Восход солнца в Милане, тучи в Турине и две серые тени на «Джузеппе Меацца»
На Хонде и вверх
Хонда будет убегать от Агостини столько, сколько потребуется для победы
«Милан» Пиппо Индзаги начал сезон с поджога Серии А, пламя пылало в раздевалке и на бровке «красно-черных» так сильно, что спалило дотла «Лацио» (отчего римляне отправились с большим трудом, найдя, судя по всему, едва ли не на ощупь свою новую игру, внедряемую Стефано Пьоли и о которой мы еще обязательно поговорим) и едва не поглотило само себя в матче с «Пармой». Вечно так продолжаться не могло. Да что там вечно, просто выдерживать такой напор собственного футбольного безумия, поднимающегося из мутных глубин сознания и стремящегося лишь к одной цели – победить, практически невозможно, пробки перегорят и то чем ты когда-то был, сметут в пластиковый пакет. Этакая самокремация.
Проблемы начались быстро и даже успели слегка расшатать уверенную было в себе эйфорию, успевшую мгновенно развиться в первых турах сезона. «Милан» даже не попробовал вспыхнуть с «Юве», а затем собрал лишь два очка с дебютантами. Впрочем, «красно-черные» ловко вывернулись, записав на свой счет шесть очков в двух следующих турах и взобравшись на макушку скалы, именуемой итальянским футболом, откуда открывается изумительный вид на небо, окрашенное в цвета «Ювентуса» и «Ромы». Взобраться выше, чем он есть сейчас, пожалуй, для сегодняшнего «Милана» нереально. Реально для него другое – учиться не только пылать, но и думать. Гореть и гореть осмысленно.
Матч с «Вероной» предоставил повод поговорить о том, что «Милан» Пиппо Индзаги учится и довольно быстро усваивает необходимые данные. Собственно, вся игра была выиграна одним и тем же маневром, через одну зону, повторяя выверенное движение раз за разом и оставляя море вопросов к тренеру веронцев (Мандорлини так, к слову, и не среагировал, просто сидел на корточках на бровке и смотрел, как его команда с упорством идиота танцует на граблях).
Здесь много поводов для интереса: формирующееся, обретающее физическую оболочку, внедрение Торреса (нужен он или нет, сейчас не вопрос, потому что испанец есть и никуда от него не денешься, у каждого может быть свое мнение, на мой взгляд, не нужен, но это дело десятое, рассматриваем то, что есть сейчас, а не то, что может быть когда-то или то, чего нам хочется) в тактические наброски, еще не картины, пока только наброски, но и они, бывает, ценятся едва ли не выше и значат гораздо больше, Индзаги-Тассотти (обратили внимание, как они общаются в тренерской зоне, как Пиппо подходит к мудрому зубру и, положив руку на плечо, советуется?); то как команда обретает саму себя, не опираясь исключительно на безумное пламя страсти своего наставника; умение, ну или навык, по-разному можно назвать, успешный игры с командами, уступающими в классе, с теми, кто изначально ориентирован на закрытый футбол, вынуждая действовать первым номером (игра первым номером, на мой взгляд, - главный, основополагающий вопрос к Индзаги, не смотря на восемь забитых мячей в первых двух турах, где игры чистым первым номером было совсем немного, точно меньше, чем это кажется). Короче говоря, пространство для разговора почти безграничное, чем и воспользуемся.
«Милан» выиграл матч или «Верона» его проиграла?
Отдельно пару слов о «Вероне». Так уж получилось, что в плане игры я пропустил весь прошлый сезон, за результатами следил, но непосредственно футбол не смотрел, так вышло. Поэтому для меня есть некоторые открытия или знакомства, вот как с «Вероной». Команда у Мандорлини выглядит, конечно, феерически. Более бандитскую ватагу давно не приходилось видеть, ощущение, что наставник реально выстругивал из дерева каждого подопечного. Вы на них только взгляните – огромные, тяжелые, словно танки или слоны. Тони давно известен, не о нем речь, у веронцев даже в полузащите роботы – Тахцидис, Ионица (эти двое могут лес валить без топоров и бензопил), Халльфредссон (здесь только внешне, исландец очень яркое впечатление произвел, умный, думающий игрок, приятно было посмотреть). Но в целом тяжелая, мясистая такая команда, не слишком (и это очень мягко сказано) думающая, зато умеющая продавливать.
Однако и у веронцев есть луч света в монстроподобном царстве – Нико Лопес. Уругвайский зубастик, который никак не заиграет в Серии А (маршрут по нисходящей «Рома»→«Удинезе» →«Верона»), а по всем данным заиграть должен, выглядел просто изумительно, особенно на фоне громил, являющихся на данном карьерном этапе партнерами по команде. Лопес сразу же опустил мяч вниз, прервав тем самым серию из ста тысяч передач верхом в штрафную. Из любви к правде стоит упомянуть, что несколько все же были превращены в очень эффектные и опасные моменты – акробатический удар Тони в девятку и кивок головой Янковича в дальний угол, родивший под аплодисменты фотовспышек прекрасный полет Аббьяти, что с ним бывает крайне редко и дело не в возрасте, он всегда таким был, внешне нескладным, паукообразным каким-то. Но это лишь два момента из бесконечного числа подач, всего два. Отсюда и вывод: мало иметь преимущество в каком-то компоненте игры, его еще нужно эффективно разыграть. И тут же переходим к «Милану»…
Игра началась довольно вяло, но идеи «Милана» претворялись в жизнь сразу, пусть и не так активно. Все, кто видел игру, обратили внимание на левую зону обороны веронцев, через которую и пришли все голы «Милана», но обвинять левого защитника (Агостини), все равно что винить в пожаре бензин (хотя левыйдеф провел жуткий матч, это правда, но и одновременно вопрос – почему он не был заменен или игра в оборонительной фазе не была скорректирована, хоть по ходу первого тайма, хоть в перерыве?).
