Кинорулетка: «Ветер Крепчает»
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
В 1988 году студия “Гибли” одновременно выпустила две работы: “Могила Светлячков” и ”Мой Сосед Тоторо”. В то время как Исао Такахата снял свою самую грандиозную работу, показав пронзительную историю брата и сестры, потерявших своих родителей во время войны, Миядзаки выпустил прекрасную сказку о духе-хранителе Леса Тоторо. Спустя ровно 25 лет студия снова выпускает работы двух мастеров одновременно, с той только разницей, что теперь они поменялись ролями. Такахата снял совершенно чудесную сказку, которая основана на повести о старике Такэтори, а Миядзаки же в свою очередь, выступил со своей последней режиссёрской работой, которая, по совместительству, является его самой реалистичным и серьезным перформансом. Как и в случае с “Могилой” 25 лет назад, новый фильм основан на автобиографии, а именно на трагической истории Дзиро Хорикоси – знаменитый авиаконструктор, являющийся создателем истребителей, погубивших сотни тысяч людей
К самолетной теме, простите за такое высказывание, Миядзаки обращается не в первый раз. В 1992 на экраны вышел “Порко Россо”. Те, кто смотрели этот фильм, наверняка уловили сходство и с последним творением Хаяо: довоенное время, итальянские флаги на самолетах, все та же аллегоричная атмосфера
В этой атмосфере, в которой витает дух классического мистицизма Миядзаки, показана история талантливого человека, который стремится навстречу своей мечте. И именно о ней он философствует в своих снах со своим кумиром. Но это мечты. В реальности все это происходит в отсталой стране, которая, по заявлению одного из героев, только в научно-техническом прогрессе отстает на 20 лет. В стране, где на аэродром самолеты доставляют быки (и при этом они считают, что это невероятно прогрессивно). В стране, где лучшее лекарство от туберкулеза, да и вообще от болезней в целом – горный воздух. При этом Дзиро – двигатель прогресса, он тот самый человек, что в погоне за своей мечтой станет одним из главных виновников высокого развития своей страны
Но мы, все-таки, говорим о Миядзаки, а потому здесь не все так однозначно (с). Не в стиле японского маэстро рассказывать истории так однобоко и однослойно. Параллельно рассказывается о другом полете Дзиро, тоже на крыльях, но не самолета. Девушка, которой он когда-то помог в тяжелой ситуации, вновь встретилась ему, но уже спустя время, замкнув круг. Не в стиле режиссера показывать историю плоско или сопливо, Миядзаки один из тех, кто способен подать такую историю очень мягко, светло. Сцена с полетом бумажного самолета снято настолько естественно, что то, что это мультфильм уходит на второй план, настолько это реалистично и так хочется в это поверить
Несмотря на то, что фильм автобиографичный и вообще у Хаяо самый реалистичный, в нем на удивление огромное количество магии (это отпугнуло многих при просмотре). Нет, здесь нет духа леса, кота-автобуса или духа огня. Самое волшебное в мыслях и мечтах Дзиро. Путешествовать по его мечтам в какой-то степени даже интереснее, чем путешествовать по разным местам в ходячем замке Хаула.
На протяжении всего фильма много раз повторяется фраза: “Крепчает ветер! Значит – жить сначала!” Эта фраза как никогда лучше описывает все то, что происходит в этом фильме, который, несмотря на все свои составляющие, вы не можете назвать исключительно светлым и добрым. Здесь все идет в противовес, а конфликт между реальностью и воображением подан на удивление очень жестко. Как и в жизни. Светлые мечты в пересекающемся сне двух гениальных людей, о чем-то прекрасном и недостижимом, как пассажирский самолет; В то же время ясно, что Дзиро создает тысячи совершенных истребителей и отправляет их в полет – так в прах была уничтожена мечта конструктора, а заодно и убиты его руками косвенно сотни тысяч людей. В противовес прекрасной и очень трогательной истории любви, и помолвки в конце фильма – все это лишь прекрасная инсценировка, которая приведет все к соответствующему концу. Пускай этот конец и сделан прекрасно, и так, что формировавшееся отношение к фильму в конце вызывает щемящие чувство в груди, это все равно не вызывает других эмоций, кроме как грусти. Разумеется, реальность победила воображение.
«Крепчает ветер! Значит, жить сначала»
Другого ничего и не остается. Только жить
П.С.: Кто смотрел фильм, мог заметить и Россию. Она была пару секунд, когда Дзиро отправлялся в Германию