Охота на тигра. Как получился лучший спортивный логотип-2014
Проект «Амура» стартовал два года назад – в мае 2013 года мне поступило предложение заняться ребрендингом клуба. Эта история получилось долгой, непростой, но интересной. Тем летом я вплотную работал над «Амуром», но в определенный момент стало понятно, что процесс ребрендинга будет двигаться планомерно и закончится лишь к сезону 2014/15. Тогда же, в конце лета, мне предложили разработать айдентику для новичка лиги – «Адмирала». Я объяснил ситуацию хабаровчанам, и мы взяли паузу.
Какими бы ревностными ни были отношения дальневосточных команд, истории создания обоих брендов связаны между собой. Уже на раннем этапе между соседями начинал маячить конфликт интересов: «Амур» был сине-белым, а «Адмирал» собирался стать оранжево-черным, у них есть пересекающиеся моменты – тема воды и геральдический тигр. Проблема заключалась в том, что мне предстояло поменять эти сочетания цветов между клубами. Это была сложная задача. Еще раз повторю не раз озвученное мной мнение о том, что нельзя сделать сильную концепцию, собрав все в одну кучу. Приходится чем-то жертвовать.
Я не считаю, что «Адмиралу» с его морской концепцией было бы к лицу черно-оранжевое сочетание цветов. Точно так же, как «Амуру», который собирался обзавестись тигриным логотипом, имеющему в системе клуба команду «Амурские тигры», оставаться сине-белым. Приморцам по праву принадлежат цвета морской тематики, а хабаровчанам – оранжево-черное сочетание цветов. Важно понимать, что я не действовал в интересах какой-либо команды. Можно сказать, что я занимался клубами параллельно, и это было мое видение решения проблемы. В своей работе я смотрю всегда немного шире, чем границы конкретного проекта. Как бы пафосно ни звучали мои слова, я ощущаю ответственность не только за клубы, с которыми работаю, но и за то, как меняется лига. Перед собой я ставил глобальную задачу: разделить дальневосточные команды по цветам. После того, как «Адмирал» начал свой первый сезон, было очевидно, что визуально экипировка соседей похожа между собой. Однако все шло по плану, и на следующий сезон все встало на свои места.
Изначально я предлагал для «Амура» оранжево-черное сочетание цветов, но в техзадании было сказано, что синий цвет незыблем. Тем не менее на протяжении проекта я настойчиво рекомендовал использовать черный цвет. В качестве компромисса мы скорректировали действующий синий цвет в пользу более темного – нэви блу. Оранжевый – этот цвет будет встречаться в тексте еще много раз – должен был стать новым цветом клуба. Но я встретился с упорным сопротивлением.
В ребрендинге всегда существует момент, когда ответственность за него нагнетается, и изменения хочется сделать минимальными. Чаще всего это касается именно клубных цветов. Все в Хабаровске – от руководства до болельщиков – говорили о том, что они сине-белый клуб. Для большинства людей в нашей стране сине-белый клуб — это «Динамо». Как по мне, лучше быть уникальной оранжево-черной/синей командой, чем постоянно находиться в тени столичного клуба. Но в «Амуре» не видели оранжевого даже вторым цветом, допускался лишь небольшой процент вкраплений оранжевого в качестве третьего цвета.
Сине-бело-оранжевая форма в своей массе остается сине-белой. Такое решение не давало никаких дивидендов: оранжевый логотип на такой форме смотрелся инородно (отличный пример «Амурские тигры»); вопрос визуальной схожести дальневосточных команд не решался; терялась возможность получить эксклюзивное для КХЛ сочетание цветов. В результате долгих переговоров процент оранжевого цвета на форме «Амура» вырос. Однако в какой-то момент такое сочетание цветов вновь оказалось под угрозой – оранжевый предлагалось заменить на красный. На такой шаг я никак не мог пойти даже в качестве теоретического варианта «Миша, а давай попробуем». Мне пришлось принять радикальные меры и отказаться от проекта с такими вводными. Я до сих пор не понимаю, как могла возникнуть мысль о еще одном сине-красно-белом клубе. К счастью, через некоторое время мы продолжили работу с оранжевым цветом.