Смотрим на примерах…
Проблемы у Агостини начались практически сразу, но решающими стали они не из-за ошибок защитника, а из-за полного отсутствия подстраховки. Никто так и не попытался помочь Алессандро, проваливающему эпизод за эпизодом.
В данной ситуации Хонда получает мяч в центре, Агостини рядышком и ситуация под контролем, ничего кошмарного. Здесь стоит отметить две вещи. Во-первых, нахождение Агостини вблизи от Хонды, постоянное нахождение (насколько это установка тренера или инициатива игрока – неизвестно. Думается, речь все же об установке, поскольку в противном случае любой разумный наставник обязан вмешаться). Так вот, Агостини оказывается рядом с Хондой и проигрывает тому момент за моментом. Во-вторых, очень странно выглядит перераспределение ролей крайних хавов и форвардов на разных флангах. Левый край схемы веронцев постоянно вздернут вверх, даже на этом скрине это заметно (левый защитник встречает Хонду в центральном круге, левый центральный хав – ближе к Тони, чем партнерам по центру схемы, а левого форварда Янковича даже нет в кадре, он много выше, ближе к штрафной, куда открывался под передачу капитана, и это не эпизодический момент, так будет весь матч. К тому же в линию атаки открывался и другой крайний форвард – Гомес, но правый центральный хав (Ионица) расположен куда увереннее).
Хонда так и протащит на себе Агостини до штрафной и на легком рывке (японец уж точно не самый взрывной игрок) уйдет от оппонента, ворвавшись в штрафную. С одной стороны – чистый провал левого защитника, с другой – полное отсутствие подстраховки, единственный, кто выдвинется на Хонду – Маркес (бразилец, поскольку есть еще и мексиканец), причем уже в штрафной и в пожарном режиме.
Смотрим далее, если обратить внимание на секундомер, окажется, что эта атака идет следом за прорывом Хонды. По сути это ровно та же проблемная ситуация, возникающая в оборонительных действиях веронцев, причем возникающая одна за другой, не отделяясь друг от друга никаким временным промежутком, волна за волной.
На кого смотрим: два центральных защитника «Вероны» (один Маркес в движении, к нам спиной под четвертым номером, второй – статичен, вполоборота к своим воротам) и левый защитник (Агостини вновь рядом с Хондой, бросив фланг открытым, куда вяло бежит страховать Янкович, куда открывается Абате и куда Мунтари направит диагональ). Подача у главного ассистента Серии А получится уверенная, даже заботливая, вырезанная на ближнюю штангу, но довольно бестолковая по факту (в штрафную успеет только Эль-Шаарави, да и тот доберется лишь до одиннадцатиметровой отметки).
Маркес (бразилец) не без изящества срежет мяч в собственные ворота настолько безнадежно, что его хочется пожалеть от души (специально так попасть вряд ли удастся многим на этой планете). Суть, конечно, не в количестве игроков атакующей команды в штрафной соперника, суть в подходе, в генерировании моментов. «Милан» дважды подряд вскрыл левый фланг обороны хозяев, где Агостини оба раза оказывался без подстраховки, проиграв в первом случае Хонде рывок, а во второй – выведенный, ну или ушедший вслед за японцем глубоко в центр и оставивший фланг пустым.
Далее у нас два самых показательных скрина. Попытка атаки веронцев через свой левый фланг, ужасно корявая подача Янковича, оставившая без внимания забегание Агостини, что изначально отрезает от обороны забегающего в случае быстрого перехвата. Полная пассивность веронцев в центре поля при выходе «Милана» из обороны, никто и не пытался помешать вывести мяч через центр на Эль-Шаарави. Еще раз: после потери мяча при подаче, что отрезает группу атаки, никто (!) даже не пробует вступить во встречный отбор, усложнить выход из обороны, все занимаются перераспределением позиций из атакующей фазы в оборонительную, ну а дальше – скрин…
Симптоматично выглядят тройки в центре, даже учитывая факт атаки левым флангом. Правые защитник, хав и форвард рядышком, компактно. Морас и Ионица останавливают Эль-Шаарави, перекрывая тому рывок через фланг или смещение в центральную зону, что Фараону и не потребуется, но это уже не к ним вопрос. Гомес, к слову, так же неподалеку, рядом с Мунтари. Впрочем, аргентинец даже не пробовал осложнить тот самый выход из обороны, хотя вполне мог и, думается, обязан этим заниматься.
И другая, противоположная, тройка веронцев – левый хав блестит отполированной головой, не добравшись и до центрального круга, Янкович (обрезавший атаку безобразной передачей) «отрабатывает» за подключившегося в атаку Агостини (глубже него только Тони).
В итоге игроки правых зон успевают вернуться, а левый фланг вновь провален, причем провален убийственно.
Отметим подключение Де Шильо, позволяющее Фараону переложить мяч, сыграв за счет партнера и бонусом выводящее из игры крайнего защитника, реагирующего на открывание Маттиа. И вспоминаем про Торреса: Фернандо не бесполезен и не безнадежен, конечно же, в данном случае испанец одним рывком уводит за собой центр веронской обороны, освобождая пространство для траектории передачи на Хонду. В динамике это особенно ярко видно – рывок Торреса, смещение центрдефов и голевая передача в опустевшую зону. При той форме и исполнении выбранными Эль-Шаарави без открывания Торреса эта диагональ не проходила бы никоим образом.
