Билет на хоккей. Восточная Европа.

Прошлые заметки о билетах: ХК «Сибирь», ФК «Сибирь», ХК «Сибсельмаш».

 

Некоторое время назад я посылал одному коллекционеру в Польшу несколько билетов хоккейной «Сибири» и один с матча волейбольной Лиги чемпионов «Локомотив» — «Ястршембски венгель». И вот недавно мне пришла ответная посылка с четыремя десятками билетов на игры хоккейных клубов не только Польши, но Чехии и Словакии.

Какой-то системы в присланных билетах нет, даже по времени они разбросаны от рубежа двадцатого и двадцать первого веков до сегодняшних дней. Поэтому и системного рассказа о них, к сожалению, не получится. Разве что несколько наблюдашек. 

 

Чехия.

Главное моё впечатление от увиденных чешских билетов такое, что они в большинстве скорее похожи на талоны нежели на билеты: они либо в принципе очень маленькие как у Чешке Будеёвице, либо довольно длинные и узкие как у «Спарты».

Как раз первыми мне под руку попались два билета из Чешске Будеёвице сезонов 2008/09 (когда, кстати команда играла ещё в той первой Лиге чемпионов) и 2014/15 соответственно. Они-то для меня представляются эдакими классическими «талончиками»: из размер 10×6 сантиметров.

Загружаю...

 

  

Однако именно эти билеты из четырёх десятков почему-то нравятся больше всего, хотя я понимаю, что как предмет для коллекционирования они не особенно смотрятся. И тем не менее информация на них расположена аккуратно и там где её и ищешь, да и в принципе всё скомпановано так, что даже эмблема «Будвар Арены» на оранжевом фоне не выглядит инородной или выпяченной.

Загружаю...

Разве что штамп с датой на жёлтом билете меня смущает — не люблю таких вещей на билетах, но это, похоже, результат выступления не в Экстралиге, а в Первой лиге.

Как сравнение билет из Пльзеня:

 

Тут и размер тот же самый, и никаких нагромождений не видно, но от ощущения неопрятности я избавиться никак не могу. Наверное, дело в звёздочках наверху и таблице для обозначения места.

Квиток из Праги проигрывает и прошлым двум городам:

 

Загружаю...

Правда, пражане в дальнейшем перешли от квитков к билетам. Однако, формат у них стал несколько непривычный. По крайней мере для Новосибирска, да и те, билеты, что я видел у клубв КХЛ на такое не очень похожи: длинна у них ровно такая же как ширина листа А4, а ширина 6 сантиметров.

Оформление пришло к более простому, что, по-моему, хорошо. На новых билетах «Спарты» мне больше бросается в глаза чёрный фон на оборотной стороне. Выглядит несколько необычно: видал я разные цветные фоны, но не чёрный.

Загружаю...

Билет «Славии» 2013 года напоминает мне времена прошлой билетной системы «Сибири», когда использовались бланки абсолютно никак не привязанные к клубу. На этом билете вся информация надпечатана. Скажу кратко: я не сторонник такого подхода.

В компанию к «Славии» добавим Либерец (здесь сезон 2005/06). У него так же всё надпечатлывается, даже на фоне написано «TicketPro» (контора, занимающаяся продажей билетов на различные, и не только на спортивные, мероприятия). Интересно здесь дублирование штрих-кода на лицевой стороне. Ну и размер поменьше, чем у «Славии»: 15,5×5 против 19×8.

Загружаю...

Эти люди заморачивались меньше всех.

Витковице же решилось немного постараться: бланки всё же сделали свои. Интересные выемки на месте отрыва, разрушающие представление о билете как исключительно прямоугольном предмете. Размер компактный: 15×5.

Загружаю...

 

Но перейдём от стандартных билетов к нестандартным.

«Оцеляри» немного поломали мне  мозг своими вертикально-горизонтальными билетами: часть полезной информации напечатана так, чтоб билет держался вертикально (соперник, дата, время), но сектор, ряд и место указаны так, что хочется повернуть горизонтально. Реклама на первом и информация для болельщиков на втором, кстати, тоже в горизонтальном варианте. И, судя по тому, что этот принцип присутствует в билетах как за 2006, так и за 2011 год, то рискну предположить, что это у них это своеобразная традиция.

 

Загружаю...

Билет Злина мне напомнил про родной «Сибсельмаш» своей простотой и провинциальностью. Да и на эмблемке у него шайба красного цвета — чем не отсылка к хоккею с мячом? И всё же от «Сибсельмаша» он отличается сильно и принципиально: надпечатанной информацией (название клуба и эмблема уже есть на бланке), наличием штрих-кода, отрывными краями (таковых три из четырёх возможных).

Загружаю...

А вообще, продолжая сравнение с «Сибсельмашем», этот билет — хороший пример того, что можно быть не особенно удачным дизайнером, быть в доску провинциалом, но при этом иметь билеты в целом адекватной внешности.

