Защита в три: урок от Джанпьеро Гасперини
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Гасперини побывал в Милане, чтобы прочитать лекцию для журналистов о своей главной фишке – защите в три (и не только). Он заразился идеей о защите в три защитника, наблюдая за игрой «Аякса». Сначала смотрел на молодежь, а потом выездной матч в Греции команды Ван Гаала с тройкой в обороне, состоящей из Райцигера, Блинда и Силоя. Да, не Пуйоль –Беккенбауэр – Мальдини, но для Гасперини это не имело решающего значения: с тех пор он никогда не прекращал изучать, улучшать и доводить до совершенства такую модель обороны.
Со временем защита в три обрела признание в мировом масштабе, те же Аргентина и Голландия успешно использовали ее на последнем мундиале. Однако в Италии ее популярность идет на спад: кроме «Дженоа», такую систему на постоянной основе сейчас используют только «Палермо» и «Торино». Раньше к этой категории принадлежали «Ювентус», но Аллегри решил вернуться к более привычному для себя варианту.
- Расскажите нам, как Вы пришли к защите в три? — В середине 1990-х я тренировал молодежку «Ювентуса». Я играл по схеме 4-3-3, хотя в Италии 90% моих коллег использовали модуль 4-4-2. Все пытались подражать Сакки.
- А в Европе? — Фантастическую игру показывал «Аякс». Действуя по схеме 3-4-3, футболисты фактически танцевали на поле: все действовали слаженно, с отличной координацией, а на тренировках они занимались аэробикой. После того, как я их увидел, мне стало скучно одному из крайних защитников кричать «Вперед!», а другому – «Останься!», чтобы команда не становилась слишком разбалансированной. И я начал играть с тремя защитниками. Я научился этому у голландских детей.
По теме:
Серия А в три защитника (статья+схемы)
- Раз мы сейчас говорит об этом, значит, все сработало… — Да, дуэт нападающих соперников вообще не видел мяч, мы полностью контролировали игру. Все изменилось, когда мы проиграли финал чемпионата Примавера в присутствии 200 зрителей. Я понял, что молодежь никому не интересна. Я даже подумывал о завершении карьеры, а потом пошел в «Кротоне» в Серию С1. Когда я сообщил новость жене, она посмотрела на меня и сказала: «Я туда не поеду».
Статистика. «Я ее не веду. Когда ее читаешь, непонятно, как проходил матч»
«Интер». «Мне удалось воссоздать свой футбол везде, кроме «Интера». Я не получил возможность работать со многими игроками до праздника Феррагосто (15 августа), потому что до этого они не отдыхали три года» Иностранцы. «Игроки из-за границы, которые приходят в Серию А, абсолютно хуже итальянцев. Стоит об этом писать, а не постоянно восхвалять их…» Эволюция. «Современный футболист намного лучше подготовлен физически и технически по сравнению с тем, что было 20-30 лет назад. Однако произошел регресс в прочтении игры, в понимании позиций» Сакки. «Зональный футбол принесли тренеры, которые, как Сакки, никогда не были профессиональными игроками. Моя скромная «Пескара» играла так же, но нашу оборону часто с легкостью преодолевали… А Барези и Мальдини раздавливали и уничтожали тебя, стоило тебе приблизиться на расстояние в 5-6 метров к их воротам. Сегодня так уже не получится» Медлительность. «Быстро бегать важно, но еще более важно бегать с умом. У меня играл Миланетто, который не обладал хорошими физическими возможностями и не был силен в единоборствах. Однако он чаще других отбирал мяч у соперников» Стратегия. «В футболе можно выиграть и проиграть тысячей разных способов. Я вам рассказал о том, в который верю лично я»
- Там тоже была защита в три? — Конечно, считаю такой вариант наилучшим против команд с двумя нападающими. Я прошу своих защитников действовать широко. Возьмем, к примеру, матч «Удинезе» – «Дженоа»: из-за того, что Ронкалья и Маркезе играли столь широко, Ди Натале и Теро не могли отобрать у нас мяч.
- Вы никогда не играли с тремя чистыми центральными защитниками? — Никогда. Хотя бы один из троих должен быть бывшим фланговым защитником как Антонини или Маркезе. Бывшие фланговые защитники лучше умеют начинать атаки, лучше играют на опережение, лучше играют на выходе. Так Антонини стал открытием на позиции право-центрального защитника: действует внимательно и уверенно. А наличие плеймейкера вовсе не обязательно.
