Первый русский судья в НХЛ. Предтечи
Недавно произошло историческое событие - в НХЛ появился первый российский судья. Евгений Ромасько стал первым арбитром из нашей страны (и вторым европейцем), кто отсудил в качестве главного матч регулярного чемпионата НХЛ. Причем, не в качестве "студента по обмену", а с шансом на полноценное сотрудничество и долголетнюю карьеру - это для европейского судьи действительно стало бы чем-то небывалым!
Вообще, если обратиться к истории вопроса, российские судьи могли появиться в заокеанской лиге и раньше. Известный советский арбитр Михаил Галиновский рассказывал, что ему предлагали контракт еще в 1987 году, после Кубка Канады - правда, лайнсменом, но тогда еще время было немножко не то.
И все-таки, пересечения у НХЛ с советскими арбитрами были. Причиной появления наших судей в НХЛ была организация клубных суперсерий во второй половине 70-х годов, где предполагалось "смешанное судейство". Но поскольку матчи должны были проходить по "профессиональным" правилам, перед первой же серией в 1975 году наши судьи сначала были приглашены на семинар в Торонто, а затем и работали на предсезонных матчах в НХЛ.
Это были челябинец Виктор Домбровский и новосибирец Юрий Карандин, который позже описал эти события в своей книге "Среди рыцарей хоккея". Приведу показавшиеся мне интересными выдержки из нее:
"От СССР на серию было заявлено два арбитра. Оба они должны были действовать во всех восьми играх серии (в четырех - как главные, в четырех - как помощники. С канадской стороны привлекалось восемь арбитров.
В предыдущих сериях на уровне сборных игры проводились по любительским правилам. На этот раз решено было руководствоваться правилами профессионалов. Вот почему мы и попали на семинар в Торонто.
Открывая его, главный инспектор НХЛ Скотт Моррисон заметил: "Начинается новая эра в отношениях советского и канадского хоккея. Наш нынешний сбор - это нечто вроде своеобразной стыковки "Союз" - "Аполлон", и я уверен, что уже в недалеком будущем будет разыгрываться межконтинентальный кубок между сильнейшими командами Европы и Северной Америки..."
Забавно такое читать из 2015 года, да? Прошло 40 лет, но межконтинентальный кубок так и остается неразыгранным. Впрочем, историю данного вопроса мы с вами уже однажды разбирали, поэтому отсылаю интересующихся к тому исследованию.
"...После семинара мы собирались вылететь в Москву, но вдруг пришла телеграмма, разрешившая нам принять участие в судействе матчей НХЛ, пройти, так сказать, практику на месте. Это было как нельзя кстати - не хотелось судить предстоящие матчи вслепую. И, как оказалось, задержались мы в Канаде не напрасно".
Так что, форму с логотипом НХЛ у советских арбитров примерить получилось. Слева направо: Карандин, один из лучших лайнсменов (первый из них, введенный в Зал хоккейной славы) НХЛ Мэтт Павелич и Домбровский.
"Первую игру я судил в Оттаве между "Атлантой" и "Торонто". Целый период присматривался к манере игры, к тому, как реагируют игроки на те или иные проявления грубости, апеллируют ли при этом к судьям... За первые двадцать минут случилось всего две-три вспышки. Первая запомнилась. Поскольку я - главный судья, обязан удалять игроков после нарушений и фиксировать взятие ворот. Все остальное - пробросы, вбрасывания, офсайды, выяснение отношений с игроками - забота помощников"
Карандин лишний раз акцентирует на этом внимание, потому что в СССР от двойного (два арбитра на двух концах площадки, ответственные за все) к тройному (главный судья и два помощника) перешли только в 1974 году, за год до описываемых событий. А сейчас на льду уже не три, а четыре арбитра...
"Так вот, о смысле и значении последнего пункта я имел, оказвыается, самое смутное представление. Поэтому, когда два игрока с кулаками накинулись друг на друга, я стремительно бросился между ними, пытаясь предотвратить конфликт. И тут же услышал:
- Юрий! Назад!
Это один из моих помощников, Клод Бишар, подал спасительное предостережение. Не среагируй я на него, трудно сказать, как бы дальше развивались события, как бы я выпутался из завязавшейся драки. Какими-то сверхусилиями мне удалось проскочить между драчунами.
А схватка продолжается!
Перчатки, клюшки брошены на лед. Тут же, чуть в стороне устроились мои помощники, невозмутимо ожидая, когда игроки утомятся. А они и правда устали, машут кулаками реже. Только тогда помощники врываются в их круг, демонстрируя свое искусство".