Стоит заметить, что из всех попавшихся мне на руки чешских билетов на обратной стороне нет схемы трибун. Хотя мой опыт говорит о том, что такая схема — далеко не самое бесполезное, что можно напечатать на билете.

Это же, если я правильно понимаю, вообще не билет, а контрамарка:

 

Загружаю...

 

 

Словакия.

Соседи чехов у меня оказались представлены довольно слабо — всего два клуба: «Нитра» и «Слован».

«Нитра» примечательна своим стремлением к рекламе: её немало как на оборотной стороне, так и на лицевой. Что интересно, реклама на оборотной стороне в течении сезона менялась.

 

Загружаю...

«Слован» ещё не кэхаловский. Близость к Чехии явно сказывается — принцип исполнения и размер билета абсолютно те же самые, что и у «Спарты».

Запреты на оборотной стороне выполены значками. Интересно. Листок конопли мне напомнил объявления на наших стадионах: раньше диктор говорил, что запрещено нахождение на стадионе в состоянии алькогольного или наркотического опьянения, позже решили укоротить и стало запрещено находиться на стадионе просто в состоянии опьянения без уточнений.

 

 

Польша.

Больше всего мне билетов досталось, как это ни странно, из польского чемпионата.

Первый (который мне так датировать и не получилось, а по эмблеме и форме искать у них сам чёрт ногу сломит) является эдаким классическим примером польского билета: хоккейная провинция, простота, хоть и порой не без перебора, отсутствие указания на конкретное место — то есть билет просто на вход, обычная порядковая нумерация и не видно штрих-кодов. Этот конкретный билет напечатан на обычной глянцевой бумаге, размер 13,5×5; оборотная сторона пустая.

Загружаю...

Если то было прошлое, то вот и настоящее клуба ГКС Катовице. Это тот самый случай, когда всё настолько плохо, что даже хорошо. Не знаю почему, но этот билет мне определённо нравится. 12×6 см, собран явно в «Ворде», да и ещё криво, а нравится.

Номер отчего-то на оборотной стороне, где так же адрес катка с эмитацией штампа, призыв сохранять билет до конца мероприятия и цитата из закона о безопасности на массовых мероприятиях.

Загружаю...

Этот глянцевый квиток клуба ГКС Тыхы размером 10,5×6 — наверное, уже раритет. Как никак ажно сезона 2001/02. «Сибирь» в те времена ещё выбиралась из Вышки.

Андрей Горбунов здесь определённо бы разнёс в пух и прах вёрстку таблицы, но мне больше забавляет здесь сама ориентация билета на оборотной стороне: таблица и выжимка из закона горизонтальны, реклама и контакты уже вертикальны, а номер билета снова горизонтальный, но в другую сторону.

 

«Краковия».

Клуб из Кракова для меня не совсем чужой. Его я хотя бы видел вживую на его родной арене. Один билет я привёз оттуда лично и уже показывал его года три назад.

Из того, что я видел на польских билетах, «Краковия» однозначно самая лучшая. Предполагаю, что это следствие в том числе принадлежности к большому спортивному обществу, включающему и футбольный клуб, участвующего в розыгрыше Высшей лиги Чемпионата Польши (правда, когда я был в Польше, футбольная «Краковия» только пыталась выйти в Экстракласу, но не суть).

Загружаю...

Здесь и стремление быть современными и модными, грамотно вписанная реклама, яркие картинки для заманухи, титулы для пафоса. Ну и схема трибун на обороте, хотя ни на одном из трёх билетов (даже на плей-офф) конкретные места так и не указываются, а там, вы может удивитесь, но бывают аншлаги, а на финале в Ястшембе в транлсяции видел как был не просто аншлаг, а трибуны битком.

На более поздних билетах мы видим и альтернативную чистохоккейную эмблему, которая в свою очередь мне нравится ещё меньше основной.

 

 

  

Загружаю...

 

«Ястшембе».

Второй клуб, который был участником матча, на котором я присутствовал в Кракове — «Ясштембе» из города Ястршембе-Здруй. За последние три сезона они дважды играли в финале и ещё разок дошли до полуфинала. Эдакие местные «неудачники».

Век живи, век учись. На билетах ГКС Ястршембе написано: «Приглашаем вас на матч за чемпионство в Польской Хоккейной Лиге». Я уж было подумал, что речь идёт о финале, да вот сезон 2013/14 подсказал, что не всё так просто, потому что «Ястршембе» в финале тогда не играл. Оказалось, что такое выражение в Польше используется для любого даже самого рядового матча чемпионата, просто указывая на конечную цель. Что называется: ложный друг переводчика. Как представишь, что матч «Сибирь» — «Амур» в регулярке можно было бы назвать матчем за звание чемпиона КХЛ… Co kraj, to obyczaj (Что страна, то обычай).

