«Наш нынешний успех – это результат совместных усилий». Суперлига и лидерство «Самары-СГЭУ» «изнутри»
Форвард «Самары-СГЭУ» Игорь Самсонов оценил прогресс своей команды, поделился ожиданиями от концовки сезона и рассказал о своей роли в коллективе.
- Твой отец, Виктор Самсонов – известный баскетбольный тренер. Могла ли твоя жизнь сложиться по-другому, без баскетбола?
- Конечно, могла. Просто однажды в детстве мне сказали, что нужно сходить на тренировку. Я сходил – и втянулся. Никто меня не заставлял, но я полюбил баскетбол. И вот теперь я уже взрослый, а по-прежнему им занимаюсь. Я никогда не занимался у отца, и он на меня никогда не давил, не заставлял, например, ходить на тренировки. Наоборот, от него я всегда получал помощь: если у меня что-то не получалось на своей тренировке – я приходил к нему в зал и там отрабатывал нужный элемент. Поэтому в том, что я достиг нынешнего уровня, есть и его огромная заслуга.
- Он ведь ходит на все домашние матчи команды и с трибуны постоянно тебе что-то подсказывает. Как влияет на твою игру такое двойное давление – Сергей Зозулин с тренерской скамейки и отец с трибуны?
- Как и любой игрок, я, находясь в любой части площадки, всегда слышу своего тренера и по интонации могу понять, чего он от нас хочет. Точно так же я всегда слышу и подсказки отца. Он ведь не говорит что-то, противоположное указаниям Сергея Александровича. Тренер видит общую картину, складывающуюся на площадке. А отец дает какие-то конкретные подсказки: чтобы я во время броска что-то подкорректировал или открывался активнее. То есть замечает какие-то мелочи, которые могут помочь мне сыграть лучше и принести команде больше пользы.
- Кроме отца, тебя с трибуны всегда поддерживает и девушка. Она не только регулярно посещает все матчи нашей команды, но и является активным пользователем клубных соцсетей. Ты ее «приучил» к баскетболу?
- Скорее, на баскетбол она начала ходить еще раньше, по стечению обстоятельств. Но познакомились мы с ней именно благодаря этому. Раньше она болела за другую команду. Но сейчас всем сердцем, и это не простые слова – я вижу, что так и есть на самом деле, она переживает за «Самару», радуется нашим победам и хочет, чтобы мы занимали самые высокие места. Это, конечно, здорово.
- То есть присутствие на трибуне «персональных» болельщиков тебе не мешает?
- Это двойная ответственность: люди решили потратить свое время, пришли на нашу игру – значит, я должен хорошо сыграть. Например, моей маме очень неудобно добираться до «МТЛ Арены», и когда я, зная это, вижу, что она успела к началу игры, я понимаю: должен сыграть на максимуме. Это подстегивает, поэтому можно считать положительным моментом.
- Ты начал «взрослую» карьеру довольно рано, в 19 лет. Какие воспоминания остались о том времени?
- Все говорят, что переход из детского баскетбола во взрослый дается очень тяжело. Но мне в этом отношении повезло: получилось так, что этого перехода я почти и не заметил. Детский баскетбол, можно сказать, прошел мимо меня: я получал не так много игрового времени. Зато у меня было много желания себя проявить. И, наверное, за счет этого во взрослый баскетбол мне удалось вписаться, как я считаю, довольно неплохо.
– Ты поиграл в разных городах – Воронеже, Ревде, Ижевске… Как можно оценить уровень организации местных команд в сравнении, например, с тем, что есть сейчас в БК «Самара»?
- «Самара» в плане организации заметно прогрессирует, даже по сравнению с уровнем прошлого сезона. У нас многое делается для того, чтобы болельщики ходили на матчи. Это и съемки на телевидении... И различные мероприятия в школах… И розыгрыши призов во время матчей, что так нравится болельщикам… Хотя наверняка и другие клубы работают над привлечением зрителей. Приятно играть, когда тебя поддерживает полный зал. Ко мне, например, недавно в магазине подошел незнакомый человек, рассказал, что был на нашей последней игре: говорит, команда билась до конца, пусть не удалось выиграть, но вы все равно молодцы. Это приятно. И свидетельствует о том, как много делается у нас для популяризации баскетбола и нашей команды.
- В «Самару» ты пришел, когда команда только готовилась дебютировать в Суперлиге. Сейчас же она имеет все шансы на победу в регулярном чемпионате. За счет чего стал возможен такой прогресс?
- Во-первых, вообще приятно, что команда развивается. И это развитие заметно. Команда не стоит на месте. И наш тренер постоянно учится чему-то новому, смотрит различные видео, чтобы нам что-то подсказать, и мы сами развиваемся. Так что наш нынешний успех – это результат совместных усилий. И медиа-группа клуба вносит свой вклад. И болельщиков у нас становится все больше. На игре с «Пармой», например, у нас было столько болельщиков, что иные клубы могли бы и позавидовать, и они по-настоящему нас поддерживали. Их поддержка нам тогда здорово помогла.
