Отставка президента КХЛ. Что это значит?
Что ж, теперь уже определенно можно сказать: все эти годы мы напрасно питали иллюзии относительно будущего КХЛ. Отбрасывали неудобные факты. Что лигу создал Путин – хотя уже один этот перекрывает сотню любых других. Что абсолютно все клубы финансируются либо госкомпаниями, либо напрямую из бюджета. Радовались и видели добрый знак в куда более локальных. Что клубные бюджеты открыли пару раз. Что прибавляются иностранные клубы. Что отменили, наконец, паузы на три из четырех этапов Евротура.
Как наивно ждали Олимпиаду, еще более наивно надеялись, что после нее КХЛ станет свободнее от разрушительного влияния федерации, что Третьяка вообще снимут в случае неудачи. И вот тогда заживем. Лига отменит лимит на легионеров, начнет, наконец, нормально развиваться в сторону бизнеса и зрелища.
Все, сворачиваемся. Вчера нам это дали понять яснее ясного. Хоккей – это государственный вид спорта. Как и более или менее все остальные, конечно, но с хоккеем случай особый – президент и играет в него с удовольствием, и влияет на его существование непосредственно. То есть КХЛ – это государственный проект, он существует за счет государства и должен работать на интересы государства. Никаких собственных интересов у него быть не должно, или, во всяком случае, наперекор интересам государственным они идти не могут.
И в том, что еще оставались какие-то иллюзии о реально международной лиге, виноват, в первую очередь бывший президент Медведев. Он слишком полюбил хоккей и идею КХЛ. Это были его личные амбиции – привлечь как можно больше иностранных клубов, двигаться в сторону зрелища. Государственному проекту это не особенно нужно. Ну, разве что для понта. Понт – это вообще то, на чем держится сегодня весь наш профессиональный спорт. И бывший президент Медведев тут, конечно, не исключение – переход в СКА Ильи Ковальчука как раз из этой оперы. Именно поэтому, кстати, хоккейного апокалипсиса бояться не стоит. КХЛ – это хороший понт, это вообще, возможно, лучшее, что есть в российском спорте. Никто его уничтожать не станет.
Крах КХЛ совершенно точно не в интересах государства, иначе на место Медведева поставили бы кого-нибудь другого – например, Третьяка
Да, какие-то иностранные клубы лигу наверняка покинут. Например, рижское «Динамо», «Медвешчак», «Слован» – те, кто прочно завязан на российских деньгах. Но сейчас такая экономическая обстановка, что это было очень вероятно и при Медведеве. Про отмену лимита на легионеров придется забыть – сто процентов. Но, по правде говоря, это и раньше было утопией. Календарь снова будет заточен под интересы сборной – это печально, но, кажется, было неизбежно в любом случае. Потому что вариант этого сезона явно не понравился клубам. Собственно, это главные страхи, вызванные сменой главы КХЛ. Невесело, но, пожалуй, и не смертельно.
В конце концов, Медведева заменили не Третьяком. Его заменили человеком, которого Кремль считает самым перспективным спортивным чиновником страны. Который еще десять лет назад писал Фетисову программу Евро-азиатской лиги – кахаэловского прототипа. Который руководил подготовкой отличной Олимпиады. Может быть, гуру спортивной коммерции – это и перебор. Учитывая, сколько стоили Игры в Сочи и какая вообще коммерция в нашем спорте, подобный эпитет звучит несколько нелепо. Но то, что Дмитрий Чернышенко разбирается в этом лучше большинства своих коллег, – факт.
Его, с одной стороны, этим назначением премировали за Олимпиаду, с другой – явно готовят к чему-то большему. Например, к креслу министра спорта под футбольный чемпионат мира-2018. Путин-то никуда уходить не собирается, и потихоньку обновляет состав своего окружения более молодыми чиновниками. И крах КХЛ совершенно точно не в его интересах и не в интересах государства, иначе на место Медведева поставили бы кого-нибудь другого – например, Третьяка.
Чернышенко будет, конечно, нелегко. Развивать лигу, которая обязана работать на сборную – это та еще головоломка. Зато отличный способ проверить, кто гений спортивной коммерции, а кто – нет.
Фото: Коммерсантъ/Дмитрий Азаров