И да, снова смотрим на скрин и восхищаемся слаженной подстраховкой веронцев. Левого защитника в кадре нет и не будет, он в него не попал, как и в весь матч. Халльфредссон даже и не думает о подстраховке, ошиваясь в центральном круге (исландец думает очень интересно, порой нестандартно и естественно все видел и понимал, но страховать не полетел, даже не попытался), а Янкович отстал от Хонды примерно на вечность, если не на две.
И самое главное – передача проходит низом, по диагонали, через самый центр игровой схемы «Вероны», не встречая на пути ни одно игрока – привет, Мандорлини, один большой привет! Можно было бы оправдаться, дескать, это контратака, но! Контратака разворачивалась с черепашьей скоростью – это раз. Никто и не пробовал ее накрыть на половине соперника – это два. И конечно же, речь может идти только о контратаке, если бы такая штука прошла при позиционной обороне – только расстрел, всех, кто этому причастен – это три.
Для закрепления взглянем на последнюю результативную атаку «Милана», чтобы окончательно выпотрошить внутренности тактическому бездействию Мандорлини, продолжавшемуся всю игру.
Фараон вытаскивает мяч со своей половины, почти от штрафной, Морас некоторое время просто бежит рядом, сопровождая или, быть может, наслаждаясь завораживающим зрелищем бега Эль-Шаарави. Тахцидис старательно изобразит столб (фактура у грека невероятная, удар убийственный, но бестолковость деградирующе жуткая), мимо которого пробежит Фараон, оказавшись уже в центральном круге (это вновь к разговору о прессинге, встречном отборе и остальным полезных штуках, которыми «Верона» почему-то не пользуется или которым ее почему-то не научили пользоваться).
Стефан слегка отпустит мяч, позволив бразильскому Маркесу сыграть в подкате и отыграться на Тахцидиса. Грек вновь блеснет интеллектом, сыграв в линию атаки в одно касание. Да, Панайотис находится под прессингом – вот доказательство…
Но сколько вариантов у опорника для игры в касание без риска обрезать команду? Здесь и Халльфредссон, развернутый лицом к миланским воротам и явно способный интереснее разобраться в ситуации, и за спиной свободен партнер, и всегда есть опция – обратный пас. Тахцидис выбирает вариант сыграть вперед – потеря. Мяч в ногах у Рами и не самый изящный в мире распасовщик (мгновение сарказма, очень язвительного сарказма) выдает со своей половины разрезающий пас низом (!)… Снова низом, снова через полполя, снова без помех!
Понятно, что атака проходит с разрывами, меняется владение, но тем не менее… Агостини, как не добежал до Хонды пять метров (они оба на скрине с потерей Тахцидиса), так и отстает на то же расстояние. Какая-то просто чудовищная безалаберность. Игрок, забившей из твоей зоны уже два мяча, все равно остается в одиночестве – потрясающе.
С другой стороны, что тут скажешь, когда на Хонду выбрасывается, пытаясь накрыть, Морас (на секундочку – правый защитник).
Пиппо Индзаги после матча скажет, что это была лучшая игра «Милана». «Красно-черные» грамотно всю игру били в слабую зону, растопыренной схемы «Вероны», добившись прекрасного результата. Все так, «Милан» показал, что способен учиться, что думает и растет, но вопросов к Мандорлини это не снимает. Все же это уровень Серии А, на котором не отреагировать на очевидную вещь – преступление. Замена Агостини или Янковича, а лучше обоих, хотя, вероятно, никого лучше нет, в таком случае - тактическое перестроение, даже идеологическое, ничего не менять, лишь опустить Агостини обратно в зону защитника, проще говоря – перед Хондой, лицом к японцу, и закрыть центр поля, хоть какой-то синхронной компактностью центрхавов).
Вместо всего этого Мандорлини будет пичкать атаку свежими форвардами, будто в этом все проблемы. Правда веронцам удалось под концовку затоптать «Милан», но здесь вновь причина немного в другом, а не в слоновьем штурме.
Момент, который всегда оставался непонятным. Соперник твой, игра сделана, гни линию, не суетись - вроде бы все просто. Но молодые тренеры (да и не только молодые) обожают в таких ситуациях разменивать игрока атаки на дополнительно центрального защитника. Пиппо выпускает Бонеру, снимая Хонду, и провоцируя навал хозяев. Ей богу, так это и остается непонятным – зачем? Да, соперник давит, но и открывается, есть зоны, есть вероятности для контратак, выпускай свежего, быстрого игрока. Выход дополнительного центрдефа только сильнее прижимает команду к воротам, насыщает штрафную игроками, повышая вероятность случайности (здесь и рикошеты-отскоки и удачная игра наверху соперника).
В итоге «Милан» пропустит очень показательный гол, забившись в собственную штрафную и упустив на линии этой самой штрафной Нико Лопеса (против уругвайца окажется один подуставший Мунтари и пустота). Это как раз и есть разговор о выходе допзащитника – пустота в центре поля, вернее в опорной зоне, может и не пустота, но разреженность, а именно там мог бы находиться тот самый игрок. Отсутствие толкового противодействия и подбора при насыщенных позиционных атаках соперника приводит именно к тому самому нежелательному риску.
«Милан» Индзаги учится, а ошибки в концовке – повод для того, чтобы не сбавлять темпы интеллектуального развития.