- Но все равно, ведь мало кто ожидал, что к концу «регулярки» «Самара-СГЭУ» будет на вершине турнирной таблицы…
- Окончательно об успехе сейчас говорить пока рано. Если не брать в расчет несколько команд, которых мы выигрывали легко и с большим перевесом, многие матчи проходили «очко-в-очко», мы побеждали или проигрывали только в самой концовке. Это значит, что мы до конца вели свою игру, пытались дожать соперника, также продолжали прессинговать в защите, даже если казалось, что игра уже «сделана». Возможно, именно защита и дала такой результат. Про нашу команду говорят, что мы очень агрессивно защищаемся. Так и есть: мы и на тренировках друг друга не жалеем, бьемся с полной самоотдачей. Думаю, в этом и есть причина.
- Как оценишь свою собственную роль в команде? Ты можешь выйти в стартовом составе, а через три дня получить совсем мало игрового времени…
- Я всегда готов выйти на площадку. Все зависит от тренера, от того, когда, по его мнению, я могу выйти и принести пользу. Сергей Зозулин очень опытный тренер, он видит, когда и какой игрок нужнее на площадке. Например, в последних матчах он стал чаще выпускать меня в концовках. Видимо, он поверил в то, что я могу в концовке принести команде пользу. Хотя я, повторюсь, всегда готов, как только тренер решит меня выпустить, выйти и биться.
- Ты из тех игроков, которые с одинаковым успехом могут забить «треху» или пойти в проход и порадовать зрителем красивым «данком». Самому что больше нравится?
- Как мне кажется, вариативность – способность забить издали или пойти в проход – это неотъемлемая часть игры. Ведь если человек только бросает трехочковые – против него будут соответствующим образом защищаться, да и в проход пойти он не сможет. А если он постоянно идет в проход, а в Суперлиге есть такие игроки – его будут держать «от прохода». Это заметно упрощает задачу защитника. Наоборот, очень сложно, даже невозможно защищаться против игрока, который и сам не знает, что он сделает в следующий момент. Здорово сначала, например, попасть трехочковый, а потом, когда тебя начнут держать плотнее, пойти в проход и забить с фолом… Мне нравится и то, и другое, особенно, когда получается делать это раз за разом.
- А вообще у тебя есть какой-то любимый элемент? Например, финт?
- Даже не знаю… Наверное, перехват. Перехваты ведь бывают разные. Например, агрессивный перехват – когда игрок бежит и выбивает мяч. У нас в команде Володя Пичкуров любит так делать. А есть «умный» перехват, когда ты просчитываешь, куда пойдет сейчас передача. Ты понимаешь, что нападающему на этой ноге сложно будет развернуться вправо – значит, он будет разворачиваться и отдавать передачу налево. В этот момент ты смещаешься и перехватываешь ее. Это показывает, что ты поработал не столько «ногами», сколько головой.
- В детстве у тебя были кумиры? Или игроки, у которых ты «подсматривал» какой-либо элемент?
- Кумиров как таковых у меня нет. Но я с огромным удовольствием, например, смотрел чемпионат Европы 2007 года, когда наша сборная стала победителем турнира. Очень нравилось смотреть за игрой Андрея Кириленко, он же играет как раз на моей позиции. Но нравилось не из-за того, что у него есть какие-то технические «фишки», просто он невероятно талантлив и старателен – за счет этого и добивается результата. А вообще я стараюсь ни на кого не смотреть, а делать то, что считаю нужным в конкретной ситуации.
- Команде предстоят самые важные матчи – концовка регулярного чемпионата и плей-офф. С какими чувствами их ждешь?
- Сколько я играю или слежу за Суперлигой – ни разу не видел, чтобы разница между первым и девятым местом составляла всего три победы. Эта нереальная плотность в таблице означает только одно: впереди нас ждут самые серьезные, самые жесткие битвы… И даже не так важно, первое мы место займем в регулярке или второе, потому что не будет такого: ты занял первое место и в плей-офф получил слабого соперника. Такого не будет, все команды идут очень плотно. Тот же Кубок России показал: предсказать, кто выиграет, практически невозможно. Выигрывает тот, кто больше настроен, у кого больше желания и везения… На результат влияет огромное количество факторов.
- Как в команде относятся к лидерству в Суперлиге? Какого-то «головокружения от успехов» нет?
- У нас в команде есть человек, который это «головокружение» мигом снимает – наш тренер. Никакой расслабленности у нас нет, мы на тренировках работаем с серьезными нагрузками. Все видят турнирную таблицу и прекрасно понимают, что именно сейчас нужно работать на максимуме. Хорошо, что в команде, тьфу-тьфу, нет травмированных. И мы постараемся показать тот результат, который мы можем показать.
Фото: БК «Самара»
БК «Самара»-2014/2015 в лицах: