На несколько болельщиков больше

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Среди прочих факторов интереса болельщиков к футбольным матчам одними из самых футбольных можно назвать зрелищность и равенство уровня команд, участвующих в матче.

Действительно, логично предположить, что те накал и энергия, которые проявляются в более ожесточенной борьбе команд за место под солнцем в чемпионате, вызывает гораздо больший интерес болельщиков, чем ничего не решающие в турнирном отношении игры. Важно отметить, что для разных команд с разными возможностями понятие «места под солнцем» означает различные позиции в турнирной таблице. Для кого-то, как для Барселоны, это только победа, для других, как для Ливерпуля в текущем сезоне, – места в еврокубках, а для третьих и позиция вне зоны вылета будет считаться достойным результатом.

Ну, а зрелищность поединка, которая может измеряться, например, количеством забитых голов или количеством ударов по воротам, кажется, трудно переоценить в отношении любви к ней футбольных болельщиков.

Загружаю...

Так действительно ли эти футбольные факторы имеют отношение к нашему с вами интересу к матчам?

Основа анализа

Для анализа будут использоваться статистические данные о средней посещаемости топ-5 чемпионатов за последние пять сезонов, как некоторый показатель интереса к матчам лиги. Для оценки зрелищности матчей лиги рассмотрим показатель среднего количества голов за тур. В качестве меры конкуренции и насыщенности чемпионата предлагается использовать стандартное отклонение очков, набранных командами по результатам сезона (или в сезоне 2014/15 – на момент написания статьи). Причем, по моему мнению, будет разумным рассчитать такое отклонение для верхней части турнирной таблицы и для нижней по-отдельности – все-таки, как писалось выше, перед разными командами стоят разные цели и неправильно борьбу за чемпионство отождествлять борьбе за выживание. Более того, нужно учесть, во-первых, что число туров и, соответственно, максимально возможное количество набранных очков для разных лиг могут отличаться (примером может быть Бундеслига, в которой количество туров, если кто не знает, равно 34). Во-вторых, понятно, что сезон 2014/15 еще не закончен, и неверно сравнивать уровень конкуренции в этом сезоне с другими сезонами из-за разного количества набираемых очков. Поэтому разделим указанный выше показатель на количество туров, сыгранных на момент написания статьи.

Необходимо учесть, что мера стандартного отклонения тем выше, чем меньше конкуренции в чемпионате. В итоге получаем показатель, который можно интерпретировать как средний вклад каждого сыгранного тура в уменьшение степени конкуренции в лиге или в увеличение степени ее монополистичности. Но давайте не будем пользоваться таким ужасным термином из другой области знаний и все-таки попытаемся найти показатель, который будет соответствовать уровню конкуренции. То есть всем будет понятнее, если большое значение показателя будет соответствовать бОльшему уровню конкуренции и наоборот. Для этого можно просто посчитать величину, обратную высчитанной ранее метрике (средний вклад каждого сыгранного тура в уменьшение степени конкуренции). 

Загружаю...

Итак, в результате всех математических преобразований получаем показатель, который мы будем интерпретировать как вклад каждого тура в увеличение степени конкуренции чемпионата.

Так, например, для верхней половины турнирной таблицы испанской Примеры сезона 2013/14 стандартное отклонение равно 15.76; разделив его на количество прошедших в Примере в том сезоне туров, получим показатель, равный 0.41, а разделив 1 на последний, получим 2.44.

Не будем выдумывать ничего нового для того, чтобы оценить связь между интересом болельщиков и насыщенностью чемпионата – воспользуемся обычным коэффициентом корреляции.

Уровень конкуренции

Для начала было бы интересно посмотреть на уровень конкуренции в целом, сравнить ее значения для разных чемпионатов и для всех сезонов в среднем.

Средние показатели уровня конкуренции чемпионатов за 5 сезонов для верхней части таблицы заметно меньше, чем тот же показатель для нижней части. Причем, в большинстве лиг первый показатель превосходит второй в 2 раза и более, тогда как в Италии наблюдается более гладкая картина в отношении насыщенности разных частей таблиц. Самая большая амплитуда уровня конкуренции в разных частях турнирной таблицы в испанской Примере.

Загружаю...

Далее представлены те же самые показатели, но по сезонам.

Несколько моментов, заметных невооруженным глазом:

  • Наименьшая конкуренция в верхней части таблицы наблюдается в испанской Примере, в нижней – в итальянской Серии А
  • В целом, самая высокая конкуренция в верхних частях турнирных таблиц наблюдалась в 2010/11 и 2014/2015 сезонах
  • Самая ровная картина по конкуренции в верхней части таблицы на протяжении пяти сезонов наблюдается в Испании и Германии, в нижней – в Италии.
  • Самое высокое значение уровня конкуренции в верхней части таблицы наблюдалось в сезоне 2010/2011 во Франции, самое низкое – в Примере в сезоне 2011/2012.
  • Самое высокое значение уровня конкуренции в нижней части турнирной таблицы наблюдалось опять же во французской Лиге 1, но в сезоне 2011/2012, самое низкое – в итальянской Серии А в текущем сезоне.

Первым шагом для анализа зависимости зрительского интереса и конкуренции в лиге будет построение диаграмм рассеяния для всех лиг в целом, которые, я надеюсь, отразят общие зависимости между показателями. На следующих рисунках приведены такие диаграммы для обеих частей турнирных таблиц.

Загружаю...

Во-первых, стоит отметить, что эти диаграммы дополняют предыдущие. Так, например, небольшой разброс значений конкурентности в первой половине турнирной таблицы Примеры здесь отображается как плотная группа точек, не растянутая по оси X. То же можно сказать и про итальянскую Серию А на второй диаграмме.

