Ретро, хм. Почему дополнительная форма в КХЛ – это не всегда хорошо

В «Тракторе» уже четвертый раз делают ретро-форму. За это клуб получил лояльный фидбэк общественности. Полагаю, в Челябинске считают, что они раскрыли секрет успеха, но это не так. Все комплекты ретро-формы (хотя в основном это были просто свитера) «Трактора» совершенно не то, что подразумевает под собой словосочетание «ретро-форма». Я написал уже немало постов по этому поводу, но повторить будет полезно. 

Во-первых, говоря о ретро-форме, нужно всегда подразумевать полную экипировку. Свитер и гамаши – это минимальный набор. Гамаши стоят недорого, не нужно кроить на них. Когда меняются актуальные клубные цвета, то экипировка будет порядком дороже. Потребуется заказать шлемы, краги и чехлы на трусы. Если клуб не может себе позволить дополнительные траты, то лучше подобрать ретро-форму с идентичными цветами или отказаться от нее вообще. Это незыблемое правило. Такое же категоричное как «пьяный за рулем — преступник». Конечно, глупо сравнивать, но в НХЛ под ретро-форму вратари заказывают себе щитки, имитирующие олдскульные кожаные, и расписывают дополнительные маски. Первому клубу в КХЛ, который сделает это, я отправлю поздравительную открытку. 

Загружаю...

Во-вторых, при воссоздании старой формы нужно учитывать крой свитера. Ретро-дизайн «ляжет» далеко не на каждую модель. 

Неудачная попытка челябинцев в феврале 2012

Чем обусловлен выбор такой модели свитера, остается только догадываться, но в ней нет ни нотки нафталина от заявленной формы конца 50-х.

Также принципиальна технология нанесения. КХЛ уже давно переросла уровень «сублимационных мешков», и мне непонятно, почему некоторые клубы продолжают заказывать такие свитера.

Отсюда вытекает следующий серьезный момент. Я сомневаюсь, что реплики таких свитеров поступят в продажу, еще больше сомневаюсь, что в клубном магазине появится какая-то атрибутика в поддержку ретро-формы. В общем, все это затевается ради медиаповода, лояльности болельщиков и зарабатывания очков клубным маркетингом. Все перечисленные пункты немаловажны. Для того чтобы они сработали, недостаточно новости с одной фотографией по пояс. Нужна полноценная фотосессия, где будут фотографии в полный рост и много деталей: вышитые логотипы, пришитые номера и фамилии, аккуратные швы, какие-нибудь медальки с годами или слоган на изнанке воротника.

Загружаю...

А какие приятные детали можно снять на дешевом сублимационном свитере? Правильно, никаких. Остается только сфоткать игроков по пояс с расстояния трех метров, чтобы плохое качество свитера не бросалось в глаза.   

Ретро-форма «Трактора» в этом сезоне. Ретроспектива-1993/94

Презентация формы — значимая часть всего процесса. Осознанно или случайно в новостях форму увидит бóльшая аудитория, чем в самой арене и, возможно, даже трансляции. Если форма будет действительно достойной, то новость неизбежно ждет вирусный эффект.

В-третьих, в отечественном хоккее нельзя повторять ретро-свитера в чистом виде. Почти всегда ретро-дизайн нужно переосмысливать. Возможно, у нескольких старейших клубов из Москвы с дизайном все было в порядке, а остальные уделяли форме примерно такое же значение, как и сейчас, то есть никакое. К примеру, бостонский «Брюинз» может взять дизайн полувековой давности, сдуть пылинки и повторить его. Получится достойный ретро-комплект.

Загружаю...

Потому что в НХЛ уже полвека назад думали о важности визуальной привлекательности команд, людях и продажах.

Вернемся к ретро-форме «Трактора» этого сезона. За образец была взята черно-серо-белая форма сезона 1993/94. Действующий логотип клуба сменил один из прошлых — изображение трактора ЧТЗ.

Странно, но логотип черно-желтый, поэтому на черно-белой форме он смотрится инородно. Самый простой выход — изменить цвета логотипа с желтого на белый (или серый).