Поражение «Ювентуса». Игра и результат
Форсированное возвращение Пирло и внутренние проблемы «Юве» - совпадение? © foto di Matteo Gribaudi/Image Sport
Переход к «Юве» получится довольно плавным, чего я не предполагал, но чего очень хотелось. Все же стремишься к разговору, к тому, чтобы темы перекликались, находили причины друг в друге, схожести и различия, чтобы взаимодействовали, а не валились бесформенными бетонными плитами, не связанные и обособленные.
Так вот, если «Милан» потихоньку учится и проводит лучший, по мнению тренера, матч в сезоне, то «Ювентус» будто бы учится наоборот, теряя то, что было и не приобретая ничего взамен. И пока Аньелли собирает пресс-конференции, рассказывая о финансовом обороте, планах на будущее, «Юве» слегка поплыл, упустив сразу несколько матчей подряд, чем позволил многим позлословить в свой адрес.
Кстати, и сам Аньелли, назвав Аллегри человеком доказавшим способность побеждать, буквально накануне жестко прошелся по лигочемпионскому результату, а вернее его отсутствию, фактически заявив, что если туринцы не выйдут из группы, то Андреа лично выщипает остатки волос на голове Аллегри, а возможно и не только на его и не только на голове. Оставим босса разбираться с подчиненными, тем более, что это неинтересно, а чаще еще и оскорбительно, и испытывать на себе, и смотреть со стороны. Да и футбола это касается постольку поскольку, чаще всего в подобных речах больше внимания уделяется словам: инвестиции, оборот, прибыль, бизнес и так далее. Нам же интересен футбол…
Об игре «Ювентуса» в Лиге чемпионов ничего сказать не могу, поскольку знаю лишь результат (по факту результат безобразный, но ситуация еще пока вполне под контролем), а вот о матче в чемпионате поговорить есть о чем. Тем более и в Серии А Турин совершил потерю, не проиграв по счету, но проиграв по итогу.
Знаете, итог мачта с «Сассуоло» даже важнее, чем победа над «Ромой», объясню почему. Чемпионаты выигрываются на дистанции, ну почти всегда. Чемпионом становится тот, кто меньше теряет в играх со всем остальными, а не тот, кто выигрывает очные встречи (хоть это и может совпасть). А когда намечается такая яркая дуэль, как у Рима и Турина в этом сезоне, очки стоит считать именно в матчах со всем остальными. Личная встреча оставляет «Юве» лидером, пока оставляет, но позади всего шесть матчей против «остального мира», назовем это так, и даже эти шесть матчей «Рома» прошла лучше, привезя туринцам «-2» и практически отыграв очное поражение. Это довольно очевидно, просто представьте, что очных очков до конца турнира будет разыграно три, да и те в Риме, а остальных – девяносто. Чемпионом становится не тот, кто выиграет у конкурента, а тот, кто меньше проиграет остальным.
Перебираемся к игре с «Сассуоло», в которой «Юве» не сумел победить, но, на мой вкус, не должен сильно переживать (хотя результат Лиги чемпионов настраивает на куда более пессимистичный лад). Эусебио Ди Франческо, сияя улыбкой и очками (и своими и набранными) на послематчевой пресс-конференции будет рассказывать о том, как «Сассуоло» остановил «Ювентус», отказавшись от привычной тактики 4-3-3 и перейдя на модуль 3-4-3, подстроенный, со слов тренера, именно под чемпиона. Суть самохвалебных эскапад одного из самых узнаваемых внешне итальянских тренеров сводится к тому, что трио нападающих хозяев опускалось в центр, где старательно демонтировало игру Пирло и помогающих ему Бонуччи с Кьеллини (это все слова Ди Франческо, не мои).
Здесь вот какая штука, по факту Ди Франческо прав, поскольку все так и было, но вот насколько это помогло тому, чтобы добиться результата – вопрос. Да, Берарди-Дзадза-Сансоне играли низко, старательно и компактно, порой даже чересчур низко (будет хорошо видно на скринах), да, все это осложняло жизнь тому же Пирло, но насколько препятствовало всему «Юве»? Ответ таков: если и препятствовало, то постольку поскольку.
Тактика, выбранная Ди Франческо, предполагала помимо низкой игры форвардов наличие в центре лишь двух игроков (Маньянелли и Миссироли), остававшихся против центра полузащиты чемпиона, где Пирло находился под позиционным давлением, что не мешало развитию игровой идеи, пока Маэстро не устал. Вообще говоря, возвращение на поле Андреа выглядит пока слегка форсированным, совершенно напрасно форсированным, но Аллегри виднее.
Возвращаясь к игре, кажется, что вариант с парой центрхавов в игре против «Юве» куда более важный недостаток, чем достоинства низкой линии нападения. Вот смотрите…
Дзадза выигрывает борьбу и мяч у Кьеллини, но оказывается спиной к воротам соперника, еще и на своей половине поля. В итоге не Дзадза накрывает Пирло, а Андреа - бритоголового форварда. Пирло отберет мяч, обыграется через Тевеса с Льоренте и в касание выведет в свободную зону Лихштайнера.
Видите, идет отыгрыш испанского нападающего на Маэстро, у которого есть время выпить чашечку кофе, полистать газету, сходить в магазин и даже после этого пас на швейцарца пройдет. Важности: Берарди и Дзадза за спиной Кьеллини у центрального круга, очень низко, но совершенно бесполезно, учитывая, что именно Симоне потерял мяч, спровоцировав лавину атаки; Лонги (левый терцино, ну или латераль, как кому больше нравится), выдвинутый тактическими изысками Ди Франческо выше обычного по вертикали фланга, бесконечно упускает Лихштайнера, оставляя зону на фланге распахнутой; а самое главное – два цетрхава, сквозь которых атака туринцев проходит с легкостью горного ручья сквозь камни.