Во-вторых, диаграммы рассеяния и коэффициенты корреляции, приведенные на графиках, показывают, что сильной взаимсосвязи между двумя показателями нет. Однако, для верхней части турнирной таблицы, судя по значению корреляции -0.42, можно наблюдать среднюю тесноту связи, а это значит, что средняя посещаемость матчей чемпионатов все-таки, в целом, зависит от интриги в верхней части турнирной таблицы.

Другой вопрос в том, как эта зависимость выглядит. Интересным наблюдением является то, что, судя по знаку коэффициента корреляции, посещаемость матчей лиги зависит от «накала страстей» в матчах первого эшелона обратным образом. То есть, чем больше конкуренция в верхней части турнирной таблицы, тем меньше средняя посещаемость матчей! Конечно, такой вывод противоречит здравой логике и его можно объяснить, глядя на диаграмму. Есть Бундеслига, в которой конкуренция в целом меньше среднего уровня сочетается с большой посещаемостью, и есть Франция и Италия, где гораздо меньшая посещаемость сочетается с более высокой конкуренцией верхней части таблицы – все это наталкивает на мысль о первоначально неверно выбранных предпосылках: все-таки существуют и другие факторы, которые обуславливают огромную разницу в посещаемости, например, в той же немецкой Бундеслиге и во французской Лиге 1. Поэтому дальнейший анализ правильнее пров одить для каждой лиги по-отдельности.

Загружаю...

Вердикт: существующая слабая зависимость необъяснима, необходим дополнительный анализ.

Зрелищность

 

Далее рассмотрим не менее интересную тему зрелищности футбольных лиг, используя показатель среднего количества голов за тур.

Что мы видим:

  • Во французской Лиге 1 в среднем забивается наименьшее количество голов, ее можно назвать наименее зрелищной лигой из рассматриваемых.
  • Все меньшее и меньшее количество голов забивается в АПЛ.
  • Самый большой показатель среднего количества голов за тур наблюдался в Примере в сезоне 2012/13, а также в немецкой Бундеслиге в прошлом сезоне.
  • В Италии наблюдается тенденция к росту среднего количества голов, хотя в текущем сезоне зрелищность этой лиги (в рассматриваемом контексте) меньше, чем в предыдущем.
  • В текущем сезоне количество забитых голов на тур во всех чемпионатах заметно меньше, чем в предыдущем. Можно надеяться, что оставшиеся туры исправят данную картину.

А теперь рассмотрим тесноту связи между средней посещаемостью и зрелищностью при помощи тех же диаграммы рассеяния и коэффициента корреляции.

Для начала отметим, что и в данном случае возникают те же проблемы с различным влиянием прочих факторов в разных чемпионатах. Несмотря на это коэффициент корреляции подсказывает нам, что существует прямая связь между интересом болельщиков и зрелищностью игр, рассчитанной через количество забитых голов. Этот коэффициент немного превосходит значение 0.4 – это значит, что связь скорее средняя, чем слабая.

Вердикт: связь между посещаемостью и зрелищностью есть, но не имеет особой силы.

Всем вердиктам вердикт: Как бы не хотелось использовать результат, полученный на последнем шаге исследования, на диаграммах рассеяния видно, что для отдельных чемпионатов зависимость сильно разнится, а иногда, вообще, наблюдаются противоположные результаты. Это особенно видно на примере со зрелищностью в АПЛ, где корреляция скорее отрицательная. Поэтому делаем вывод, что на посещаемость больше влияют «нефутбольные», «околофутбольные» и прочие факторы. Есть идеи, какие?

Загружаю...
Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Сквозь призму статистики
Популярные комментарии
inotora
Да, очень интересно. Может быть, посещаемость зависит от традиций, от комфорта на стадионе?.. По каким данным можно оценить такие факторы? Например, болеют ли за команду из поколения в поколение.
Сергей Зыков
Зависит и от традиций и от комфорта и много ещё от чего. Традиции прививаются и у нас, если они основаны на местной самоидентичности. Надо просто любить людей, приходящих на стадион, всё отсюда. Комфорт задается проектантами на стадии проекта, в дальнейшем развивается дизайнерами, маркетологами, специалистами по работе со зрителем. Маркетологи должны чётко сегментировать аудиторию и для каждой готовить сюрпризы. Пусть это будет саморекламой, но в нашем "Атланте" всё это и делали, результат был очевиден. Есть ещё много факторов, способных создать атмосферу искренности, а её не хватает сейчас. Люди покупают воздух, чей состав должен отличаться от обычного. Приходят также и за возможностью сопереживать чему-то настоящему, прокачать свою затухающую эмоциональность, чувствительность. Важна и карнавальная природа спортивного шоу. Есть ещё моменты, например, важно, чтобы воспитанники своей школы были в составе команды. За каждым из них своя аудитория. И так далее...Пишу об этом в своём блоге.
Ответ на комментарий inotora
Да, очень интересно. Может быть, посещаемость зависит от традиций, от комфорта на стадионе?.. По каким данным можно оценить такие факторы? Например, болеют ли за команду из поколения в поколение.
MSterkh
Интересная мысль! Но, к сожалению, объемы данных в таком случае совершенно другие, но точность и предметность исследования, конечно, повысится
Ответ на комментарий Oleg1960
Может быть имеет смысл ввести такой показатель, как средняя заполняемость стадионов в процентах от имеющихся мест?
Еще 10 комментариев
13 комментариев Написать комментарий