Ретро, хм. Почему дополнительная форма в КХЛ – это не всегда хорошо
В «Тракторе» уже четвертый раз делают ретро-форму. За это клуб получил лояльный фидбэк общественности. Полагаю, в Челябинске считают, что они раскрыли секрет успеха, но это не так. Все комплекты ретро-формы (хотя в основном это были просто свитера) «Трактора» совершенно не то, что подразумевает под собой словосочетание «ретро-форма». Я написал уже немало постов по этому поводу, но повторить будет полезно.
Во-первых, говоря о ретро-форме, нужно всегда подразумевать полную экипировку. Свитер и гамаши – это минимальный набор. Гамаши стоят недорого, не нужно кроить на них. Когда меняются актуальные клубные цвета, то экипировка будет порядком дороже. Потребуется заказать шлемы, краги и чехлы на трусы. Если клуб не может себе позволить дополнительные траты, то лучше подобрать ретро-форму с идентичными цветами или отказаться от нее вообще. Это незыблемое правило. Такое же категоричное как «пьяный за рулем — преступник». Конечно, глупо сравнивать, но в НХЛ под ретро-форму вратари заказывают себе щитки, имитирующие олдскульные кожаные, и расписывают дополнительные маски. Первому клубу в КХЛ, который сделает это, я отправлю поздравительную открытку.
Во-вторых, при воссоздании старой формы нужно учитывать крой свитера. Ретро-дизайн «ляжет» далеко не на каждую модель.
Неудачная попытка челябинцев в феврале 2012
Чем обусловлен выбор такой модели свитера, остается только догадываться, но в ней нет ни нотки нафталина от заявленной формы конца 50-х.
Также принципиальна технология нанесения. КХЛ уже давно переросла уровень «сублимационных мешков», и мне непонятно, почему некоторые клубы продолжают заказывать такие свитера.
Отсюда вытекает следующий серьезный момент. Я сомневаюсь, что реплики таких свитеров поступят в продажу, еще больше сомневаюсь, что в клубном магазине появится какая-то атрибутика в поддержку ретро-формы. В общем, все это затевается ради медиаповода, лояльности болельщиков и зарабатывания очков клубным маркетингом. Все перечисленные пункты немаловажны. Для того чтобы они сработали, недостаточно новости с одной фотографией по пояс. Нужна полноценная фотосессия, где будут фотографии в полный рост и много деталей: вышитые логотипы, пришитые номера и фамилии, аккуратные швы, какие-нибудь медальки с годами или слоган на изнанке воротника.
А какие приятные детали можно снять на дешевом сублимационном свитере? Правильно, никаких. Остается только сфоткать игроков по пояс с расстояния трех метров, чтобы плохое качество свитера не бросалось в глаза.
Ретро-форма «Трактора» в этом сезоне. Ретроспектива-1993/94
Презентация формы — значимая часть всего процесса. Осознанно или случайно в новостях форму увидит бóльшая аудитория, чем в самой арене и, возможно, даже трансляции. Если форма будет действительно достойной, то новость неизбежно ждет вирусный эффект.
В-третьих, в отечественном хоккее нельзя повторять ретро-свитера в чистом виде. Почти всегда ретро-дизайн нужно переосмысливать. Возможно, у нескольких старейших клубов из Москвы с дизайном все было в порядке, а остальные уделяли форме примерно такое же значение, как и сейчас, то есть никакое. К примеру, бостонский «Брюинз» может взять дизайн полувековой давности, сдуть пылинки и повторить его. Получится достойный ретро-комплект.
Потому что в НХЛ уже полвека назад думали о важности визуальной привлекательности команд, людях и продажах.
Вернемся к ретро-форме «Трактора» этого сезона. За образец была взята черно-серо-белая форма сезона 1993/94. Действующий логотип клуба сменил один из прошлых — изображение трактора ЧТЗ.
Странно, но логотип черно-желтый, поэтому на черно-белой форме он смотрится инородно. Самый простой выход — изменить цвета логотипа с желтого на белый (или серый).
Существовал второй вариант, более грамотный, на мой взгляд. Дизайн формы сезона 1993/94 не является идеальным образцом, в нем есть ошибки. По сравнению с оригиналом, копия имеет существенные изменения. То есть, по сути, это уже собирательный образ ретро-формы. Нужно было продолжить изменения, чтобы добиться приемлемого результата. Очевидно, что легендарная линейка тракторов «сотка» всегда была желтой. Правильным было бы разместить желтый трактор (а не черный с желтой обводкой) на черной форме.
Чтобы форма и логотип были одним целым, серый цвет в экипировке нужно было заменить на желтый. Ну и, в конце концов, нужно было переработать логотип.
— Миш, ты с ума сошел, какая же это ретро-форма уже?
— Эх, ребята, в большинстве случаев в отечественном хоккее по-другому никак. Эстетика и смысл не появятся с годами, если их не закладывали изначально.
Доставал тут свой палантир, посмотрел, как логотип делали. Долго не мучались, срисовали с руководства по эксплуатации трактора. Поэтому и все детали на расстоянии, как в инструкции по сборке. Для ретро-формы логотип нужно было немного «причесать». Вкрутить фары, поставить на место все остальные элементы: трубу, окна и т. д. В общем, собрать трактор нужно было.
В заключение хочу сказать, что продавать на аукционе крашеную ветошь за 90 тысяч рублей — просто неправильно.
Фото: hctraktor.org, nike.com, nikeblog.com, bostonbruins.com.
Ссылки по теме:
Твиттер @mihanti