Найти и показать. Евгений Дзичковский – о настоящем и будущем футбола на российском ТВ
Россия давно следит из своего бункера за передовыми футбольными странами. И в чем-то им завидует. Например, нам нравится европейский союз футбола и телевидения. Вот эти, знаете ли, чудо-трансляции и дивная HD-картинка. А еще деньги, которые телевидение водопадами извергает на футбол, нисколько, кажется, не напрягаясь. У нас почему-то так не выходит. А почему, и сами не знаем. Но напрячься нам придется, поскольку ответов на следующие вопросы у российского футбола нет.
Будет ли продлен договор между РФПЛ и «НТВ-Плюс»?
Логично спросить об этом у договаривающихся сторон. Только вряд ли им есть что сказать. Лига не отказалась бы получать, как сейчас, 35 миллионов долларов ежегодно и 7-8 из них возвращать на «продакшн», то есть платить «НТВ-Плюс» за его работу. Но вот канал...
Их сотрудничество длится с 2007 года. Причем на безальтернативных условиях. Никто, кроме «энтэвэшников», не выказывал желания платить лиге. Клубы возмущались, им хотелось получать от ТВ больше, но объективность требует признать: даже нынешняя сумма продиктована не рыночными моментами. Если нет конкурентов, какой же это рынок?
Возможно, канал планировал поначалу покупать права в убыток, а впоследствии научиться извлекать из этого деньги. И даже, быть может, научился. Но слухи, что лезут из всех щелей, утверждают: средств на возобновление договора «НТВ-Плюс» от «Газпром-медиа» не получит. По коммерческим соображениям либо в силу другой конъюнктуры – домыслите сами. Ясно одно: с 2007 года у акционеров было время, чтобы оценить рыночные перспективы медиа-проекта.
Может ли «НТВ-Плюс» передумать?
Теоретически – да. Недавно в руководстве «Газпром-медиа» случилась перестановка: Михаила Лесина сменил Дмитрий Чернышенко. Новому боссу, который удивительным образом совмещает свою должность с главенством в КХЛ, наверняка поставлена задача разработать некий алгоритм. Но все снова упирается в деньги, причем немалые.
Помимо подвисшего контракта с РФПЛ каналу нужно решать вопрос с покупкой прав на европейские чемпионаты. Англия «заканчивается» в следующем году. Испания – в этом. По Германии, говорят, вопрос в отрицательном смысле уже решен. Стоимость прав каждого чемпионата – миллионы долларов. А есть еще и 30-миллионная Лига чемпионов, которую пока не продлили, хотя сроки, мягко говоря, поджимают. Если все останется как было, каналу потребуется 80 миллионов долларов в год. У Чернышенко репутация сильного менеджера, но даже ему до мая не заработать таких денег. Остается гадать, дадут или не дадут.
Рыночного, согласитесь, во всем этом не слишком много. Из социальной жалости могут дать. Но не войдут ли в противоречие с жалостью цены на энергоносители? А если войдут, захотят ли другие вещатели купить и отбить рекламой Лигу чемпионов?
Кто покажет российский чемпионат?
Непродление договора с «НТВ-Плюс» заострит вопрос максимально. Желающие показать бесплатно найдутся. Но вряд ли это устроит клубы, которые грезят английскими или хотя бы турецкими доходами от ТВ. А готовность платить никто не декларирует. Более того, общедоступный НТВ хочет откосить от единственного еженедельного матча, как от коммерчески невыгодного. Там заложены скромные поступления от рекламы, но пойди ее распродай! В прошлом сезоне, по моим данным, две минуты рекламного времени из каждого матча пристроить так и не удалось. На НТВ! Можно представить, с какими сложностями столкнутся менее популярные каналы.
Пару игр, не исключено, возьмется показывать «Россия-2». Прочие останутся на «Нашем футболе», принадлежащем «Лиге-ТВ». Только вот доходы от такого распределения снова не устроят клубы. Максимум, что заплатит любой канал без давления сверху, – несколько миллионов долларов. Минус расходы на «продакшн». Минус потеря интереса к платному каналу, лишенного двух матчей в туре. Что достанется клубам? Ничего.
Наверняка вмешается и общая ситуация на рекламном рынке. Она уже вмешивается. По информации одного из партнеров РФПЛ, не планирует продлевать договор с лигой «СОГАЗ». Вполне вероятно, сократит сумму контракта МТС. Спонсоры ищут в футболе выгоду. И если не находят... Недавно вот разрешили вернуться в спорт пивным компаниям. Где очереди из них у футбольных офисов? Один лишь «Спартак» заключил контракт с пивоварами.
Что станет с «НТВ-Плюс»?
«Энтэвэшники» – коллектив мощный и предельно футбольный. Но если представить худший вариант, то есть отсутствие прав на европейские чемпионаты и Лигу чемпионов, куда деть такое количество профи? Часть, наверное, останется при чемпионате России. Где-то его показывать все-таки будут. И платить за «продакшн» тоже. Но всех задействовать не получится. При не самом худшем варианте... Впрочем, о нем ниже.
Выручат ли иностранцы?
Швейцарцы из Infront Sports & Media уже порывались купить права на российский чемпионат. И давали неплохие деньги: 60 миллионов евро в первый год, далее по нарастающей. Но сейчас в их возвращение верится слабо. Во-первых, Infront еще тогда хотел купить больше, чем лига могла предложить. Речь шла, к примеру, о том, чтобы прибрать к рукам и коммерческие права клубов. Во-вторых, швейцарцы хотели не просто купить чемпионат, а заработать на нем. Но ситуация на рекламном рынке с тех пор серьезно ухудшилась.
Есть ли рыночный путь?
Есть. Но он, словно английский газон, требует времени. Клиента надо растить. Пичкать его вкусной телекартинкой, отсутствием мата на трибунах, ростом интереса к футболу. На это потребуются годы, если не десятилетия. И огромные усилия. «Лига-ТВ», формально взвалившая на себя эту ношу, пока далека от цели. Там сменилось уже четыре, если не ошибаюсь, директора: сейчас, говорят, с испытательным сроком назначен сын Михаила Гершковича, трудившийся матч-агентом.
Вряд ли от перетасовки кадров число подписчиков бурно растет. Хотя бы потому, что никто не знает, где и за сколько покажут следующий сезон, а в интернете полно не убитых «пиратов».
Вмешается ли государство?
Вмешаться может не только государство. Так, идею футбольного ТВ давно вынашивает Сергей Галицкий. Ему нет смысла спешить: цена на телеправа, похоже, сейчас будет только падать. А государство могло бы взять на вооружение аргентинскую модель: 170 миллионов в год на все клубы, бесплатный показ, распределение денег с учетом телепопулярности и занятого места.
Но вот еще любопытный сюжет. Недавно 80 процентов акций крупнейшей спортивной маркетинговой компании «Телеспорт» приобрела структура, близкая к братьям Ротенберг. Не удивлюсь, если права на чемпионат после этого выкупит именно «Телеспорт». Зачем это новым владельцам? Возможно, они хотят сыграть вдолгую. Или как-то увязать маркетинг с подготовкой к ЧМ-2018. Телеправа на фоне тех подрядов – копейки. Но монополия, как известно, ни одному бизнесу еще не мешала.
Обычному зрителю от такого поворота хуже не станет. Возможно, хоть кто-то попытается увидеть и вырастить в нем клиента.
Фото: Сергей Дроняев