Да уж, из нынешнего времени, когда наказания за драку в КХЛ приведены к НХЛ-овскому стандарту (базовый сценарий - 5 минут штрафа обоим), сложно поверить, что еще лет 7-8 назад нам такой хоккей был не нужен - каждая драка была ЧП и стоила 5+20. Отсюда и рекорды по штрафному времени тех же тафгаев "Витязя" первой волны, которые теперь побить будет архисложно. А что уж про советское время говорить?
"Во втором периоде я уже вошел в роль. Игра шла чисто и быстро. Двигаться приходилось много, не задерживаясь. Впрочем, атака у команд НХЛ никогда не бывает продолжительной. Подобрав шайбу у ворот, игрок незамедлительно начинает движение к воротам противника. Затем следует бросок, и если гол не забит, все начинается сначала, тольео в обратном направлении. Для судей, особенно главных, работа не из легких - знай, успевай бегать!
После игры Дан Маклеод, контролировавший игру, высказал мне свои замечания:
А. Не следует вмешиваться не в свое дело - конкретно, в драки.
Б. Двигаться по площадке следует рядом с бортом, во избежание столкновений.
В. При объяснении с игроками - посредством жестов! - лицо судьи всегда должно излучать самую теплую благожелательность...
Не успел переодеться - явились репортеры с телевидения. Переводил игрок "Атланты" Курт Беннет. Еще студентом он в течение пяти лет изучал русский язык и знал его, в общем, неплохо. По крайней мере, наших совместных усилий хватило, чтобы растолковать разницу между нашим и североамериканским судейством, объяснить, как удобнее судить - вдвоем или втроем и т.д."
Кстати, этот Беннет, действительно попал в НХЛ сразу после университета, при том, что тогда это было не такое частое явление, как сейчас. Он дважды представлял "Атланту" на Матчах звезд, потом успел поиграть за сборную США на Кубках Канады и ЧМ (был даже капитаном), а после переезда "клуба в канадский Калгари уехал играющим тренером в Японию.
"Следующий матч состоялся в небольшом городке Лондоне. Играли "Баффало" и "Вашингтон". Победили "Сабли", но в этом не было ничего неожиданного, поскольку "Кэпитэл" - новичок высшей лиги НХЛ (так в оригинале - прим. мое).
Самым интересным был повторный матч этих команд, состоявшийся в Сент-Катарине. В этом городке выросли такие выдающиеся хоккеисты, как Бобби Халл, Пьер Пилот, Пэт Стэплтон, Джон Маккензи, братья Эспозито. Главным судьей в этот раз был Домбровский.
Начало игры не предвещало никакой грозы, но постепенно игроки занервничали, и в третьем периоде разразилась такая драка, каких мне видеть не приходилось. Нападающие "Баффало" Рене Робер и "Кэпитала" Джон Пэддок, сбросив клюшки и перчатки, рассекли друг другу брови, разбили губы. Помощники главного арбитра с трудом растащили забияк, с неменьшим трудом спровадили их на скамью штрафников, но и там они не успокоились. Хотя между ними стоял столик судейского аппарата, Пэддок выкрикнул какое-то оскорбление в адрес Робера. Тот не остался в долгу и запустил в него перчаткой. Я не выдержал, бросился к успевшим снова сцепиться хоккеистам, с трудом разнял их - откуда только силы взялись! - и одного из них повел в раздевалку.
Пока мы шли, он сердито оглядывался и брюзжал, но когда вошли в раздевалку, мгновенно преобразился, дружелюбно похлопал меня по плесу, наполнил пластмассовые стаканчики апельсиновым соком и провозгласил тост за дружбу! Я понимал, что надо возвращаться на лед, но парень все еще был слишком возбужден. На счастье. вошли представители команды. Я поспешил на лед, вызвав неожиданно взрыв хохота на трибунах: торопясь, прыгнул через борт и упал. Домбровский встретил меня неласково:
- Где пропадаешь? - но тут же справился с нервами. - Что будем давать драчунам?
- Обоих до конца!
Игра продолжалась. Финальная сирена зафиксировала победу "Кэпитэла" - 3:1.
В судейской нас ждали инспекторы - Моррисон и его помощник Фрэнк Удвари. Действия были одобрены, а Моррисон не воздержался от шутки:
- Для чистки льда, Юрий, у нас есть специальная машина. Не стоит подметать его брюками!"
