Юхан Олссон: «У Нортуга на руках есть несколько карт, которых мне недостает, но у меня есть одна, которой нет у него»
Чемпион мира в марафоне шведский лыжник Юхан Олссон считает, что Петтер Нортуг внес большой вклад в привлечение молодежи в лыжные гонки и удвоил ценность этого вида спорта.
Сундсвалль. Он говорит о том, что Нортуга нельзя осуждать за выбор приоритетов, несмотря на то, что они идут вразрез с норвежскими традициями.
В погоне Петтера Нортуга за марафонским золотом Фалуна действующий чемпион мира Юхан Олссон вероятнее всего станет одним из самых главный препятствий. Полтора года назад шведский ветеран покорил сердца норвежских и шведских болельщиков, когда ушел в отрыв от Нортуга и остальных гонщиков, прошел в одиночку почти сорок километров и выиграл золото.
– То, что я сделал тогда, повторить невозможно. Речь идет о многих обстоятельствах. В том числе и элементе неожиданности. Никто не верил, что это было возможно, даже я сам. Только за восемь километров до финиша я поверил, что продержусь.
Adresseavisen встретила 34-летнего лыжника дома в Сундсвалле и сопровождала его на одной из самых тяжелых тренировочных сессий. На горнолыжной трассе за городом Юхан Олссон выполнил 46 протяжек прыжковой имитацией, самые долгие из которых длились по семь минут.
«Невозможно быть более уставшим»
– Невозможно быть более уставшим, чем я был после последней протяжки. Просто невозможно.
Олссон проводит две подобные тренировки в неделю в дополнение к двум лыжероллерным сессиям высокой интенсивности. В общей сложности он тренируется 100 часов в месяц, но, в отличие от Нортуга и большинства своих конкурентов, он отказался от высотной подготовки. Причиной этому стала его семья. Юхан хочет проводить как можно больше времени с женой Анной и двумя детьми – трехлетней Молли и трехмесячной Сигне. Кроме того, швед чувствует, что не извлекает никакой пользы из высотных тренировок.
– Я много раз пытался тренироваться на высоте, но это только снижает мои возможности. В условиях высоты я не могу проводить такие интенсивные тренировки, как, к примеру, здесь. А мне нужен именно такой тип подготовки.
Он живет спокойной семейной жизнью в обычном жилом микрорайоне в Сундсвалле, никогда не впутываясь в скандалы и очень редко являясь причиной крупных заголовков. Полный контраст с образом жизни Нортуга в Норвегии.
– Абсолютно ничего не напоминает мне о жизни суперзвезды, и я действительно хочу, чтобы так и было. Я по-прежнему удивляюсь, когда люди узнают меня на улице.
Суперпопулярность после золотого успеха
Тем не менее, за неделю после марафонского золота в Валь-ди-Фьемме он вкусил, каково это быть суперпопулярным.
– Я практически не мог пойти в магазин за покупками. Было чувство, что люди смотрят на меня, причем неважно, где я находился. Петтер и Златан живут так 365 дней в году. В моей карьере была лишь одна неделя. Мне казалось, что это довольно утомительно.
Златан Ибрагимович – его главный герой. Петтер Нортуг – соперник, к которому он испытывает глубокое уважение.
– Петтер – он как нападающий в футбольной команде, охотник за голами. В такой терминологии я – полузащитник оборонительного типа, который пробегает 13 километров в каждом матче. Мы не конкурируем за какое-то одно место в команде. В течение одного соревнования у Петтера на руках есть несколько карт, которых мне недостает, но у меня есть одна, которой нет у него: я могу убежать от пелотона и пройти 35 километров в одиночку.
Именно это, как полагает Олссон, является причиной того, что он избежал колкостей со стороны Нортуга в отличие от его товарищей по команде Эмиля Йонссона, Маркуса Хельнера и Калле Халварссона.
– Я никогда не вступал в словесную войну с ним. Я всегда старался вести себя со смирением. Если народ поливал меня дерьмом, я просто принимал это. Мне кажется, что мы с Петтером настолько разные, что это, возможно, и является причиной нашего глубокого взаимного уважения.
