Андрей Павленко, тренер МГУ: «Наша главная задача не отбить любовь к баскетболу»

Тренер команды, ставшей чемпионом АСБ в этом сезоне, Андрей Павленко о школьном, студенческом и профессиональном спорте, а также о причинах своей грусти.

– Во-первых, хочется поздравить вас с победой в Суперфинале Лиги Белова! Команда МГУ показала красивую и слаженную игру. И теперь всем интересно, кто же такой Андрей Павленко? Кто этот тренер, который сумел вывести команду в топы? Насколько нам известно, помимо студенческой команды, вы также тренируете и детей?

– Уже четыре года я работаю в Любительской баскетбольной академии – это частный проект, который полностью находится на самоокупаемости. Работаю как с младшими, средними, так и со старшими школьными возрастами. В баскетбольном центре группы формируются по возрастам и по навыкам, и тренер в течение дня может провести по три-четыре тренировки подряд. Если говорить о самом проекте, то, когда ЛБА создавалась, мало, кто верил в ее успех, многие говорили, что ничего не получится, но, как показывает практика, проект существует и довольно успешно.  

Загружаю...

 

– Какое-то время вы также являлись тренером сборной Беларуси по стритболу 3х3. С кем из именитых спортсменов доводилось работать?  

– Самый знаменитый спортсмен, с которым я работал, это Александр Куль – спортсмен, который играл в NCAA, драфтовался в NBA и имел очень успешную европейскую карьеру, очень знаменитый центровой. И самое высокое достижение, пожалуй, это чемпионат Европы до 22-х лет в 1994-м году. Тогда сборная Беларуси одержала победу, и он был центровым.   

 

– Если возвращаться к студенческому баскетболу, то расскажите, как вы сюда попали?  

– На самом деле, это воля случая. МГУ – это не первая моя студенческая команда. Еще в то время, когда я работал в городе Минске, я пять лет тренировал сборную Белорусского государственного экономического университета, команда становилась серебряным и бронзовым призером республиканской Универсиады. Когда я пришел, команды как таковой тоже не было, она играла во втором дивизионе. На самом деле, передо мной никто не ставил никаких задач, не устанавливал рамки, не требовал результатов, но лично я считаю, что работать без результатов бессмысленно.   

Загружаю...

– А в МГУ как попали?  

– Опять же, воля случая. Я познакомился с Суреном Степанянцем, и в процессе общения он пригласил меня на работу.   

 

– Вы тренируете школьников и спортсменов, есть ли какие-то существенные отличия в тренировочном процессе, сходства?  

– Безусловно, самое главное сходство – это то, что мы все занимаемся любимым делом – играем в баскетбол. Но, конечно, он везде разный. Мы работаем со всеми желающими детьми, поэтому они не всегда могут быть по-баскетбольному одаренными и не всегда есть шанс, что они станут профессиональными спортсменами. Но, безусловно, они приходят, они любят баскетбол, и наша основная задача не привить любовь, а, скорее, не отбить любовь к баскетболу. Когда мы работаем с детьми – это, в первую очередь, фундаментальные основы, база, баскетбольные навыки. Если говорить о студенческом баскетболе, как следующем этапе, то я стараюсь заниматься фундаментальными вещами – это защита, нападение.   

– Вы сказали, что в работе со школьниками главное – это не отбить любовь, а что со студентами? Наверняка не каждый приходящий игрок изначально мотивирован?  

– Конечно, не все мотивированы. Есть люди из спортшкол, те, которых целенаправленно брали, и они понимают, что они делают и для чего. Есть люди, которых мы убеждаем. И когда люди приходят в сборную, я им говорю одно: «Я здесь никого не держу». Нужно понимать, что студенческий спорт – это не массовый спорт. И если  человек по ментальному уровню, по уровню антропометрии не попадает, то здесь не стоит обижаться – работайте и доказывайте. 

Загружаю...

 

– Понятно, что для школьников вы чаще всего являетесь первым тренером, и ваша задача – заложить в них какую-то базу. Студенты – это уже более-менее взрослые люди со своими целями и жизненными принципами. Если вы чувствуете, что студенту чего-то не додали на каком-то определенном этапе, вы стремитесь заполнить пробелы?  

– Если мы говорим про человеческие качества, то я, наверное, не сказал бы. Хотя со взрослыми спортсменами, например, с Виталиком Кузнецовым и Денисом Волконским, мы постоянно общаемся и не только на баскетбольные темы. Я стараюсь помогать им находить решения в непростых ситуациях. Если мы говорим о студентах первого, второго курсов, то это люди чаще всего с неустоявшимся сознанием, поэтому мы, в любом случае, проходим этап формирования личности. Если говорить о баскетболе, то, конечно, хотелось бы видеть людей, которые приходят с высоким уровнем фундаментальных навыков, но мы имеем то, что имеем, и, естественно, мы пытаемся каким-то вещам научить, какие-то изменить, и это абсолютно нормально.   