Еще один пример тактического проигрыша, выданного за победу. Здесь сразу два скрина, первый, наверное, самый наглядный из всех возможных и что самое главное – причина следующего.
Расположение команд, как на ладони. Все разобраны, Лихштайнер даже позволил себе прийти поближе к Сансоне, оставив Лонги в одиночестве на дальнем фланге (заметьте, против Сансоне играет Лихштайнер, а не Огбонна, через пару скринов станет ясно - почему). Пирло и Погба расположены рядом с центрхавами «Сассуоло», а Перейра фактически выдвинут в линию атаки.
Мяч, после некоторой суеты, окажется в центре поля в ногах у Миссироли.
Полузащитник замешкается, позволив Погба включиться в отбор. Поль уверенно затопчет оппонента и рванет вперед, убрав по дороге второго центрхава (Маньянелли) и оказавшись в зоне перед штрафной. Там работа Тевеса, конечно, фантастическая. Карлитос двумя резкими открываниями (двумя (!) по ходу одной, быстрой атаки) расшатает центр обороны, позволив Погба ловко огибать соперников. Француз воздушно, учитывая темнокожие габариты, вкатится в штрафную, не сумев пробить Консильи (будет еще добивание Тевеса и вновь Консильи).
И еще разок взглянем на момент отбора, чтобы щелкнуть по носу Ди Франческо. В момент отбора Погба, ну или потери Миссироли, в линии атаки «Сассуоло» находится пять (!) человек, мгновенно и бесповоротно отрезанные от игры отбором французского полузащитника. Оба фланговых игрока выдвинулись вперед к трем нападающим. Атака гостей катит лишь на трех защитников и Маньянелли (вновь к разговору лишь о двух центральных полузащитниках).
Еще один красноречивый эпизод, показывающий, что все в игровой мысли у «Юве» в порядке, а «Сассуоло» уверенно раз за разом отскакивает, опираясь главным образом на неточность гостей в завершающей стадии.
Позиционная атака «Ювентуса» без Пирло (так и просится хулиганство – «без П»). Андреа практически на фланге, в стороне от игровых действий, а с мячом новый разыгрывающий – Бонуччи. Та самая линия защиты нападающими, которой и хвастался Ди Франческо, перед защитником туринцев – Сансоне, Дзадза, (Маньянелли) и Берарди. При этом нужно понимать, что это форварды, которые в обороне, ну не слишком изящны, в зоны они возвращаются дисциплинированно, но в остальном довольно бесполезны. За их спинами открыты сразу двое туринцев, а еще один (Перейра, по центру) готов при необходимости отскочить под обыгрыш, что и произойдет. Такая расстановка хозяев позволит группе атаки «Ювентуса» вести перепас перед штрафной, закончившийся выведением на удар Перейры (с ударом у аргентинца беда и не только в этом матче, но важен опять же сам факт).
А вот ровно то, о чем говорил Ди Франческо и то, чего на самом деле не было.
Пирло начинает атаку глубоко под прессингом нападающего «Сассуоло», в данном случае – Дзадза. Какая в этом помеха? Знает только Эусебио. Пирло спокойно находит в центре Перейру (наряду с Погба самый подвижный у «Юве»), тот одним касанием ловит на противоходе Миссироли, вытаскивает на себя и второго центрхава, после чего обыгрывается с открывшимся Льоренте (к разговору о пользе испанца в тактических схемах чемпиона) и накатывает на штрафную, куда уже открывается на скорости Тевес. До голевой передачи Перейре не хватает немного чувства такта, ну или мягкости в исполнении.
Проблемы «Юве» - проблемы реализации, которые чаще всего говорят о неготовности команды, о небольшом, быть может, физическом спаде, о каких-то внутренних неурядицах, но не о внешнем. «Ювентус» создает моменты и ведет свою привычную игру, в которой у «Сассуоло» нет шансов кроме чистого везения. Установка Ди Франческо, его план на игру, выполняется, но если говорить о моментах, толку в выполнении плана нет. С тем же успехом в оборонительной фазе можно было опускать нападающих в линию защиты или сразу в ворота и рассказывать об этом ходе на послематчевой пресс-конференции, как о тренерской победе.
Кстати, проблемы у «Юве» были и серьезные, но вряд ли связанные с конкретным соперником. Вот один из моментов – самое начало второго тайма, у туринцев только-только прошла атака, о которой мы поговорили выше и случается следующее…
Сансоне получает мяч на своей половине, спиной к воротом, да и еще под прессингом Огбонны. Но защитник, считающий себя доросшим до «Скуадры Адзурры», отпускает соперника, дав тому пространство и время для разворота. На ходу с мячом, к слову, Сансоне один из самых быстрых футболистов в Серии А (думается поэтому против него старался по возможности действовать Лихштайнер, помните скрин с высоты, а не крупногабаритный Огбонна). Пирло, оказавшийся рядышком по позиции, не мешает Николо продвигаться по самому центру, фактически по футбольному позвоночнику (просто не успевает что-либо предпринять, соперник улетает от него как на ракете). Всех спасать мчит Погба, успев сыграть в мяч и остановив прорыв Сансоне - фола все равно Поль не избежал. Опасный штрафной пробил Берарди.
