В четверг или больше никогда. Как «Голден Стэйт» ломает зубы о «Кливленд»
Пристрастия могут быть самыми различными, но трудно спорить с тем, что нынешняя финальная серия на данный момент получается чуть ли не самой захватывающей за … лет (вместо многоточия можете вставить практически любое число, на которое у вас хватит смелости). Из-за большой паузы, которая укрепительным рвом расстелилась перед главной серией года, а также по причине непривычности афиши, порой возникает ощущение, что этот финал существует как будто несколько отдельно от всего сезона, как какой-нибудь заповедник с косулями и прочими – от внешнего мира.
Многие из нас готовились короновать «Голден Стэйт» уже до начала первого матча финальной серии, а уж после победы в первом матче в упряжке с вылетом Кайри Ирвинга до конца сезона – тем более. Обстоятельства неприличным образом складываются в их пользу, но многих это никоим образом не смущало, и мы вроде бы уже вышли на площадь, чтобы встретить чемпиона нового типа. Они не кричат друг на друга, у них всегда солнце, голубое небо и вечный праздник, двухлетняя дочка главной звезды готова проводить тренировки без ущерба для качества, а тот, кто пока все же формально должен выполнять эти неприглядные функции, выглядит как счастливый отец на свадьбе единственного сына. Интеллигентен, мягок и сосредоточен, и, кажется, в любую минуту готов прослезиться. Стефен Карри вместе со своими ангелами-родственниками живет на облаке, регулярно спускаясь к нам порадовать новыми чудесами. «Уорриорс» в глазах многих стали прошлогодними «Сан-Антонио», у которых за спиной нет сомнительного криминального прошлого «Сан-Антонио», и за которых так легко болеть и переживать. Вот бы можно было менять прозвища команд в зависимости от их текущего состояния – не то, чтобы в победителях Запада не было совсем ничего воинственного, но какие-нибудь очередные «чародеи» им подошли бы значительно больше. Давайте уже наденем на них корону, и они будут более обожаемы, чем могла бы быть принцесса Диана на британском троне. Давайте вместе встретим то время, где чемпионство можно выиграть изящно, путь бы даже и только внешне, а не пропыхтев и просопев весь путь по плей-офф.
Как мы уже знаем, сатана недолго ждал реванша. Пришел Деллаведова – и стало все, как раньше. Жестокая рубка с классическим защитным баскетболом и простым нападением снова правит бал. Трудно понять, когда же случился тот день, когда магия исчезла, но вроде бы это произошло сразу, уже в первой же игре финала. «Кливленд» сейчас находится буквально на расстоянии вытянутой руки к пышному наименованию «квинтэссенции спорта». У них есть все, чего только может желать взращенная неодолимой тягой к зрелищам порочная душа спортивного болельщика. Эстетика – это прекрасно, но нужны слезы, пот, кровь и прочие банальности. Великий лидер, титан, о котором будут вспоминать с придыханием еще ровно столько лет, пока на планете будет находиться в рабочем состоянии хотя бы один баскетбольный мяч. Грамотный полководец, который готов работать в любых условиях и с любым составом, прикрываясь, словно щитом, фразой Ницше о смерти и о том, что может сделать человека сильнее. Еще ребята за ними. Они все разные, в чем-то ограниченные, но как будто бы родившиеся в Финале. Глядя на то, как они бьются и сражаются, можно подумать, что битва за титул – это их привычная, естественная среда обитания. Это команда Ахиллеса и отряда специального назначения, и полубог верит в каждого из этих смертных парней. Придумывает эпитеты, делает подношения, никогда не противопоставляя свой выдающийся талант интересам команды. Вполне возможно, что Леброн прямо на наших глазах становится лучшим лидером, которого когда-либо видел баскетбол. Один из лучших его друзей и недавний соратник Дуэйн Уэйд недавно сказал, что в этом финале видит во взгляде Леброна нечто такое, чего не видел никогда раньше. Никто из нас не видел. Над ним здесь ничто не довлеет, здесь никто не претендует на его скипетр и державу, и он строит идеальную модель просвещенной монархии. Монархии, в которой приближенные к престолу могут быть с лицами водопроводчика и сапожника, и это не будет иметь значения. Главное – чтобы государству и его правителю было хорошо.
Самое удивительное заключается в том, что «Кливленд» переродился в одночасье. Вот вроде еще недавно они были воровской шайкой, наспех сколоченной гениальным любителем открыть сейф наиболее легким способом Леброном Джеймсом. Привезли звезду, доставили ветеранов, совершили несколько хороших обменов по ходу сезона. «Ха-ха, у них нет чемпионской культуры, нет харизмы, это неудачная шутка плохого клоуна, очередной неудачный проект», – говорили в один голос. Неожиданно выяснилось, что у «Кливленда» столько харизмы, что если бросить в колодец с этой самой харизмой камешек, можно и не дождаться, пока он ударится о дно. Приход Леброна в «Кливленд» – это многократно помноженное появление Кевина Гарнетта в «Бостоне». Там культура была величайшая, но спящая, ее нужно было только разбудить. Здесь же все приходится возводить фактически на пустыре, исправляя свои же ошибки и вымаливая прощение у особенно ортодоксальных фанатов. По ходу регулярного сезона этого не было видно, но начиная с серии с «Чикаго» мы более-менее начали понимать смысл того самого июльского письма. Возможно, все действительно было не зря, и если бы не Решение, то не было бы и Возвращения. А отсутствие Возвращения мы сейчас себе уже совсем никак представить не можем. Этот «Кливленд» надолго.
А что же чудотворцы, прошедшиеся победным маршем по вроде бы мощному Западу? Возможно, они немного загордились, возможно, почувствовали свою неуязвимость, и что весь мир и впредь будет потакать их слабостям и превозносить достоинства. Неизвестно, явились ли к ним ведьмы-предсказательницы из «Макбета», предвещая грядущие почести и всевозможные награды, но ведут парни из Сан-Франциско себя пока что не слишком собранно. Как будто бы все уже решено и предначертано. А между тем, для того, чтобы достичь желанной цели, каждый из них должен понять смысл фразы предательски умерщвленного рыцаря Банко – «ты мог бы о короне возмечтать, но духи лжи, готовя нашу гибель, сперва подобьем правды манят нас, чтобы уничтожить тяжестью последствий».
Пора перестать использовать риторику в духе «шапки долой, господа, перед вами гений (-и)». Это серия за титул. В принципе, тот же самый баскетбол, что и раньше, но все же немного другой. Чемпионский кубок – вот он, для кого в двух шагах, для кого в трех. Но иногда и три шага можно перелететь с одной попытки. Так что если «Голден Стэйт» и хочет, чтобы сказки заканчивались так, как им полагается, то нужно понять, из какого источника подпитывается энергией Мэттью Деллаведова и протянуть туда удлинитель. Потому что если не в четверг, то есть сегодня, то уж больше никогда. Выиграть три матча подряд, когда каждый из них может оказаться победным для огнедышащего и рвущегося то ли на Олимп, то ли еще выше, Леброна – это утопия.
Фото: Gettyimages.ru/Mike Ehrmann