В тени великанов. За что я люблю Бастиана Швайнштайгера
Павел Зиновьев – о том, как полузащитник «Баварии» стал великим, а мы этого даже не заметили.
Быть неприметным трудягой – Швайнштайгер сам избрал для себя такую модель поведения на поле. Несмотря на то, что в начале карьеры его активно использовали на позиции разыгрывающего, Басти со временем смирился с тем, что классным плеймейкером ему не стать. И как невостребованный молодой актер познает разудалый мир свадеб и корпоративов, придавленный к полу необходимостью хоть чем-то зарабатывать на жизнь, так и Швайни, страдающий от дефицита игрового времени, несколько лет назад вынужденно спустился в опорную зону, где в цене были не острый пас и утонченность, как он любил, а брутальный подкат и игра в кость. Тогда же состоялась ключевая встреча в карьере немца с двумя людьми, повлиявшим на его дальнейшее развитие.
«Бавария» Луи ван Гала хоть и была довольно громоздкой конструкцией, но славилась тем, что умела грамотно распределять силы. Ее остовом была пара ван Боммель-Швайнштайгер в центре поля, на этот дуэт и приходились основные нагрузки. Бастиан под руководством Марка довольно быстро освоился на новой позиции. Он научился у напарника всему, что касается агрессивного отбора мяча (здесь ван Боммелю действительно не было равных во всей бундеслиге), тактики мелкого фола, и на протяжении трех сезонов имел перед лицом образец того, как должен вести себя истинный капитан футбольного клуба.
Голландец не был идеальным опорником, но помог им стать Швайнштайгеру. «Бастиан – один из важнейших футболистов «Баварии». Я ценю его как великого игрока и человека, который всегда заботится о тех, кто находится рядом с ним. Это не выносится на публику, но, поверьте, он великолепно справляется с ролью лидера и не афиширует это. Мне нравятся его качества и характер. По мне, Басти – идеальный капитан», – у ван Боммеля вообще редко находятся хвалебные слова в адрес кого бы то ни было, но бывшего одноклубника он не мог не отметить.
В сезоне-09/10, когда «Бавария» остановилась в шаге от требла, все восхищались игрой Арьена Роббена и его удивительному преображению после ухода из «Реала». Но главная метаморфоза в тот год произошла именно с Бастианом Швайнштайгером. Платиновый блондин, ежеминутно поправляющий свой чуб, остался в прошлом. На его место пришел повзрослевший мужчина, терпящий боль и готовый ради победы на все.
Сегодня многие мало-мальски известные футболисты заняты тем, что, не прожив на свете и 25 лет, уже выпускают автобиографические очерки и наивно полагают, что их воспоминания могут быть кому-то интересны, кроме них самих. Мне почему-то кажется, что ждать автобиографии от Швайнштайгера нам точно не стоит. И не потому, что 30-летнему игроку, чемпиону мира, в трофейной комнате которого нельзя и шагу ступить, чтобы не наткнуться на драгоценную чашу или кубок, нечего сказать или нечего вспомнить – один четвертьфинальный матч с Аргентиной на ЧМ-2010 потянул бы на отдельную книгу.
Просто его футбольная философия с недавних пор строится на всяческом отрицании решающего вклада отдельного игрока в итоговый успех команды, а автобиография – это не то произведение, где удастся обойтись без ежеминутного употребления местоимения «я» почти в каждом абзаце.
Последние пять лет он без каких-либо сожалений топит собственную индивидуальность в командных интересах. Делает это хладнокровно и уверенно, демонстрируя всем, что нет ничего важнее «Баварии» и радости ее болельщиков. А других приоритетов и быть не может у человека, родившегося на баварской земле, пришедшего в клуб в 15-летнем возрасте, пробившегося через все юниорский составы в главную команду и вот уже 13 лет служащего ей верой и правдой.
А если вам все же интересно знать, как бы выглядела автобиография Басти, то почитайте любую книжку в жанре романа воспитания. С художественной точки зрения посыл будет передан совершенно верно.
Но рано или поздно ты устаешь даже от того места, где все вроде бы получается и хочется чего-то нового. Участившиеся разговоры о том, что Швайнштайгер может летом перейти в «Юнайтед» в большей степени связаны с тем, что его действующий контракт заканчивается через год, и если менять клуб, то именно сейчас. Личные симпатии Луи ван Гала к игроку и его настойчивые просьбы, может, и помогут провернуть данную сделку, но есть большая вероятность того, что трансфер навредит обеим сторонам.