- Действительно, в «Дженоа» играют Стураро, Греко, Ринкон, Бертолаччи, игроки, которые, скорее являются бегункам… — Нет нужды в единственном гении, который будет все время получать и отдавать мяч. Если нужно отдать мяч на пять метров, то даже я могу это сделать.
- «Дженоа» также не играет одновременно с двумя «девятками» — Нет, было дело – в матче против «Кьево».
- Как же так? Вы же сами говорили: «Пинилья и Матри никогда не будут играть вместе». — Ну, я всякое говорю…
- Ясно. А что происходит в защитной фазе? — Моя идея защиты – это приближение и нападение. Я могу играть в три защитника, в четыре или даже в девять. Главное – действовать на опережение, хотя сейчас этого никто не делает, и вступать в единоборства, после которых обычно сейчас звучит свисток арбитра. Если все получается – болельщики в восторге. Если нет – тебя жестко освистывают.
- Значит, все в атаку? — У мадридского «Атлетико» игроки с ростом 185-190 сантиметров ожидают соперников перед своей штрафной и там уже косят их как дровосеки. Есть и такой способ защиты. Мой способ иной. Если ты ждешь, то получаешь мяч трижды за 40 минут. Когда соперник совершает слишком много успешных передач подряд, я начинаю нервничать.
- Значит, так и есть: все в атаку. — Да, как я говорю: «Давайте встретим их повыше». Я отправляю всех в прессинг, поэтому игроки должны передвигаться слаженно, в зависимости от действий партнеров. Это защита с продвижением вперед. Но если хотя бы одно колесико в механизме выходит из строя, можно получить семь голов в свои ворота, как «Рома» в матче с «Баварией».
- Однако в самом сложном матче – против «Ювентуса» – Вы вышли победителем? Это было чудо? Или результат упорного труда? — «Ювентус» прижимал нас, потом они немного расслабились и мы рискнули на 94 минуте… Забил Антонини. Что он там делал? Не знаю… Но в этом есть логика. Шла 94 минута, мы могли бы защищать неплохой для нас результат, а вы пересмотрите эпизод: наши игроки прессингуют в своей штрафной, продвигаясь вперед. А, еще в газетах написали, что Мандрагора персонально опекал Погба. Неправда.
Право-центральный и лево-центральный защитники «Дженоа» расположены широко, чтобы способствовать движению мяча. Если возникает необходимость, в перепасовке участвует центральный полузащитник (interno)
«Дженоа» со схемой 3-5-2 как в матче против «Ювентуса». Лево-центральный полузащитник (interno) выходит на защитника противника, защитник движется вперед в зависимости от командного движения
Цепочка слева Мандрагора и «Ювентус»
В «Дженоа» игроки часто меняются позициями. Если Маркезе идет вперед, Перотти и Антонелли опускаются ниже во время комбинации, чтобы воссоздать изначальные 3-4-3
Задания парня 1997 года рождения, для которого матч против «Ювентуса» стал дебютным в серии А. Первое: действовать в зоне между право-центральным защитником и фланговым полузащитником (esterno). Второе: подстраховывать партнеров в нейтрализации Тевеса
- Ну, он же действовал в его зоне… — Я попросил его сделать только три вещи. Первое: закрывать зоны, в которые может проникать атакующий полузащитник (mezzala), между нашим право-центральным защитником и фланговым полузащитником (esterno). Второе: подстраховывать партнеров в нейтрализации Тевеса и Лорьенте. Третье: играть просто. Если бы Погба перешел на другую позицию, он бы за ним не последовал…
- Согласны, Мистер, в этом журналисты ошиблись. Какие еще ошибки мы совершаем? — В выборе тем. Слишком много обсуждают арбитров, схемы, но разучились оценивать игроков. Не могу привести примеры, но есть игроки, которые хороши только с точки зрения СМИ, их нередко оправдывают со словами: «Он играет не на своей позиции». У моего отца был простой критерий оценки игроков: «Этот умеет играть» или «Этот не умеет играть». Так просто, но не то чтобы он часто ошибался…
По материалам La Gazzetta dello Sport Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Calcio News