Цифры говорят. Почему мадридский «Реал» сдал в 2015 году
Станислав Рынкевич подчеркивает стратегические ошибки Карло Анчелотти по ходу сезона, используя для этого нехитрую статистику.
Да-да-да, это возвращение периодической рубрики, в которой человек с тройками по математике и алгебре в аттестате пытается через цифры подтвердить то, что привиделось на футбольном поле. Традиционный дисклеймер: все подсчеты сделаны любителем, любые уточнения и корректировки приветствуются.
Сегодня мы попытаемся за счет косвенных статистических показателей подтвердить озвученный после вылета мадридского «Реала» из Лиги чемпионов тезис о том, что беды столичной команды лежат в нежелании Карло Анчелотти активно проводить ротацию по ходу сезона. Вместе с этим проследим и за динамикой «Барселоны», которая пережила обратное преображение.
Для начала проведем черту – сравнивать будем «осень» (2014 год) с «весной» (2015 год). По итогам осени, напомню, «Мадрид» казался готовым чемпионом и основным кандидатом на победу в Лиге чемпионов. Жизнь для него проходила легко и приятно. «Барселона», напротив, вязла в клубке собственных игровых проблем и противоречий.
Фактические результаты
Прежде всего уточню, что учитываются результаты команд во всех официальных соревнованиях. Нам важно проследить динамику выступлений клуба везде, а не только, скажем, во внутреннем чемпионате.
На общее количество очков у «Барселоны» в разных половинах сезона можно не смотреть – слишком разнится количество сыгранных матчей, их мы сравним в следующей подрубрике. Но и в таком формате видно, что, несмотря на выросшее количество матчей после Нового года, очковые потери «Барсы» сократились.
С «Мадридом» получается нагляднее, количество сыгранных матчей практически равное. Проседание видно по всем параметрам. Команда стала меньше забивать, больше пропускать, чаще терять очки.
Это сравнение показателей двух команд за весь сезон. Из-за сильного провисания во второй половине сезона «Мадрид» заочно и очно проигрывает вечному конкуренту во всех соревнованиях.
Усредненные показатели
Чтобы исключить разницу в сыгранных матчах, подгоним все показатели под усредненные значения. Первая графа – сколько очков команда набирает за матч, вторая – какой процент очков от максимума набирает команда, третья – среднее количество голов за игру.
Во второй половине сезона «Барселона» не радикально, но прибавляет, наращивая каждый из показателей.
Здесь отрицательная динамика видна лучше всего. Отметим, что в смысле набора очков весенняя «Барселона» справляется даже лучше осеннего «Мадрида». При этом традиционно статистические показатели грандов по весне снижаются. Это естественно, поскольку весной больше сложных матчей – это плей-офф Лиги чемпионов (а не осенний групповой турнир), это последние стадии внутренних кубков (а не 1/16 против «Новельды» какой-нибудь).
Ну, и общие показатели. Здесь особых комментариев не требуется.
Показатели Месси и Роналду
Как сильно связаны результаты команд с действиями их лидеров?
Принято считать, что после Нового года Месси в результативном смысле прибавил и стал забивать чаще. Но мы видим, что во многом это обусловлено тем, что в 2015 году Лео провел гораздо больше матчей. Давайте проверим в усредненных показателях...
Вот, пожалуйста. Если брать количество голов за один матч, то Месси не только не прибавил, а даже сдал. Уточню, что мы здесь оцениваем не качество его игры, а именно результативность. Что же с Роналду?
Недавно на сайте выходила переведенная новость с AS, где говорилось, что результативность Криштиану упала на треть. Правда, в тексте голы делили на общее количество матчей, а это, на мой взгляд, не совсем верно. Если игрок выходит на 15 минут матча, а ему засчитывают при подсчетах 90 минут – это глупо. Я сперва беру игровые минуты, а потом из них уже высчитываю количество «полных матчей».
В моем случае снижение результативности Роналду получилось еще более впечатляющим за счет того, что его голевой коэффициент до Нового года выше, чем у AS. Но при этом Роналду на протяжении всего сезона забивал чаще Месси. Сокращение отрыва в гонке бомбардиров связано отчасти с тем, что Лионель сыграл на 4 матча больше. При текущей результативности португалец мог бы забить еще где-то 3-4 мяча, если бы сыграл столько же, сколько и Месси.