Тут все сразу сказалось: и высокая игра одного из центральных полузащитников (Перейра), и усталость Пирло (хотя ждать от него жестокого отбора тоже ведь абсурдно), и провал Огбонны – всё вместе дало такую трещину, что схема чемпиона едва не развалилась. Собственно, один из самых опасных моментов (именно игровых моментов) связан не с тем, что выдумывал Ди Франческо, а с внутренними огрехами «Ювентуса».
Ну а затем был второй тайм по ходу которого Аллегри начал менять привычную схему, выстроив что-то совершенно безумное. Сначала Макс ушел от тактики с тремя центрдефами, отправив Огбонну на фланг, а Эвра – отдыхать. Затем появился Коман, оформив переход на 4-3-3. Выглядело не то, чтобы неубедительно, а бестолково, особенно когда в линию атаки вышел Джовинко.
«Ювентус» перераспределил игровые ресурсы, сдвинув на фланг Перейру, что то и дело вынуждало разыгрывать мяч Лихштайнера. Получилось, думается, ровно наоборот, относительно того, чего добивался Аллегри. Фланги заблокировались, игроки дублировали позиции. Линия обороны «Сассуоло» растянулась, да (на это наверняка была ставка), но «Юве» лишился своего главного козыря – вдумчивого розыгрыша, конструирования, через центр, разменяв его на довольно судорожные попытки сыграть как можно быстрее через фланги. Получилось суматошно, нервно, дергано и совершенно неубедительно.
То, как казалось, ради чего приглашали в Турин (не только, но и ради этого тоже, не в последнюю очередь) Аллегри, а именно – смена тактического модуля, пока не только не происходит, но и, судя по концовке данного матча, не очень-то и продумано. Ну вот ей богу, подобный, суетливый переход, еще и в концовке, на фоне усталости больше похож на легкую форму истерики, нежели на разумный шаг.
«Ювентус» теряет дистанционные очки первым из двух претендентов на Скудетто, но не должен терять веру в игровую философию, которая по-прежнему дееспособна, лишь требуя продуманного улучшения. И да, план Б, без него, конечно, никуда. Впрочем, когда план Б есть только в формате суеты и истерики, как-то само собой приходит мысль, что лучше бы его не было вовсе.
Безнадежность безнадежна?
Тени на «Джузеппе Меацца». Рафаэль Бенитес и Вальтер Мадзарри шагают в ногу. И на выход. фото/Salvatore Laporta/Associated Press
Если разговор заходит о проблемах и нестройных тактических схемах, о неразумном футболе и безнадежной философии, то всегда есть «Интер». И «Наполи». В минувшем туре они ко всем прочим бедам сыграли между собой на «Джузеппе Меацца», чем вряд ли особенно порадовали, хотя Тохир и Моратти реагировали довольно ярко. Массимо вдохновился увиденным настолько, что покинул «Интер» окончательно, проронив загадочное «вы все узнаете через несколько дней». Судя по всему, всё в сегодняшнем «Интере» наперекосяк (начиная с безразмерной зарплаты Мадзарри и ей же заканчивая) и нужно как-то с этим разбираться.
Собственно, очная встреча главных разочарований старта сезона идеально продемонстрировала основные, а может и вовсе основополагающие недостатки команд – практически полное отсутствие позиционного нападения. Его нет, как класса, как элемента игры, как части воспроизводимого на поле игрового плана, пресловутой философии, если хотите. Нет. Просто нет и всё.
Понятно, что настроить позиционную атаку сложнее, чем наладить быстрый, бегущий футбол: перехват, поиск зоны, передача, поиск зоны, передача и выход на штрафную. Проблема в том, что без внятной позиционной атаки любой соперник, закрывающийся на своей половине, становится непроходимым. Можно, конечно, на это наплевать, если ты, скажем, «Чезена», ну или «Кьево», или еще кто-то схожей игровой ментальности, но когда ты грезишь пусть пока и не титулами, хотя бы еврокубками, Лигой чемпионов непосредственно, то навязывать свою волю, уметь вскрывать оборонительные черепашьи панцири ты обязан. Причем со многим можно смириться, многое можно простить, если только видишь прогресс, пусть даже стремление. Но у «Интера» нет даже этого, даже стремления научиться, есть только опостылевшая схема, кошмарный Видич (он все еще адаптируется, чтобы вы знали, остается понять только одно – сколько нужно времени классному, до этого сезона, опытному защитнику, чтобы хотя бы перестать пороть на ровном месте) и полное отсутствие игровой идеи, особенно ярко проявляющееся на фоне закрытого соперника.
«Наполи» встал колом на своей половине и никуда не собирался выбрасываться, просто стоял и ждал, выстраиваясь в 4-4-2 (Гамшик и Игуаин в верхней линии, Кальехон и Инсинье опускались к двум опорникам, прикрывая фланги, и линия защиты). Это, вероятно, был весь план Бенитеса: откатились на свою половину, перекрыли зоны и ждем шанса убежать в отрыв. «Интеру» такого противодействия хватило с лихвой, «черно-синие» жутко мучились, страдали, то и дело подолгу пытаясь вывести мяч со своей (!) половины. Ковачич просил передачи, но его мгновенно накрывали прессингом и хорват отыгрывался назад. Медель тупо ковырял в носу, играя роль опорника в игре, где он не нужен, по крайней мере, в таком формате. Эрнанес пробовал диагональные смещения, дальние удары и был единственным, кто хотя бы пытался вскрывать открываниями зону перед штрафной «Наполи».