 

 

Загружаю...

 

Билеты довольно аккуратные, на оборотной стороне не стали утруждать себя всякими формальностями и заполняют пространство рекламой. Надпись на последней, кстати, довольно интересна: «Передай 1% налога на развитие детского и молодёжного спорта». О, как бывает.

 

«Уния».

Наибольшее число билетов у меня от клуба из Освенцима. Что вполне естественно, потому что человек, приславший их мне, является болельщиком «Унии» с большим стажем.

Первыми как раз идут билеты сезонов с рубежа веков. Квитки по размеру небольшие: 10,5×6, 11,5×7 и 11,5×7,5 соответственно. Оборотная сторона из типографии выходила пустой, но применялась для различных пометок: например, обозначения финала чемпионата и его даты.

Загружаю...

В качестве украшения и, наверное, защиты от подделок, на билете есть глянцевая и матовая поверхности. И если присмотреться или поймать блик, то можно увидеть надпись «Bilet wstępu na mecz hokejowy», что по-русски «Входной билет на хоккейный матч». Правда, потом от этого отказались.

Этот финал «Уния» — «Подхале» был в сезоне 1999/2000. Возвращаясь к ранее сказанному: финал, аншлаг, а конкретных мест на билете не указано. Так вот.

 

Загружаю...

 

 

Со временем химический спонсор у клуба сменился на продовольственного и новыми цветами стали белый и голубой.

В сезоне 2009/10 сделали билеты-книжечки. Размер в развёрнутом состоянии 24,5×9,5. Здесь и реклама, и эмблема клуба с главным спонсором, и календарь игр, и предсталение публике лучших легионеров, лучших воспитанников. Эдакая мини-программка.

Загружаю...

После таких экспериментов идут более классические билеты. Что однозначно их выделяет на фоне прошлых — размер побольше. Например, следующий билет 17×10 сантиметров, и на нём всё так же помещаются календарь и куча рекламы на оборотной стороне, да и для яркой картинки на лицевой тоже немало места. Бумага довольно плотная — почти что картон.

Загружаю...

Случай, который у «Сибири» наблюдался в сезоне 2006/07 — изменение цены на билет по ходу сезона, когда те билеты давно напечатаны. Здесь цена в 13 злотых замазана маркером, а новая в 18 проставлена как будто штемпелем. С этого сезона у «Унии» становится видным стремление к простоте.

В следующем сезоне она избавляется от «Календаря болельщика» и старается на лицевой стороне упорядочить элементы так, чтоб те не мельтешили, что в целом, по мне, вышло удачно. Помимо этого вспомнили приёмчик из самого начала нулевых, и эмблемы клуба и спонсора покрыты глянцем, а на фоне видны надписи «TH Unia Oświęcim». Потом от этого снова откажутся: то ли дорого, то ли не понравилось.

Забавно, что билеты для сезона 2012/13 использовались ещё и в сезоне 2013/14 — посмотрите на дату на наклейке.

 

Загружаю...

На новых билетах для сезона 2013/14 решили перечислить свои чемпионские титулы: что «Уния» хуже «Краковии» что ли?

Последний сезон. Видно, что прибегнули к современному «плоскому дизайну», на лицевой стороне стало больше «воздуха». И если уж от глянца отказались ранее, то в этот раз решили выдавить на билете упрощённый вариант эмблемы «Унии» (который неплохо было бы сделать основным).

Загружаю...

 

Ну, и в завершении билет с международного матча. Матча Польша — Чехия, прошедшего в Освенциме в 2001 году. Смотрится как реклама или как афиша только всего лишь 14,5×9,5 см. Печать кассы на лицевой стороне и порядковый номер таки добавляют официальности.

 

Загружаю...

 

Что можно сказать в итоге? Выборка, конечно, непоследовательная, но тем не менее интересно было узнать, что проблемы указанные Андреем Горбуновым актуальны не только для России, но и для Европы, при чём и для хоккейных стран. Самые симпатичные билеты, что забавно в данной подборке оказались из Кракова и Освенцима. На мой взгляд.

 

Присоединяйтесь к «Новому Уровню»!

 на «Трибуне»

 «ВКонтакте»

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Прохожий
Популярные комментарии
Mvitaliy
единственный раз был на хоккее в кельне - там в билет на матч входил еще и проезд в одну сторону на городском транспорте-)
Циклон
интересно, спасибо билетов из Италии, Германии, Швейцарии нет?
парэдокс
Всегда пожалуйста ) К сожалению, не располагаю такими. Сам бы с удовольствием поглядел.
Ответ на комментарий Циклон
интересно, спасибо билетов из Италии, Германии, Швейцарии нет?
Еще 2 комментария
5 комментариев Написать комментарий