Представьте, это ведь был всего лишь предсезонный матч. Это еще была та лига, где нынешний эксперт Майк Милбери, громогласно осуждающий драки, мог вылезти на трибуну и схватиться врукопашную с фанатом! Нет, по сравнению с советскими арбитрами, Ромасько совершенно точно попал уже в другую НХЛ. И в своей будущей книге таких воспоминаний о первом матче у него точно не будет...
Кстати, Пэддок, который был в том числе потому таким буйным, что ему надо было в главную лигу пробиваться, цели своей тогда достиг - и в состав "Вашингтона" попал, но в сезоне сыграл всего 8 матчей, а всего за карьеру в НХЛ - 87. Зато на тренерском поприще занят до сих пор - сейчас главтренерствует в WHL, а до того долго подвизался на управленческих должностях в старом "Виннипеге", "Оттаве" и "Филадельфии", в первом случае - даже главным тренером и генменеджером. Интересно, помнит ли он этот эпизод своей бурной молодости?
Робер же бился с Пэддоком аккурат после своего самого лучшего года в карьере - сотни очков в сезоне-1974/75. "Баффало" тогда же играл в финале, и разумеется, проиграл - если вы, конечно, помните о существующем спортивном проклятии этого города. Правда, его апогей случился в 90-е годы, когда футбольные "Биллс" проиграли четыре Супербоула (!) подряд (!!), а "Сэйбрс" лишились Кубка Стэнли из-за очень спорной шайбы Бретта Халла.
Однако, вернемся к эпопее наших судей в НХЛ. Посулы тоже были. Только уже потом, после самой Суперсерии-76.
"На что уж Фил Эспозито человек в отношении судей привередливый, но и он вынужден был признать, что у судейство со стороны любителей на этот раз было отменным, и у него, как у игрока и телекомментатора (он вел несколько репортажей), претензий к советским арбитрам нет.
Президент НХЛ Кларенс Кэмпбелл заявил:
- С удовольствием, если бы это было возможным, заключил контракт с обоими советскими арбитрами.
Такую лестную оценку довелось получить нам, представителям советской школы, в Канаде".
Кстати, касательно сравнения подготовки наших и НХЛ-овских судей, Карандин в своей книге дебатирует с... Вячеславом Фетисовым. На тот момент (книга издана в 1987 году) еще не бунтарем против Тихонова и системы, о каковой своей стезе он сейчас опять много и охотно рассуждает, а все еще непререкаемым капитаном "Красной машины".
Примечательно, что и недавно Карандин с Фетисовым оказались по разную сторону баррикад - последний безуспешно пытался оппонировать Третьяку (о котором в книге у Карандина только бурный позитив) в гонке за кресло президента ФХР, а первый его успешно прокатывал.
Но тогда, 30 лет назад, спорили они не о том.
Фетисов: "Вообще, профессиональная подготовка судей в НХЛ выше, чем в Европе. В какой-то мере это объяснимо высокой конкуренцией среди судей, да и сам хоккей предъявляет высокие требования - постоянная силовая борьба, бесконечные столкновения и стычки вынуждают судей все время быть начеку, в непосредственной близости от событий. Главный судья в североамериканском хоккее - фигура значительная. Но, что интересно, обладая на поле неограниченной властью, он блестяще читает игру, в оценке событий исходит из духа хоккея..."
Карандин: "При всем моем уважении к мастерству Фетисова, с его оценкой нашего и канадского судейства никак не могу согласиться, как и с любым другим утверждением о превосходстве канадских арбитров. И пусть поймут меня правильно: оскорбленное самолюбие ни при чем. Просто надо быть объективным. Советский хоккей давно признан лидером в мировом масштабе. И вряд ли он мог быть таким при низком уровне нашего судейства. Советские судьи не срамили своего доброго имени на чемпионатах мира, Олимпиадах и Кубках Канады".
Вот такие дискуссии. Между прочим, глядя на нынешний плей-офф КХЛ, где сплошь и рядом жалуются на судейство и обсуждают профпригодность иностранных судей - вполне себе актуальные.
Вообще же, книга весьма интересная - тем, кто не читал, рекомендую. Там есть рассуждения и не только о судьях и правилах - например, имеется и критика методов "прополки" провинциальных клубов столичными (вау!), и рассуждения о возможном введении плей-офф в чемпионате СССР по типу ЧССР, и как это скажется на выступлении сборной на ЧМ, и еще много занимательных моментов. Из нашего прекрасного далека все это особенно любопытно.
Ну а мемуаров Ромасько нам, дай бог, придется еще долго ждать - пока обещанную 1000 матчей в НХЛ не отсудит.