Российский голос «Формулы-1». Часть 3. Алгоритм Алексея Попова
Пропев в предыдущей части дифирамб Алексею Попову как мегаявлению отечественного спортивного телевидения, приступим теперь непосредственно к разбору его работы - комментария Гран-при Малайзии.
ФОРМУЛА-1. ГРАН-ПРИ МАЛАЙЗИИ. ТЕЛЕКАНАЛ "РОССИЯ-2"
28 марта 2015 г. 11:55. Квалификация
29 марта 2015 г. 9:45. Гонка
Комментаторы - НАТАЛЬЯ ФАБРИЧНОВА и АЛЕКСЕЙ ПОПОВ
Несмотря на то, что уже довольно давно Алексей Попов комментирует трансляции F1 не сольно, а в паре с Натальей Фабричновой, именно его можно назвать ведущим комментатором, т.к. именно он определяет и структуру, и наполнение репортажа. Если попробовать описать вкратце, как строит их с Натальей репортаж Алексей Попов, можно сказать примерно следующее. До старта самого события (квалификации или гонки) дается развернутое превью, в котором Алексей объявляет, что за этап мы смотрим, в большинстве случаев упоминает, насколько давно он присутствует в календаре чемпионата мира; кратко описывает конфигурацию трассы, сектора, зоны DRS; сообщает, какие типы резины привезла на этот Гран-при Pirelli; характеризует ситуацию пилотов по силовым блокам (у кого какой по счету двигатель и прочие составляющие); ну и обязательно - делится последними новостями, в т.ч. прогнозом погоды, который зачастую (в Малайзии - так непременно) имеет большое значение. На прогревочном круге под графику вместе с напарницей озвучивает позиции на стартовой решетке, перед стартом на мгновение замирает и, выдохнув: "Гаснут огни!" - устремляется вместе с пилотами к первому повороту, горячо и скоро комментируя события первых мгновений гонки. По ходу самого заезда (это уже касается и квалификации) основу репортажа составляет рассуждение с элементами повествования, в которое вплетаются непосредственно элементы ведения гонки и переводы радиопереговоров. В квалификации после каждого сегмента оглашаются распределенные места на старте и текущие позиции во внутрикомандных дуэлях (Алексей очень любит этот показатель и частенько к нему обращается). На финише заезда - снова сверхэмоциональное (даже если финиш без борьбы) соло Попова, затем - озвучка церемонии подиума и финальный протокол гонки.
Собственно, обозначенный алгоритм, которого комментатор придерживался и на отчетном Гран-при Малайзии, абсолютно естественен, т.к. продиктован самой структурой трансляции. Отличительная черта репортажа Попова (в отличие от подавляющего большинства коллег) - в том, что он максимально четко следует телекартинке, не игнорируя ни единого плана, ни единого режиссерского кадра и практически ни единой графической плашки; всегда говорит именно о том, что видит в данный момент зритель. При этом смены кадра вворачиваются им в свой рассказ невероятно ловко. Вот, к примеру, говорит Алексей о погоде в Сепанге и тут в кадре появляется крупным планом Квят в боксах "Ред Булла". Слышим: "В Малайзии стоит адская жара, и тяжело будет всем, а не только Даниилу Квяту, который на ваших экранах готовится к старту квалификации…" И вот так на протяжении всей трансляции тема репортажа гуляет вслед за видеорядом. С одной стороны, это очень круто, поскольку зрителю всегда удобнее сочетать звук с изображением, а не видеть одно, а слышать совершенно другое. С другой - это порождает и ряд недостатков в репортаже Попова: во-первых, он часто бросает начатую тему и потом забывает к ней вернуться (особенно когда переводит радиообмен); во-вторых, режиссеры трансляции не всегда, по-видимому, являются большими знатоками гонок и могут вести по десять минут подряд двух лидеров, идущих в пяти секундах друг от друга, и упускать при этом кучу интересных событий в пелетоне, в т.ч. прорывы на несколько позиций, какие-то проблемы у отдельных гонщиков и др.; и Алексей упускает их вслед за режиссером, а потом может вдруг удивиться, что, к примеру, Гутьеррес шел на 11-й позиции, а теперь плетется в хвосте, да еще совершил между делом лишний пит-стоп - наверное, что-то у него случилось, хотя "случилось" оно кругов пятнадцать назад. Вообще, одна из самых распространенных претензий к Попову, в том числе высказанных в комментариях к двум предыдущим постам - именно в том, что он часто путает гонщиков в кадре, а также обгоны круговых с реальной борьбой за позицию, другими словами - не очень хорошо "держит пелетон".
Есть у Попова и другие ошибки, некоторые из которых за много лет стали его "фирменными": например, путает глаголы "одеть" и "надеть" (хотя в квалификации, допустив ошибку, сам себя поправил) говорит "доминировать кого", а не "доминировать над кем". Из неграмматических, но тоже постоянных - не до конца понимает, в чем разница между климатом и погодой, подменяет одно понятие другим.
Впрочем, обозначенные недочеты не отменяют огромного количества преимуществ, которыми обладает Алексей. Многие поклонники "Формулы-1" в России убежденно говорят, что если бы не комментарии Попова, они никогда не полюбили бы этот вид спорта. Я уже отмечал, что автоспорт сам по себе - то еще зрелище, его нужно правильно подать, а манера комментирования Попова - быстрая, информационно и эмоционально насыщенная - идеально прикрывает "скучные" моменты гонок и делает трансляцию максимально привлекательной. Кстати, несмотря на то что Попов комментирует гонки для канала с очень большой аудиторией, он всегда работает на достаточно подготовленного зрителя и никогда не разжевывает не только зачем нужна квалификация, сколько очков дается за такое-то место на финише, почему на трассу выезжает пейскар и прочих очевидных вещей, но и что такое зона DRS, правило 107%, stop-n-go и т.п.Это очень правильный, на мой взгляд, подход, т.к. он заставляет нового болельщика, не понимающего половины из того, что говорит комментатор, интересоваться, узнавать что-то самому и в конце концов все сильнее вовлекаться в "Формулу-1". В последнее время с приобщением (уж не знаю, с помощью Фабричновой или без) ко всевозможным соцсетям Алексей стал к своему зрителю еще ближе. На Гран-при Малайзии была и вовсе проведена беспрецедентная акция: болельщикам с помощью голосования в твиттере было предложено решить, как будут называть комментаторы новую команду F1 - "Манор" или "Мэйнор" (я проголосовал за первый вариант, но оказался в меньшинстве, и поэтому уже с гонки ГП Малайзии они говорили именно "Мэйнор").
Будучи сам весьма глубоко погруженным в мир "Формулы-1" и автоспорта вообще, Алексей Попов время от времени проводит в репортажах своего рода экскурсию с погружением и для зрителя. Например, когда режиссер долго ведет какого-то пилота с бортовой камеры, мы проходим круг по трассе вместе с ним, и Алексей подробно рассказывает нам: спускаемся к такому-то повороту, включаем такую-то передачу, выходим из виража, разгоняемся до стольких-то км/ч, далее жесткое торможение, пытаемся не промахнуться мимо апекса, снова подъем перед левым поворотом и т.д. Более простой вариант - замолкнуть на несколько секунд - слушаем звук двигателя, параллельно следя по графике за переключением пилотом передач, балансом газа и тормоза, расходом ERS… Иногда в процессе "ведения гонки" Алексей подробно иллюстрирует ощущения пилота во время недостаточной поворачиваемости, нарушения баланса аэродинамики, аквапланинга и других ситуаций, что тоже позволяет болельщику у экрана почувствовать себя ближе к происходящему там, на трассе или прямо в кокпите пилота.
К сожалению, несмотря на свою высокую компетентность в самых разных сферах жизни "Формулы-1" (технической, спортивной, околоспортивной), Алексей совсем не проявляет себя в репортаже как эксперт: от него практически невозможно услышать ни прогноза на предстоящий заезд, ни разбора эпизодов, ни какого-то общего анализа происходящего в гонке. Конечно, он выражает периодически свое мнение по той или иной теме, в частности, на малайских трансляциях мы услышали весьма резкое недоумение по поводу того, что "пассажир" Кармен Хорда приглашается в программу развития "Лотуса", а неоднократно проявившую себя с наилучшей стороны Сьюзи Вольфф не выводят на старт даже при травме Боттаса (не так часто, кстати, мы слышим от Алексея столь категоричные суждения, как правило, он предельно корректен, да и вообще заходит в основном с позитива, а не ворчит и не брюзжит по каждому поводу). Да, рассуждает периодически о тактике команд и отдельных пилотов - по резине, расходу топлива и т.п. Тем не менее, собственно аналитики в репортаже Попова практически нет; даже в промежутке от финиша до подиума, когда есть достаточно времени, чтобы подвести итоги гонки, выделить ключевые эпизоды, обозначить причины того, что те или иные гонщики выступили именно таким образом - комментатор повторяет все то, что уже звучало по ходу репортажа, и итогов как таковых мы не слышим (разве что обновленное положение в чемпионате и Кубке конструкторов).
Вообще, если честно, создается такой парадокс: слушать Алексея Попова во время трансляций невероятно интересно, всегда откроешь для себя что-то новое, но если сесть, как я, и начать записывать, то обнаруживаешь, что каких-то оригинальных мыслей он и не выдает. После репортажей Розанова, Уткина, Шмурнова всегда можно что-то из сказанного ими процитировать как интересное суждение, а у Попова процитировать оказывается и нечего - он идет по накатанной колее, следуя избранному стилю, и, видимо, из-за этого многие болельщики считают, что Попов как комментатор не прогрессирует, а кое-кто и вовсе говорит о его деградации в последние годы. Уподобившись самому Алексею, я конкретных выводов не сделаю: может, ошибки пилотажа имеют место, может, техника не позволяет добиться большего, а может, неидеально работает команда…
Как бы то ни было, в моем личном хит-параде любимых и лучших комментаторов России Попов стоит на одной ступеньке с Юрием Розановым, и ступенька эта - высшая. Есть претензии, есть пожелания, но самое главное - есть огромная благодарность Алексею за то, что все эти годы он делал и делает для нас мир автоспорта ближе, а мир вообще - чуточку добрее и оптимистичнее.
В финальной, четвертой части нашей эпопеи поговорим о том, как взаимодействуют между собой во время трансляции Фабричнова и Попов, а также - стала ли все-таки "Формула-1" в России лучше с приходом Натальи Фабричновой ;)