– Возможен ли в России переход игрока из студенческой в профессиональную команду? И в сборной МГУ есть такие люди, которые могли бы перейти?  

Загружаю...

– Я сходу назову пять фамилий людей, которые могли бы играть в баскетбол на профессиональном уровне: Денис Волконский, Виталик Кузнецов, Оганес Мартиросян, Павел Новиков и Алексей Дороднов – это те люди, которые в данный момент могут пойти, как минимум, в команду Высшей лиги.   

– А у вас лично есть цель тренировать профессиональную команду?  

– Я думаю, такая цель должна быть у каждого тренера, если он такие цели не ставит и не хочет уйти в профессиональный баскетбол, то в какой-то момент он останавливается в своем развитии.   

 

– Студентам, помимо спорта и учебы, еще приходится работать. Согласитесь, сложно совмещать эти вещи и находить баланс, при котором не будет наноситься ущерб одной из составляющих. Есть выход из сложившейся ситуации? И есть ли какой-то идеальный баланс?  

– Студент МГУ – это человек, который, прежде всего, учится. И учится много. После финального матча я читал комментарии на некоторых сайтах… В общем, если кто-то хочет проверить, то приходите и посмотрите, как Виталик Кузнецов ходит на все пары. Конечно, учеба в МГУ, как, наверное, ни в одном другом вузе, достаточно тяжела. Есть люди, которые учатся на топовых факультетах, и это отнимает очень много времени. Когда игрок говорит о том, что он не может прийти на тренировку, не может поехать на выезд, я его прекрасно понимаю, потому что его первоочередная задача – это получение образования. И если возвращаться к тем ребятам, которых я перечислил, когда называл тех, кто может профессионально играть в баскетбол, то они свой выбор сделали. Баскетбол для них – это то, без чего они не могут жить, но, я думаю, что многие из них могут зарабатывать намного больше, благодаря образованию, нежели чем баскетболу. Каждый делает свой выбор.  

Загружаю...

– А вам не грустно, что люди, которые могут достичь значимых высот в спорте, в какой-то момент делают выбор не в пользу спорта?  

– Это риторический вопрос. А вам грустно?   

– Иногда грустно.  

– А почему? Каждый выбирает свой путь, и это нормально. Я не могу, на самом деле, однозначно ответить на этот вопрос.   

 

– Когда мы подсчитывали статистику, то обнаружили, что Алексей Дороднов, один из сильнейших игроков команды, сыграл до Лиги Белова всего в двух играх. Кто этот молодой человек и где он был раньше?  

– Причина того, что Алексей сыграл до Лиги всего в двух матчах, кроется в том, что у него на тот момент был последний год магистратуры, которую в этом году он успешно окончил. Из-за работы он находился не в Москве. Но мы сели, поговорили и решили, что он нужен команде, что он должен пожертвовать своим временем, своей работой и поучаствовать несколько больше в тренировочном процессе и Лиге Белова.  

– В АСБ мы стремимся к тому, чтобы все было честно и прозрачно. На ваш взгляд, правильно ли на последних этапах сезона привлекать к игре сильных спортсменов, которые вносят некоторую разбалансировку в расстановку сил в сетке?  

Загружаю...

– А если привлекают игроков, которые вообще не играли на дивизиональном этапе?  

– Мы сейчас говорим конкретно о данной ситуации.  

– Концептуально мы должны стремиться к тому, чтобы игроки были задействованы в тренировочном процессе и играли. Я как тренер хочу видеть каждого игрока у себя на тренировках. Я думаю, любой тренер согласится, что у него есть проблемы с посещаемостью тренировок и проблемы с реализацией некоторых концепций из-за этого. Но для того, чтобы избегать ситуаций, о которых мы говорим, у нас должны быть рычаги. А для того, чтобы были рычаги, у нас должна быть четкая концепция, которая формируется сверху и идет вниз. Если в следующем году будет положение, согласно которому игрок должен будет сыграть более 50% игр,  я буду только рад, поверьте.   

 

– Сборная МГУ будет представлять Россию на Чемпионате Европы среди вузов, который пройдет в Словении. Вы уже начали подготовку к этим соревнованиям?  

– Да, мы каждый день тренируемся. Последние тренировки были посвящены фундаментальным навыкам. Конечно, сейчас после сезона все игроки уставшие, плюс накладывается сессия, но, тем не менее, тренировки довольно интенсивные, мы стараемся придерживаться той игровой концепции, которую обозначили в начале сезона. 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
АСБ