраивает в «Лужниках». Важно, что для подготовки команды много места – тренажерный и игровые залы. Я доволен увиденным. Единственное – нужно поменять цвета. Ведь здесь играло «Динамо». Мы на эту тему уже разговаривали. Нужно больше красного, спартаковских эмблем. Что-нибудь придумаем…
Со следующего сезона, если все будет хорошо, переедем в «Мегаспорт», – сказал Титов.
Делегация «Спартака» посетила Малую спортивную арену
Делегация «Спартака» во главе с заместителем генерального менеджера Дмитрием Хворых и тренерами Германом Титовым, Вячеславом Козловым сегодня побывала на Малой спортивной арене Лужников. Именно здесь красно-белые проведут большую часть домашних матчей в предстоящем сезоне, за исключением полутора месяцев в зимний период (с 7 декабря по 14 января), когда дворец спорта будет задействован под культурно-массовые мероприятия, не связанные с хоккеем.
Герман Титов побывал в Воскресенске
На встрече обсуждалось комплектование команды, а также вопросы взаимодействия между «Спартаком» и фарм-клубом из Воскресенска. Главным тренером «Химика» назначен Сергей Кремлев, в его штаб вошли Владимир Тюриков, Геннадий Коротеев и Олег Лаврецкий. Отметим, что генеральный менеджер «Спартака» олимпийский чемпион Алексей Жамнов является воспитанником Сергея Кремлева. «Химик» выйдет из отпуска 8 июля и приступит к целенаправленной подготовке к сезону.
И ещё хорошая новость:
Болельщики увидят «Спартак» 6 августа на турнире имени Аркадия Чернышева
Отдаю должное:
Наконец-то пресс-служба заработала. Верное решение – переключить внимание на главного тренера, балагура Воронина и других хоккеистов. «Спартаку» нужны новые герои. Пока буду скуп на комплименты, есть недоработки, о них в следующем тексте. Буду надеятся, что пока незначительные стилистические косячки не превратятся в систему.
Проснулись и в ЦСКА, появились:
- новость об открытой тренировке
- фотогалерея о медосмотре с интервью от А.Шевченко
Маленький видеосюжет от того же А.Шевченко
Мнение: для начала пойдёт, но повезло, что Шевченко подсуетился. Если же вы его подписали, то молодцы.
Событие недели.
- Появление календаря игр сезона. (Блогеры обнаружили некоторые косяки. Клуб и КХЛ решили не заморачиваться)
- Выбор «Спартаком» домашней арены.
Интервью недели.
Важными участниками хоккейного рынка являются журналисты. Поэтому буду отмечать наиболее интересные журналистские работы недели.
На сей раз выделю интервью Егора Прокудина, специального корреспондента sportsdaily.ru в Москве: "Владимир Юрзинов-старший: Стиль команд Быкова — наше тренерское богатство"
Но, всё-таки чемпион недели среди хоккейных журналистов Алексей Шевченко, вовсю разогревающий сезон
Недоразумение недели.
Министр спорта Московской области Терюшков: «Арена «Мытищи» может принять у себя матчи других клубов КХЛ»
«Рассматриваем вопрос о привлечении (других) клубов КХЛ на «Арену Мытищи», — сказал Терюшков на пресс-конференции. — Но вы же понимаете, что здесь больше должна идти инициатива от самих клубов, которые верстают свой календарь и имеют свои дворцы. Но, повторюсь, понимание есть, мы хотим команды КХЛ привлечь».
Терюшков, там же: «МО положительно оценивает переход игроков «Атланта» в «Спартак»
На всякий случай: готов буду принести свои извинения, если странные речи министра спорта Подмосковья сбудутся. Но если почитать весь текст интервью с ним о кисельных берегах, то ощущений масса, но веры нет.
Проект «Инсайд».
Так сложилось, что в кулуарных разговорах частенько обнаруживаются удивительные откровения, вызывающие шок у людей, живущих по этическим нормам и корпоративным правилам. На днях один из хоккеистов, пытающийся найти клуб в МХЛ, поделился своим опытом и слухами от сотоварищей о методах набора игроков. Меня озадачил и раззадорил его рассказ о весёлых и диких нравах, мытарствах молодых хоккеистов, пытающихся найти свой путь развития. Обязательно поделюсь его рассказом позже, только форму подыщу подходящую.
Без понимания наличия подводных течений в хоккее какое – либо проектирование и развитие Лиги теряет смысл. Поэтому предлагаю тупо сливать информацию по адресу zssport@mail.ru, посредством личных сообщений и комментариев. Исходя из собственных знаний и чувства меры буду выносить на публичное обсуждение и анализировать те или иные проблемки и предлагать варианты профилактики всяких управленческих глупостей.
P.S. Благодарности Максиму Дементьеву и Сергею Галецкому. Рад отклику Олега Майорова, приславшего свой отзыв о сайтах столичных клубов. Его аналитическую записку опубликую в следующем выпуске «ИССЛЕДОВАНИЯ»
Предыдущий текст «ИССЛЕДОВАНИЯ» "Карта Развития КХЛ. Арены"