Хана Машкова: свет далекой звезды. Часть V. Хана и Иржи
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Как известно, жизнь фигуристов, принадлежащих к элите мирового ФК, всегда полна ограничений. Не была исключением из этого правила и судьба Ханы Машковой. Выше уже говорилось о том, что она с детства привыкла вставать в 4 часа утра, чтобы вовремя оказаться на первой утренней тренировке, а на обратном пути прямо в трамвае учила часть школьных уроков.
1968 год
Кроме занятий на льду и общефизической подготовки, из которой она особенно любила прыжки на батуте, Хана брала уроки балета в частной студии известного педагога пани Аубрехтовой, которая, к счастью, находилась недалеко от ее дома, училась играть на фортепиано и занималась немецким языком.
Языки давались ей легко, и потом она освоила еще и русский, английский и французский языки. Кроме этого она очень хорошо училась в школе, правда, в последние годы учебы перешла в школу рабочей молодежи, куда ходила три раза в неделю с 14.30 до 21 часу.
1968 год
В столь плотном режиме дня у Ханы практически не оставалось времени на себя, на свои увлечения, на встречи с друзьями. Но летом 1968 года на одном из концертов ее любимого певца Карела Готта Хана познакомилась с Иржи Штайдлом.
С Карелом Готтом. 1968 год
Иржи был младшим братом известного композитора Ладислава Штайдла и не менее известным поэтом-песенником, автором текстов ко многим самым популярным песням Карела Готта, Хелены Вондрачковой и других звезд чехословацкой эстрады, работающим в основном в соавторстве с композитором Карелом Свободой. Их песня «Леди Карнавал», в частности, долгое время была на верхних строчках многих хит-парадов.
Иржи Штайдл. 1968 год
Кроме того, он был музыкантом, сценаристом и театральным продюсером. В 1965 году он вместе с братом Ладиславом и Карелом Готтом основал театр «Apollo», который, правда, не просуществовал долго, но во время своего расцвета был чрезвычайно популярен у пражской богемы.
Ладислав (слева) и Иржи Штайдлы. 1968 год
Иржи, которому ко времени встречи с Ханой исполнилось 25 лет, и сам был блестящим представителем этой богемы: бонвиван, всегда одетый с иголочки, с большим чувством юмора, поклонник искусства и красивых женщин – он пользовался невероятной популярностью. Ко времени встречи с Ханой он уже пережил несколько бурных романов.
Но Хана была человеком из другого мира, воспитанная в строгих правилах не чающей в ней души матерью и до встречи с Иржи живущая полной ограничений жизнью спортсменки мирового уровня. Любовь, нахлынувшая на них, была взаимной и изменила их обоих. Это был как раз тот случай, когда противоположности сходятся.
Хана Машкова и Иржи Штайдл на скачках в Хухли. 1968 год
Со слов его лучшего друга, актера Иржи Беднаржа, познакомившись с Ханой, Штайдл стал более серьезным и ответственным, перестал интересоваться другими женщинами и проводить ночи напролет в театральных тусовках, а Хана стала чаще улыбаться и вдруг поняла, что мир не замыкается стенами катка, что есть еще и просто жизнь со всеми ее большими и маленькими радостями.
1968 год
«Йирка был очень чувствительным человеком, лириком по натуре, что понятно и из его текстов, – говорил о нем Иржи Беднарж. – Когда он совершал какую-нибудь глупость, ему потом было очень стыдно, и он упрекал себя, как же он мог так поступить. Хану он никогда бы не посмел обидеть, он по-настоящему любил ее, и когда она разбилась в машине, он уже после этого не был собой».
Хана и Иржи на скачках в Хухли. 1968 год
Тренер Мила Новакова и подруга Ханы, фигуристка Богунка Шрамкова вспоминали, что в лучшую пору отношений с Иржи Хана была очень счастлива: она расцвела, еще больше похорошела, обрела так не хватавшую ей ранее уверенность в себе. Но это вступление во взрослый мир имело и свою обратную сторону, не лучшим образом влияя на спортивную форму Машковой.
Хана и Иржи на премьере оперы "Русалка" Дворжака в Национальном театре. 1968 год
Вместе со Штайдлом Хана открыла для себя новую сторону жизни: они посещали театры, популярное артистическое кабаре «Карлинское», Иржи ввел ее в круг своих друзей – артистов и певцов, и все эти мероприятия, как правило, затягивались далеко за полночь.
1969 год
Строгий спортивный режим трещал по швам, а ведь в 6 утра Хане надо было быть на катке, на отработке обязательных фигур свежей и отдохнувшей. Душа Милы Новаковой разрывалась на части: она желала своей ученице простого женского счастья и понимала, что поглощенность Ханы Штайдлом отрицательно влияет на ее подготовку к новому сезону.
Иржи Штайдл, Хана Машкова, Ян и Богунка Шрамковы (справа налево). 1968 год
Мать Ханы не одобряла этого союза, она видела, что всегда послушная дочь уходит из-под ее контроля и страшно переживала по этому поводу, стараясь при каждом удобном случае опять взять Хану под свою опеку. Между матерью и дочерью стали пробегать искры, начались немыслимые ранее взаимные упреки и ссоры. В такой неспокойной атмосфере началась для Машковой подготовка к новому сезону 1969 года.
Продолжение следует.