MSN vs BBC: кто больше помогает полузащите
Переходим к частностям. Система игры что «Барселоны», что мадридского «Реала» подразумевает не самое активное участие игроков линии нападения в командном прессинге. Часто ли вы видели, чтобы Роналду или Месси, потеряв мяч, возвращались в полузащиту и помогали партнерам его вернуть? Случаи такие зафиксированы, но это исключения, а правило заключается в другом – полузащита вынуждена отрабатывать за форвардов сама.
Это не новая система для «Мадрида», а вот для «Барселоны» это серьезное изменение по сравнению с эрой Гвардиолы. К сожалению, у меня есть лишь одна догадка, как можно косвенно проверить, насколько нападающие помогают полузащитникам возвращать мяч – это подсчет попыток отбора. Не выполненных отборов (важна именно попытка помешать) и не перехватов (мяч от защитника отскочил на 2 метра при приеме мяча – вот тебе и статистический перехват).
В идеале, конечно, нужно было бы найти подборку тепловых карт или сделать большую видеонарезку с действием каждого из форвардов, но таких возможностей у нас нет. Поэтому делаем скидку на то, что мы используем лишь один показатель.
Цифры говорят, что Неймар и Бэйл наиболее старательно относятся к помощи полузащитникам, Месси выполняет вдвое больший объем помощи, чем Роналду, а в целом нападающие «Барселоны» помогают полузащитникам усерднее, чем нападающие «Мадрида». Общая разница в 0,6 попытки отбора кажется не очень существенной, но если ее растянуть на весь сезон, то она уже будет играть роль.
Но насколько вообще эти показатели велики или малы? Как нападающие помогают полузащите в других командах? В случайном порядке я взял представителей нескольких испанских команд – «Атлетико», «Валенсии» и «Вильярреала» – и Руни из «Манчестер Юнайтед». Потому что гладиолус.
Для системы игры «Вильярреала» очень важно, чтобы подвижные фланговые нападающие (кстати, этот традиционный элемент игры «субмарины» культивировался еще Пеллегрини) активно помогали в отборе. Пьятти из «Валенсии», несмотря на свои скромные габариты, тоже на фланге старается как может. Универсальный форвард Руни тоже впереди любого из испанской шестерки. А вот показатели нападающих «Атлетико» вполне сравнимы с показателями Бэйла и Неймара. При этом я убежден, что Диего Коста в «Атлетико» отрабатывал в два раза больше Гризманна и Манджукича.
Игровое время на поле
Пришло время подсчитать, сколько игрового времени в этом сезоне получили полузащитники «Барселоны» и «Мадрида». И отметить ротируемость состава.
В «Барселоне» два футболиста провели больше 30 матчей в сезоне. Основная тройка полузащитников забирает 63% от игрового времени всех имеющихся в составе полузащитников. Если что, то в таблице для Маскерано учтены только те матчи, которые он провел в середине поля.
В «Мадриде» трое футболистов провели более 30 матчей за сезон, причем Кроос провел больше 40. Очень сложно найти в Европе полузащитника, который в сезоне-2014/15 отыграл бы больше матчей, чем Тони Кроос. И ведь он еще зимой заявлял, что устал!
Основная тройка полузащитников провела 72% от общего игрового времени полузащитников. Взятый в аренду зимой Лукас Силва и опытный Хедира провели меньше матчей, чем зеленый Сержи Роберто в «Барселоне».
Вывод
Можно ли назвать такую систему подсчета идеальной? Ни в коем случае. Учитывая количество доступной информации и низкий уровень аналитической подготовки, можно говорить лишь о том, что мы брали в расчет косвенные факторы. Но эта статистика служит не для формирования оценки ситуации с нуля, а в качестве иллюстрации того, что мы видели во время матчей.
Система чересчур активной ротации в первой половине сезона «Барселоны» едва не лишила Луиса Энрике места работы, но в то же время позволила его команде сохранить свежесть после Нового года и прибавить в результатах, выйти на пик формы к решающему отрезку сезона.
В свою очередь, консерватизм Карло Анчелотти в плане подбора исполнителей в полузащите увеличил нагрузку на его центральную линию, истощил ее, из-за чего «Мадрид» сдал весной и практически гарантированно остался без единого трофея.
Фото: Global Look Press/Mutsu Kawamori/AFLO