«Я закончила, потому что нужно было зарабатывать деньги». Куда уходят фигуристы
Алина Ломоносова рассказывает семь историй про бывших фигуристов, которым пришлось уйти с любительского льда раньше времени и и искать себя за его пределами.
Ари Закарян
Сейчас Закарян один из самых успешных спортивных агентов в фигурном катании, а начиналось все в Ереване, где он катался на местном катке. Переехав в Петербург еще в детском возрасте, он стал тренироваться у Мишина.
«В «Юбилейном» я прошел серьезную школу, – вспоминает Закарян. – Три раза становился чемпионом Ленинграда, числился в сборной СССР. Я считаю, что Алексей Николаевич – тренер, у которого можно учиться бесконечно».
После перелома ноги в 19 лет Ари не соревновался год и закончил свои недолгие отношения с большим спортом. Потом был развал Союза и эмиграция в США, где Закарян долго катался в шоу. Там они с партнером выполняли ледовую акробатику, смешанную с комедией, являясь первопроходцами этого жанра.
«Это было похоже на Бродвей на льду, потому что все было сделано в высшей степени профессионально. Мы объездили весь мир. Пожалуй, только в ЮАР не были», – Закарян набирался опыта везде, где тренировался, у Мишина, у Змиевской, когда его отправили служить в Одессу, в Ленинградском балете на льду, в американских шоу. – В один момент все сложилось, и я понял, что могу делать это для других».
«Я постоянно учусь. Я посмотрел большинство всемирно известных шоу и не только в фигурном катании. Однажды я даже специально летал в Японию, чтобы увидеть шоу, которого ждал», – Ари и сейчас живет в Америке, но много времени проводит в путешествиях, а про себя говорит: «В душе я армянин, по образованию русский, а в сфере коммерции американец».
Александра Иевлева
«Если бы я что-то и поменяла в своей карьере, так это возраст, в котором начинала – хотя бы с пяти. В дальнейшем это сильно влияет» – Александра начала кататься поздно, в 7 лет. Она тренировалась у Рафаэля Арутюняна, когда тот уехал в Америку, перешла к другому тренеру, но самый большой успех ждал Иевлеву, когда она стала работать с Жанной Громовой. Второе место на чемпионате России стало пиком ее карьеры – после на пьедестал чемпионата России она уже не поднималась.
«Я закончила, потому что нужно было зарабатывать деньги. Я не могла все время отдавать спорту, не получая при этом желаемых результатов. Это было трудным решением. Я очень переживала из-за того, что не смогу тренироваться. Больше всего в спорте мне нравилось каждый день выходить на лед, – жизнь Иевлевой изменилась почти в одночасье. – Сейчас живу в Турции, в Анкаре. Работаю главным тренером и хореографом в спортивном клубе. Еще преподаю хип-хоп. Больше всего мне нравится работать с маленькими детьми. Они такие обаятельные!»
Сергей Добрин
Парень из Липецка приехал в Москву к Жанне Громовой в 2000-м году и сразу же стал побеждать на юниорских международных турнирах. Но дальше начались сложности – не пробившись даже в десятку ни на одном из трех взрослых чемпионатов Европы, Добрин уходил от Громовой сначала к Алексею Мишину, а потом к Виктории Волчковой. Продолжить любительскую карьеру Сергею не позволила обострившаяся травма мениска, и в 2010-м году он закончил выступления. Сейчас он с женой обосновался в Краснодаре.
«Решение уйти из спорта давалось мне очень трудно. Несколько раз пробовал все начать сначала, но теперь я счастлив, что все так сложилось. Сейчас я исполняю обязанности старшего тренера в Краснодаре, в Центре Татьяны Волосожар и МаксимаТранькова. Наша основная задача – создание сборной Краснодара. Конечно, слежу за событиями в фигурном катании. В мужском одиночном у меня есть свой фаворит – Адьян Питкеев. Думаю, его ждет большое будущее».
Нина Петушкова
Петушкова тоже каталась у Жанны Громовой и ходила в лучших российских фигуристках своего времени. В 2008-м она отправилась на чемпионат Европы, где стала 17-й, а через год по результатам чемпионата России должна была ехать туда снова, но федерация предочла ей Алену Леонову.
«Моя жизнь в спорте – это бесконечная борьба не за результат, а за выживание. Я ушла из фигурного катания не по своей воле и не по воле родителей, они как раз хотели видеть дочь фигуристкой. Мне просто не дали тренироваться. Возможно, на это повлияли мои слишком резкие высказывания на совете у господина Писеева. Говорить, что у меня были конфликты с федерацией, наверное, неправильно, скорее я просто попала не в то время. Теперь все это в прошлом, сейчас я учусь в медицинском университете – меня всегда интересовала медицина. Это помогает не думать о потерянных шансах в спорте».
Мария Сергеева
Очаровательная эстонскую парница, выступавшая в паре с Ильей Глебовым, ушла из любителей после Олимпиады в Ванкувере. Два года назад Сергеева начала катать Русалочку в диснеевском шоу. Не задерживаясь в одной стране больше двух недель и объехав почти весь мир, Мария поняла, что не может долго сидеть на месте – становится скучно.
«Конечно, сложно все время путешествовать, устаю от перелетов, но и по-другому уже не получается», – среди любимых мест на планете она называет Нью-Йорк, Сидней, а также те, которые посетила с любимым человеком. Кроме выступлений на льду Мария пробует себя в модельном бизнесе – на не совсем обычную фигуристку ростом 174 сантиметра модельные агентства реагируют вполне заинтересованно. «Невозможно все успевать. Проектов очень много и нередко случаются накладки, но я стараюсь выбирать самое главное», – сейчас Машу можно встретить в Москве на шоу Евгения Плющенко «Снежный король».
Никита Михайлов
«Я начал кататься в четыре года в ЦСКА и сменил много тренеров. Они сами договаривались между собой, передавая меня по цепочке. Соколовская, Мозер, Кудрявцева, Водорезова, Мишин. Когда я попал к Алексею Николаевичу, мне было 18 лет и на тот момент я, наверное, впервые, сам принял решение, что хочу вернуться в ЦСКА к Елене Водорезовой», – впечатляющий список тренеров Михайлова на Водорезовой не закончился – после нее Никита оказался у Виктории Буцаевой.
«Мне давали хорошую возможность соревноваться, не «зажимали», это я сам не справлялся с собой, – итожит свою карьеру Михайлов. – Тренеры называли меня чемпионом тренировок, но на стартах начинался хаос».
Чтобы выйти из череды неудач, Никита стал искать возможность кататься за другую страну. Год, проведенный в поисках, он продолжал тренироваться у Буцаевой и кататься за Россию.
«Под Новый год меня пригласили в шоу к Илье Авербуху. Я участвовал в нескольких мероприятиях, посмотрел, как все устроено и меня захватил постановочный процесс шоу», – правильное решение пришло неожиданно.
Поступило предложение от театра Бережной стать солистом и постановщиком. Я был рад согласиться, – сейчас на счету Никиты уже несколько серьезных творческих проектов. – Летом я работал с детской группой Мишина. В сентябре Евгений Плющенко привлек меня к работе над проектом «Снежный король». Считаю, у нас получилось прекрасно! Наконец, этой зимой я ставил шоу Петра Чернышева, которое идет на Пушкинской площади».
На вопрос не жалеет ли он, что ушел из спорта так рано, Никита отвечает определенно: «Если бы была возможность все вернуть, я поменял бы страну и катался бы еще 4 года, но потом обязательно занялся бы творчеством, постановкой. Тренировать я люблю. Я могу это делать, потому что прошел очень сильные школы. Спасибо Елене Водорезовой, Алексею Николаевичу, другим моим тренерам. Но моя настоящая страсть – это творческая составляющая».
Арина Мартынова
В 2006-м Мартынова выиграла чемпионат России и съездила на чемпионат мира, где заняла 19-е место. В то время она считалась одной из самых перспективных спортсменок, идущих на смену катавшейся последний год Ирине Слуцкой.
«Я попала в группу к Громовой, когда мне было воесмь лет. Под ее руководством прокаталась до четырнадцати. С ней отобралась на свои первые юниорские Гран-при. Жанна Федоровна до сих пор мой самый любимый тренер, хотя нам и пришлось расстаться».
С 14 до 16 Арина каталась в ЦСКА у Соколовской, под присмотром Татьяны Тарасовой.
«В ЦСКА получилось выйти на серьезный мировой уровень. Я выиграла юниорский чемпионат России, завовеала путевку на юниорский чемпионат мира, в том же сезоне поехала на взрослый чемпионат мира. Тогда постановкой и отработкой моих программ занималась лично Татьяна Анатольевна».
После достаточно удачного сезона последовали серьезные травмы: «Стрессовый перелом ладьевидной кости. Диагностировать травму сразу не удалось и рентгеновские снимки не показывали перелом. На больной ноге пришлось выходить на чемпионат России. После него я попала на диагностику в ЦИТО, где определили перелом, только посредством специальных снимков. Как выяснилось начался некроз кости. Сделали операцию. Спустя три месяца разрешили дать нагрузку. После первого приземления с простейшего перекидного прыжка кость сломалась повторно. Увезли на операцию. Чтобы соединить обломки пришлось вкрутить специальные компрессионные винты».
Восстановление давалось Арине очень тяжело, долгое время она ходила на костылях.
«В тот момент, я стала отчетливо понимать, что больше никогда не смогу исполнять сложные прыжковые элементы, поскольку риск сломать ногу с необратимыми последствиями оставался реальным», - Арине оставалось лишь осторожно раскатываться на льду и не нагружать ногу. Тогда она не понимала, чем будет заниматься дальше.
«Неожиданно, я получила приглашение выступить в новогоднем ледовом шоу Татьяны Тарасовой «Щелкунчик». Татьяна Анатольевна очень удивилась, увидев меня на кастинге. Я рассказала свою ситуацию, и она почти без просмотра взяла меня на одну из солирующих ролей. Шоу прошло с невероятным успехом. Я получила массу впечатлений и неоценимого опыта».
В постановке следующего сезона «Снежная королева» Арина уже солировала в главной роли.
«После шоу мне стали приходить предложения от различных тренеров, с просьбой индивидуально поработать с детьми. Это оказалось невероятно интересным. Я поняла, что меня захватывает тренерская работа. В последствии я отказалась от ледовых шоу, в пользу работы с учениками».
Сейчас Арина занимается индивидуально с детьми и взрослыми-любителями, помогает в работе тренерам ЦСКА и других школ. На все, что случилось с ней в спортивной жизни, смотрит оптимистично.
«У меня была очень насыщенная и интересная карьера. Я повидала много стран, побывала на крупнейших турнирах и считаю, что это очень здорово. Теперь у меня есть любимое дело, которому я отдаю свое время и силы. Трудно ли далось решение оставить соревнования? Конечно, трудно. Я до последнего готова была бороться в большом спорте, но здоровье не позволяло выполнять требуемые для этого нагрузки. Видимо, свыше был предначертан другой путь».
Фото из личного архива фигуристов