И да, чаще всего мяч у «Интера» в позиционной атаке разыгрывал… барабанная дробь, интригующая пауза… Андреа Раноккья. А теперь наберите воздуха в грудь или наоборот глубоко выдохните и представьте: за весь матч Раноккья нанес столько же ударов по воротам соперника, сколько и Игуаин (хотя по моим подсчетам больше на один)! Причем это были не удары головой, как сразу представляется здравому рассудку, нет, это удары из-за пределов штрафной. Пожалуй, это едва ли не лучшая характеристика всеобъемлющего провала Мадзарри. Больше Раноккья в «Интере» били только Икарди и Эрнанес.
Начнем все же с позитивного момента, чтобы не только материть во весь голос. Так вот, когда соперник выбрасывается, рвет плотные защитные построения и оголяет зоны, «Интер» опасен и вполне способен мыслить. Хотя если бы не было и этого, то не было бы вообще ничего, просто ноль, дыра.
В этой ситуации «черно-синие» выходят из обороны через центр, Раноккья (диспетчер, я ж говорю!) отыскал свободного Эрнанеса, а бразилец ждет рывка Ковачича. Обратите внимание как правильно, практически идеально правильно, Икарди и Паласио смещаются на фланги, освобождая зону в центре, там нет никого (Инлер не успел вернуться, он сейчас пересекает центральную линию, а другой опорник, Давид Лопес, выбрасывается на владеющего мячом Эрнанеса), совершенная пустота, все, что нужно – просто идти в свободное пространство.
Ковачич на рывке доходит до штрафной, где на него выбрасывается Кулибали, опять же безнадежно выбрасывается, соперник на скорости, владеет ситуацией и весь выбор сводится к следующему: фолить или пропускать? Здесь еще шикарное открывание Икарди, рванувшего наперерез Ковачичу и утащившему за собой крайнего защитника – пустая зона в штрафной.
Матео юркнет в штрафную, но слишком далеко отпустит мяч, позволив накрыть себя вернувшемуся в оборону Инсинье. Если бы не брак на ведении, хорват мог бы выбирать из удара по воротам, в пределах штрафной, и прострелом на дальнюю, куда сместился Икарди и пришел с фланга Паласио.
Когда соперник позволяет «Интеру» разбежаться, «черно-синие» способны парой четких, уместных открываний разбросать оппонентов и создать момент. Но! Только в том случае, когда противодействующая сторона позволяет так сыграть.
В противном случае атаки «Интера» выглядят примерно следующим образом. Уникальность момента еще и в том, что данное позиционное нападение идет следом за прорывом Ковачича. Инсинье, накрыв хорвата, попробовал оставить мяч в поле, но его передачу «черно-синие» перехватили и перешли в позиционную атаку. Как раз то, о чем и хотелось сказать…
Вот смотрите, зона перед штрафной пуста (как и большую часть мачта). Икарди в самом центре нападения под опекой вообще всех защитников, ну почти всех. Паласио открывается во фланг, закрывая тем самым зону для подключения Додо (бразилец все равно летит по флангу, но все на что он способен – подача, которую прекрасно может исполнить и Родриго, что и произойдет. Опять же отмечаем дублирование позиций, ну или ролей).
Пожалуй, главная претензия к Мадзарри в позиционном нападении – трио центральных хавов. Медель рядом с Игуаином, Эрнанес чуть левее, отдает передачу на Паласио, а Ковачич располагается правее. Взгляните на игру «Юве», при любом раскладе в зону перед штрафной обязан открываться один из центральных (у чемпиона чаще всего - Перейра), туда же смещается второй форвард, играющий по всему фронту (у «Интера» Паласио уходит глубоко во фланг, а не в центр), возникает вариативность и как следствие – возможность вскрыть оборону соперника, выйдя на ударную позицию прямо по центру, на линии штрафной, имея опцию резкой короткой передачи на центрального нападающего. У «Интера» в пустую зону не идет никто, практически весь матч (хотя есть три игрока, прекрасно для этого адаптированные – Паласио, Ковачич, Эрнанес). Вывод можно сделать самостоятельно.
Открывание в свободную зону перед штрафной (знаю, тысячу раз уже повторил это словосочетание, но иначе не скажешь), так вот, открывание в ключевую зону у «Интера» происходит, по сути, лишь однажды, оно как раз на скрине. Видите, плеймейкер Раноккья свободно получает мяч. Присмотритесь, какая кошмарная дыра зияет между центральными игроками «Наполи» - Гамшик почти на одном уровне с Раноккья, а Давид Лопес и Инлер оставляют между собой пространство, где сможет обработать мяч и развернуться даже самолет. Эрнанес именно туда и открывается, между опорниками, недалеко от штрафной. Идеальная позиция, из которой можно и пробить и искать передачей центрального нападающего (бразилец выберет передачу в два касания - Икарди не хватит мягкости в обработке, удар накроет защитник).
Повторюсь, данный маневр произведен практически раз за игру, а возможности для него возникали регулярно. Вопрос только один: почему, имея в обойме Эрнанеса и Ковачича, не использовать их для регулярного открывания в свободную зону? Это даже не вопрос, это викторина для того, кто сможет придумать хоть сколько-нибудь разумный ответ. Секрет успешности викторины прост – нет здесь ответа. Это остается огромным черным тактическим пятном на чертежах Мадзарри. Необъяснимым пятном.
Доминирующую часть игрового времени, вернее атакующего владения, «Интер» занимался тем, что выводил мяч на фланги, чаще на Додо (или Паласио, если форвард смещался в данную зону). И следовали бесконечные подачи, огромное, бессмысленное количество подач (да, одна была опасная, но вы понимает – одна!).