Во-первых, условия, на которых капитан сборной Германии согласен сменить клуб, кажутся, мягко говоря, спорными. Заранее гарантировать место в стартовом составе своему новому игроку может только очень эмоциональный тренер, не думающий о последствиях такого решения. Адаптация, возраст, усилившаяся конкуренция за позицию – а что если Швайни просто не впишется в игру? Тем более, игры у «Манчестера» как таковой до сих пор нет. Ставить полузащитника в состав только потому, что такой пункт прописан в его контракте? Думаю, даже у Робина Дутта хватило бы ума отказаться от подобного требования со стороны игрока. Во-вторых, в прошлом сезоне «МЮ» перепробовал аж 4 схемы и во всех этих перестановках незаменимым оставался лишь Давид Де Хеа. И, в третьих, «Баварии» предстоит серьезное обновление. Так как каталонский реформатор может слегка перестараться и до неузнаваемости изменить облик клуба, рекордмайстеру сейчас очень нужны в составе те, кто настроит идеологически верную атмосферу в меняющимся коллективе. Болельщики «Баварии», будьте спокойны: 31-й номер не бросит родной клуб.
Почему трудно быть фанатом Гвардиолы
«Великого спортсмена определяет не реакция на поражение, а реакция на победу».
Старший брат Бастиана Тоби опубликовал это фото с такой заглавной надписью у себя в твиттере после полуфинального матча на Кубок Германии в апреле этого года. «Боруссия» тогда по пенальти одолела «Баварию», а уже после матча капитан «шварцгельбен» Себастьян Кель предложил тренерскому штабу противника не пенять на судей, а уделить больше внимания на тренировках отработке одиннадцатиметровых ударов. Есть люди, которые пляшут на могилах своих врагов, а есть те, кто приходят туда с цветами. Швайнштайгер-младший относится к числу последних.
Главная карьерная неудача нашего героя (и это уже никак не исправишь) заключается в том, что практически никто никогда не говорил в отношении какого-нибудь талантливого центрахава с немецким паспортом, что, мол, обратите внимание, растет новый Швайнштайгер. Потому как быть Швайнштайгером может абсолютно любой, для этого не потребуется ни прикосновение божьей десницы, ни соблюдение некоторых антропометрический особенностей баварца. Нужно запастись терпеньем, набраться сил, не обращать внимание на текущие трудности и упрямо двигаться по выбранному маршруту. Как мы видим, у оригинала это получается лучше всех. Скучно, скажете вы. Вот в том-то и дело. Швайнштайгер – это живой пример того, как очаровательна порой бывает обычная рутина.
Во всевозможных внутренних рейтингах популярности и раскрученности его безусловно обходят звезды прошлого и настоящего. Однако он уже привык находиться в тени великанов. Пока лучи славы безжалостно обжигали их плечи, Басти выходил на поле и делал свою работу.
Так уж заложено в человеческой природе, что какое бы складное и увлекательное представление ни происходило на сцене театра, внезапно открывшаяся дверь возле кулис всегда будет в тысячу раз интереснее и за мгновение завоюет внимание всего зрительного зала. В современном футболе роль этой самой двери исполняют признанные гении. Все вы прекрасно знаете их фамилии. Сменяя друг друга, они последние несколько лет совершенно справедливо фокусируют на себе интерес, симпатии и любовь публики, оставляя мизерные шансы на достойное признание таким игрокам, как Бастиан Швайнштайгер. Я предлагаю вам прямо сейчас объявить войну своим инстинктам и в грядущем сезоне, не отрываясь ни на что, следить за тем, как лидер мюнхенской «Баварии», благородно старея, пойдет в атаку на девятый (рекордный) чемпионский титул и, скорее всего, станет-таки самым титулованным немецким футболистом в истории.
Великим он уже стал.
Фото: globallookpress.com/Foto Huebner/Picture Alliance; Gettyimages.ru/Nadine Rupp/Bongarts; globallookpress.com/Imago/ActionPictures; twitter.com/tobits7; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein/Bongarts