Домашний, гостевой и альтернативный свитера
Домашний комплект
В качестве основного домашнего комплекта я предлагал оранжевый свитер. Вообще во все комплекты формы хотелось добавить больше оранжевого. Этот яркий и непривычный цвет со временем должен еще мощнее работать на имидж хабаровчан. Из-за ряда причин, описанных мною выше, номинально домашним комплектом стала форма строгого классического дизайна с благородным глубоким синим цветом и яркими полосами. Для переходного сезона это неплохое деликатное решение.
Альтернативный комплект
В необходимости третьего комплекта формы ни у кого сомнений не было. Я был уверен, что оранжевая форма получит отличный фидбек. В клубе также считали ее перспективной и собирались использовать достаточно часто, примерно на 50% домашних матчей. Оранжевый комплект формы до последнего держался в секрете. О существовании третьей формы в клубе знало, пожалуй, пару человек. Клуб хотел сделать сюрприз своим болельщикам на первую игру сезона с принципиальным соперником – «Адмиралом». После этого матча стало понятно, что альтернативный комплект понравился всем. В конце регулярки менеджмент и вовсе заменил третьим комплектом домашнюю форму. Это абсолютно верное решение, и, надеюсь, в будущем сезоне оранжевая форма станет основной.
Болельщику на заметку: В альтернативном комплекте формы «Амур» играл с топ-клубами и принципиальными соперниками. Тем удивительнее, что у третьего комлпекта формы наибольший процент набранных очков.
Оранжевая форма «Амура» могла бы стать первым альтернативным комплектом формы в КХЛ, который использовался на домашних и гостевых матчах. Оранжевый — сложный цвет. Он средний между светлым тоном желтого и темным красного. Поэтому в определенных условиях он мог сойти как за темный, так и за светлый комплект. Мы всерьез обдумывали этот вопрос и подбирали подходящие команды для выезда. Таким соперником мог оказаться «Салават Юлаев». Это был практически идеальный вариант: нет конфликта цветов, никаких проблем с трансляцией.
Уверен, такой опыт был бы полезен КХЛ. К сожалению, лига не пошла навстречу «Амуру».
Болельщику на заметку: Третий комплект «Амура» в первую очередь за счет своего цвета смотрится эффектно. В течение сезона кадры с матчей в альтернативной форме стали чаще попадать в видеозаставки на КХЛ ТВ.
Многообразная тигриная тема позволила создать несколько нестандартных дизайнов формы. Один из них должен был стать четвертым комплектом формы «Амура». Его мы собирались использовать как праздничный комплект к Новому году. Этого не произошло, так как вместе с уходом заинтересованного сотрудника пропал и интерес клуба.
Для пары матчей межсезонья был выпущен еще один свитер. Он не относится к процессу ребрендинга напрямую – на нем мы обкатали некоторые интересовавшие нас моменты.
Гостевой комплект
Выездная форма отличается от двух предыдущих комплектов моделью свитера. В этом нет ничего критичного. В одном из предыдущих постов я подробно рассказывал о нюансах «найковской» модели свитера «Луча». Этим обусловлена смена модели свитера. Чтобы хоть как-то насытить нейтральную белую форму цветом, плечи свитера я сделал цветными. Синяя кокетка свитера позволяет органично связать светлую форму и темные шлемы. В сезоне «Амур» мог позволить себе использовать только один набор шлемов, как это делают ЦСКА и «Медвешчак». Но с действующим несовершенным регламентом этого категорически не следует делать. Команды, которые прибегают к такому приему, просто паразитируют на имидже других клубов.
Айдентика
Для «Амура» я разработал пакет айдентики: логотипы и леттеринги. Каждый из них служит для определенных целей.
Основным логотипом является морда тигра.
Амурский тигр имеет характерные отличия от других подвидов – это северный тигр, у него густая шерсть. Я постарался отобразить эти моменты в логотипе. Именно поэтому у тигра в логотипе массивная грива. В свою очередь объемная грива позволила сделать практически круглый силуэт пятна.