Вот же смотрите, Эрнанес и Ковачич рядышком, дублируя друг друга (одним из игроков в этой позиции может быть кто угодно, Паласио может опуститься, Медель подняться, Додо в конце концов сместиться), в итоге в свободную зону за спиной Инлера открывается… да, уже и рассмотрели и догадались – Раноккья. А там ведь опять три ангара свободного пространства.
Суть в том, чтобы Ковачичу кто-то помог обыграться, вытащив на себя второго опорника, а Эрнанес открылся в зону. Но нет, обыгрывается Ковачич с Эрнанесом, а открывается Раноккья, который, к слову, почти попадет из этой ситуации в угловой флажок, чуть-чуть силы не хватит.
Чем все это время занимался «Наполи»? Оборонялся, ждал (не искал, а именно ждал) возможности убежать в отрыв и снова держал зоны, обороняясь. Бенитеса понять можно, лезть на «Интер» первым номером не самое разумное дело, «черно-синие» вполне способны поймать соперника (как мы видели на примерах из данной игры), но с другой стороны «Кальяри», грамотно разобрав игру Мадзарри, а вернее ее отсутствие, делал с «Интером» все что хотел. Оправдывать осторожную тактику неаполитанцев точно не стоит, но и винить, пожалуй, тоже ни к чему. Вот он «Наполи» Бенитеса, такой, какой есть сейчас и другого при этом тренере уже не будет, хотя раньше не будет Бенитеса, которому уже выставили прощальный ультиматум – три победы в трех ближайших турах («Верона» и «Рома» на Сан-Паоло и между ними выезд в Бергамо). В общем, тут даже соперники особенной роли не играют, этому «Наполи» просто три матча подряд взять – уже невероятность.
К слову, есть в этом некоторый парадокс. По матчу было видно, что обе команды послушны и управляемы. Понятно, что многие игроки, коих в Неаполе, думается, побольше, хоть и не факт, находятся в паршивом психологическом состоянии, но это до сих пор не сильно сказывалось на выполнении установок и заданий. Парадокс в том, что и «Наполи», и «Интер» играют так, как от них требуют наставники. «Интер» стремится при любых обстоятельствах действовать флангами, плевать позиционное нападение или контратака, или просто атака в накат – плевать, лишь бы флангами. «Наполи» вышколен до собачьей преданности, все как по линейке, каждый бежит в нужную зону, каждый занят своим делом, не получается ни хрена (ну хорошо, почти ни хрена), но игра материализуется на поле.
Бенитесу, конечно, нужны исполнители иного уровня, никто не спорит. Для его тактических затей не хватает игроков более высокого качества, но и как-то всерьез ждать, что в Неаполь начнут подвозить пачками Гетце, Азара, Агуэро и еще с десяток кого-то схожего уровня, глупо, ну вот просто глупо. Рафаэль, на мой взгляд, вполне мог и должен был пойти на размен своих тактических убеждений и активизировать ресурсы, не задействованные в текущем ростере. Речь, естественно, о Гамшике (чуть в меньшей степени о Жоржиньо), который просто потерялся в бенитесовом футболе.
Все, что делает Гамшик из глубины – опасно. Все, что делает Марек в линии атаки, в подИгуаинье – ничего. Свой самый опасный момент, исключая истеричную перестрелку в концовке матча, знаете, как в фильмах про черные кварталы, когда одной рукой закрываешь глаза, а другой жмешь на курок, расстреливая все вокруг, неаполитанцы создали именно через включение Гамшика из глубины в позиционном нападении (ровно то, что сделал «Интер» в первом тайме, но сделал лишь раз).
Давид Лопес (лучший у Неаполя по обостряющим, вскрывающим передачам. Почему это позиция не Гамшика?) отдает вертикальный пас низом на Кальехона, вытаскивающего на рывке сразу двоих соперников и скидывающего мяч в касание на Гамшика. Словак в два хода прокидывает мяч мимо выбросившегося на пожар Раноккья, выводя Инсинье один на один. Лоренциньо слегка замешкался и его успел стрелой пронзить Оби, выбивший мяч на угловой, который, кстати, не назначили.
Да, у «Наполи» нет треквартисты для Бенитеса, ну такого, чистого треквартисты. Поэтому там играет Гамшик, который мог бы действовать в глубине вместе с Инлером, Инсинье вполне способен занять место словака, а освободившийся фланг перейдет к Мертенсу, вряд ли осчастливленному ротацией испанского тренера, под которую бельгиец регулярно попадает. И в итоге мы получаем двух чистых вингеров (возможности Инсинье шире, чем требует игровая философия Бенитеса), освобожденного от бесконечных возвращений в оборону Инсинье в центре и Гамшика в глубине, откуда тот способен извлекать подключения в атаку, передачи (уж точно не хуже Давида Лопеса, который отдаст, безусловно, гениальный пас на второй гол Кальехону) и удары. Но «Наполи» покорно играет так, как хочет тренер…
В контексте игры «Интера» и «Наполи» главное, о чем хочется сказать – неумение грамотно, а еще точнее - эффективно использовать имеющийся состав, полностью раскрывая его возможности. Оба тренера, судя по всему, увлечены следованием своим игровым принципам. В вину это ставится почему-то только Земану, называемому сумасшедшим и самодуром. Но если Земан самодур, то кто в таком случае Бенитес и Мадзарри?
Почитать:
Противоестественное выживание «Эмполи». И естественное – «Палермо»
Плакать и аплодировать. Земан и Мадзарри
Страна бумажных аэропланов. Винченцо Монтелла
Огненное озеро. Джампаоло Паццини
С тобой или без тебя наша страсть будет жить. «Наполи» и его Бенитес
€балотелли. В погоне за собственной тенью