9 из 10 спрашивают о Нортуге
Несмотря на то, что в последнем сезоне Нортуг испытывал проблемы, Юхан Олссон считает его лучшим в мире лыжником.
– Он невероятно ценен для нашего спорта. Лыжные гонки не так велики, но он в одиночку поднял их значимость. Думаю, она удвоилась из-за Петтера Нортуга, и это пошло на пользу всем. Он является причиной того, что молодежь идет заниматься спортом.
Олссон рассказывает, что он принимал участие в некоторых тренировочных сборах молодых спортсменов в Швеции. И понял, что не он является их самым главным героем.
– Никто из детей не хочет быть Юханом Олссоном и идти в одиночку 50 километров, – улыбается Олссон.
– Они хотят находиться на стадионе и отрабатывать спурты и финишный шпагат. Петтер создал абсолютно новую публику. Он вызвал интерес к лыжным гонкам у молодежи, и теперь они выбирают лыжи вместо фристайла и сноуборда. Лыжные гонки снова стали культом во многом благодаря Петтеру Нортугу.
Иногда шведскую марафонскую надежду останавливают на улице в Швеции и расспрашивают о том, что он думает о своих конкурентах.
– 9 из 10 хотят поговорить о Петтере Нортуге.
Не мог поверить в майское происшествие
– Что ты подумал, когда услышал о ДТП в мае?
– Я просто не поверил, что такое случилось. Я подумал о том, что могло бы произойти, насколько страшнее все могло бы обернуться. Несмотря ни на что, ему повезло, и он очень раскаивается в содеянном. Вообще-то, нет нужды комментировать, насколько глуп был его поступок, потому что все это понимают, включая его самого. Нет смысла держать в руке табличку с надписью: «Я тоже считаю, что он поступил плохо».
– В Норвегии многим не нравится, что он ушел из сборной. Нортуга обвиняют в эгоизме. Ты можешь понять эту критику?
– Я могу понять, что у людей есть разные точки зрения. Мое мнение такое, что Петтер может поступать так, как он хочет. Он не должен чувствовать себя связанным обязательствами, заставляющими его поступать именно так, а не иначе. Он должен иметь право самостоятельно принимать решения относительно своей карьеры. Он принял решение уйти из сборной, и нужно относиться к этому с уважением.
– Считаешь, что будет ошибкой, если Федерация лыжных видов спорта Норвегии не позволит Нортугу выступить на чемпионате мира в Фалуне?
– Мне кажется, что шанс, что такое произойдет, близок к нулю.
Тайная подготовка к «Васалоппету»
Четыре с половиной месяца осталось до кульминационного момента сезона. Победа в марафоне на чемпионате мира стала бы окончательным возрождением для Петтера Нортуга после турбулентных летних месяцев. Для Юхана Олссона повторение подвига Вль-ди-Фьемме стало бы венцом длинной карьеры, которая идет к своему завершению.
Если шведская надежда не добьется успеха на чемпионате мира, у него будет еще один шанс неделей позже. Тогда Юхан Олссон выйдет на старт «Васалоппета».
– Ты проводишь специальную подготовку к «Васалоппету»?
– Я этого не говорил, – улыбается загадочно Олссон.
– Могу сказать, что у меня есть машина в гараже для отработки параллельного бесшажного хода. Когда мне некогда, а время уже полвосьмого вечера, я могу пойти туда и часок попахать на тренажере.
Если Нортуг не сможет выступить на чемпионате мира, то альтернативой для него станет «Васалоппет». Тренер Стиг Рюне Квеен считает, что он неплохо к этому подготовлен, но сам Нортуг немного скептичен. Юхан Олссон ничуть не сомневается.
– Петтер Нортуг определенно достаточно натренирован, чтобы бежать «Васалоппет». С точки зрения выносливости он на это способен, в этом я уверен. Ему нет необходимости сильно корректировать подготовку, чтобы бежать марафон. Но если бы я решил поставить деньги на того, кто победит в «Васалоппете», то Нортугу следовало бы немного поменять систему подготовки уже сейчас.
Фото: Richard Sagen
Перевод с норвежского, Adressa Pluss