Болельщику на заметку: Популярный американский сайт www.sportslogos.net, специализирующийся на спортивном брендинге, назвал логотип «Амура» лучшим спортивным логотипом года. Это первый случай, когда на авторитетном североамериканском ресурсе побеждает не американский логотип.
Логотип с названием «Амур» был продавлен руководством. Я считаю его совершенно не нужным и настоятельно рекомендую не использовать.
Основной логотип самодостаточен. Употребление названия клуба в этом логотипе не требуется. Существует миф о том, что логотип с названием команды приобретает колоссальную узнаваемость, а логотип с названием на транслите — мировую известность. Кропотливая и грамотная работа всего менеджмента клуба делает любой логотип узнаваемым.
Леттеринг. Я в полной мере удовлетворен тем, как получился леттеринг «Амур». Хотелось по-особенному заморочиться и сделать что-то необычное. В надписи совмещены два направления – графика и каллиграфия.
Идея с хвостом пришла не сразу, еще больше времени потребовалось, чтобы подружить графичный леттеринг и пластичный свош буквы «У». Стиль надписи подчиняется основному логотипу. Даже засечки на крайних буквах получились похожими на ушки. У меня были серьезные планы на этот леттеринг, но из-за субъективных предрассудков руководства клуба рисованная надпись несправедливо обделена вниманием. Мы разместили леттеринг на шортах.
Дополнительный логотип с леттерингом сделан для атрибутики и специфических задач.
Еще один повод для гордости — шрифт номеров. Он получился по-своему необычным. Для тигров мне хотелось сделать хищный шрифт. Наклонный средний штрих добавил начертанию агрессии, а острые засечки ассоциируются с когтями и зубами, перекликаются с остроугольными элементами логотипа.
Пожалуй, самой сложной цифрой была четверка. Я пыхтел над ней пару дней, пока не нашел нужную форму.
Под шрифт номеров я нарисовал акцидентные литеры капитанов «C» и «A».
И хоть тут не обошлось без самодеятельности «Луча», литеры удалось сделать на высоком уровне. Этим элементам не уделяется должное внимание в КХЛ. К ним относятся как к формальности. Кажется, что лига не сдвинулась с той стадии, когда буквы вообще можно смастерить из клейкой ленты.
Необходимо отметить, что кроме спонсоров КХЛ на форме отсутствует реклама. У «Амура» одна из самых чистых форм в лиге. Забавно, но именно небогатые команды, такие как «Атлант», «Витязь» или «Амур» задумываются о важности чистоты формы. Тут можно посмеяться, а я продолжу. Конечно, клубам с титульным спонсором никуда не уйти от рекламы. Но это другие ставки, реклама за большие деньги. Поверьте, «Амуру» было чем уляпать форму. Клуб грамотно расставил приоритеты, и я хвалю их за это.
Новая форма хабаровчан отличается от предыдущей технологией производства. Впрочем, на уровне КХЛ именно вышивка и сшивная графика является единственным приемлемым вариантом. Полностью сублимационная печать, использовавшаяся «Амуром» ранее — недоразумение.
Слова благодарности
Проект «Амура» стал для меня вторым на Дальнем Востоке. На старте этого сезона кто-то написал «Так Миша покорил Дальний Восток», но, скорее, он покорил меня. Я не был во Владивостоке, но был в Хабаровске и успел проникнуться симпатией к этому краю. Случались сложности. Ребрендинг мог утонуть. Когда в Хабаровске произошло наводнение, проект отпал сам собой. Мы попрощались, пожелав друг другу успехов. Но все же через несколько месяцев ситуация стабилизировалась, и мы продолжили работу. Отдельные слова благодарности хочется сказать Петру Ушакову, экс-сотруднику отдела маркетинга «Амура», – именно благодаря ему ребрендинг состоялся. В нашем хоккее не так много грамотных маркетологов. Мне было очень комфортно с ним работать. Спасибо Петру и всем причастным к этому проекту.
Ссылки по теме:
● Концепт клубных цветов для системы ХК «Амур»
● Что нужно сделать компании «Луч» чтобы стать немного лучше?
Мой твиттер – @mihanti