Загружаю...

Существовал второй вариант, более грамотный, на мой взгляд. Дизайн формы сезона 1993/94 не является идеальным образцом, в нем есть ошибки. По сравнению с оригиналом, копия имеет существенные изменения. То есть, по сути, это уже собирательный образ ретро-формы. Нужно было продолжить изменения, чтобы добиться приемлемого результата. Очевидно, что легендарная линейка тракторов «сотка» всегда была желтой. Правильным было бы разместить желтый трактор (а не черный с желтой обводкой) на черной форме.

Чтобы форма и логотип были одним целым, серый цвет в экипировке нужно было заменить на желтый. Ну и, в конце концов, нужно было переработать логотип.

— Миш, ты с ума сошел, какая же это ретро-форма уже?

— Эх, ребята, в большинстве случаев в отечественном хоккее по-другому никак. Эстетика и смысл не появятся с годами, если их не закладывали изначально.

Доставал тут свой палантир, посмотрел, как логотип делали. Долго не мучались, срисовали с руководства по эксплуатации трактора. Поэтому и все детали на расстоянии, как в инструкции по сборке. Для ретро-формы логотип нужно было немного «причесать». Вкрутить фары, поставить на место все остальные элементы: трубу, окна и т. д. В общем, собрать трактор нужно было.

В заключение хочу сказать, что продавать на аукционе крашеную ветошь за 90 тысяч рублей — просто неправильно.  

Фото: hctraktor.org, nike.com, nikeblog.com, bostonbruins.com.

Загружаю...

Ссылки по теме:

Ретро-форма СКА

Ретро boom. Часть 1

Ретро boom. Часть 2

Твиттер @mihanti

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
ReForma
Популярные комментарии
Андрей Горбунов
Маркетологам нужно понять, что далеко не каждый третий комплект команды — „ретро“. Да, это модно звучит, но тянет за собой большие обязанности, о чём и говорит Миша. Если клуб создаёт ретро-форму, то нужно придерживаться моды и технологий того времени, на которое флешбечит комплект. Тут самое главное — создать атмосферу и дух старых добрых лет. К примеру, запилили форму 50-х годов. Тогда будьте любезны сделать не просто вышивку, а ту самую, аутентичную: аппликационную, с большими кантами и грубым швом. Не просто цифры и какой-то шрифт, а именно того времени. Крой не современный, а тот самый, старый. И так далее, вплоть до дизайна вратарских клюшек и щитков. Можно попробовать договориться со спонсорами и даже лигой, чтобы не было рекламы на форме — всегда можно предложить что-то взамен, верно? И диджея зарядить на подбор соответствующего звукового ряда, и диктора — на то, чтобы он говорил той самой интонацией и тем самым языком („товарищи“, „приветствуем спортсменов — участников соревнования“ и пр.). Чёрт, да даже игроков можно попросить отрастить усы и бакенбарды, если ретро-комплект — из 70–80-х :-) Как раз мелочи такого рода и решают всё. Если ничего из этого нет, и нет ни желания, ни денег, ни скиллов — просто назовите свой комплект „альтернативным“, так просто честнее. Как перед зрителями, так и перед собой.
dr.greg
Чёрный фон, жёлтый трактор, белые полосы, красный логотип 7 сезона, красная реклама макарон и зелёный сотовый оператор... Попугай стайл.
B@Y@ #85
очень странно, что есть отличная идея, но на ней пытаются по максимуму минимизировать издержки и в итоге получается полный шлак... Тут ретро даже не пахнет, это тоже самое, что взять современный костюм условного адидас и налепить на него значок старого образца... Не умеют у нас делать праздник, да и не хотят видимо... Уверен, что если бы Мегафон сделал исключение для ретро форм, убрал бы свой логотип с них и запустил это в сеть как акцию "Мегафон - мы чтим ретро" - это было бы для компании куда более полезной рекламной кампанией
Еще 56 комментариев
59 комментариев Написать комментарий