«Формула-1», которую мы не видим по телевизору
Дмитрий Федотов – о том, что осталось за кадром на «Сочи Автодроме» в дни проведения Гран-при России.
Повороты на вкус
Дух гонок витает в воздухе. Практически в прямом смысле – я лечу из Москвы в Сочи в компании многочисленных болельщиков, живо обсуждающих последние новости «Формулы-1». Соседние места заняты иностранцами – людьми солидного возраста (при этом некоторые выглядят как нечто среднее между Джеймсом Хетфилдом из «Металлики» и продавцом комиксов из «Симпсонов»), разношерстной группой испанцев, французов, немцев и, кажется, шведов. Слышу дикую смесь речей, но отрывки разбираю: «Феррари», «виктория», «Феттель». Компания на время смолкает, а потом заводится вновь: серьезный дяденька в рубашке с эмблемой мадридского «Атлетико» достает целую кипу бумаг о «Сочи Автодроме» – тут и конфигурация трассы, и описание трибун, и какая-то информация о местах вокруг трека.
Наибольший интерес на карте вызывает третий поворот: по нему проводят пальцем, его обсуждают и оценивают, словно пробуют на вкус. Как он? Что из себя представляет? Выдержит ли техника?
Наибольший интерес на карте вызывает третий поворот: по нему проводят пальцем, его обсуждают и оценивают, словно пробуют на вкус
– Да, он действительно похож на 8-й поворот «Истанбул-парка», – отвечает на мой вопрос PR-консультант «Пирелли» Энтони Пикок. – Здесь примерно такая же экстремальная нагрузка на покрышки, и этот фактор отчасти предопределил выбор шин на Гран-при России.
Тем не менее, для итальянской компании все проходит гладко: в практиках, в квалификации и в гонке шины работали отлично, даже слишком – в воскресенье Нико Росберг проехал всю дистанцию Гран-при (минус 1 круг) на одном комплекте. И вот уже сам директор «Пирели Моторспорт» Пол Хэмбри признает, что резину в следующем году все-таки следует сделать мягче, ведь в противном случае гонки станут совсем предсказуемыми и пресными. Идеально выполненная работа в «Формуле-1» приводит к скуке…
Прогулки по пит-лейн
Субботним или воскресным утром посетители «Паддок Клуба» могут сходить на пит-лейн и посмотреть, что делают команды. Как правило, в ранние часы коллективы заняты отработкой пит-стопов. Казалось бы, дело рутинное и одинаковое для всех, однако в тренировках много нюансов.
Например, командам-аутсайдерам важно просто «надрессировать» механиков: болид стоит на месте, затем его поднимают, быстро меняют шины и сбрасывают с домкратов. Задача выполнена.
В более серьезных коллективах процесс «переобувки» усложняется: механики занимают свои места и ждут, когда болид прикатят коллеги – создается имитация гоночного процесса.
Третий вариант, проработанный еще серьезнее: машина «заезжает» на место смены резины, но встает немного криво, что осложняет работу по смене колес. И такое случается в Гран-при, ведь пилоты тоже могут просчитаться.
Самыми продвинутыми оказались парни из «Лотуса» – они меняли не только колеса, но и передние антикрылья. Похоже, Пастор Мальдонадо оставит о себе в коллективе добрую память.
Иду дальше и замечаю другие, менее важные детали: одинокий болид Бьянки стоит практически собранный, но не тронутый, у боксов «Феррари» собралась самая большая толпа болельщиков, на фоне гаража Даниила Квята активно фотографируются соотечественники (я – не исключение), у топ-команд полный штиль – в «Макларене» заняты лишь полировкой носовых обтекателей, а в «Мерседесе» и «Ред Булл» механики вообще прохлаждаются. Уверенности в собственных силах этим коллективам не занимать.
Открытка из паддока
Субботний день начинается с заключительной тренировки «Формулы-1», в которой Хэмилтон умудряется развернуть болид, а Боттас заставляет неискушенных болельщиков задаться вопросом: кто это? Затем наступает черед GP3, и я впервые вспоминаю о берушах – болиды младшей серии звучат заметно громче, чем автомобили «Ф-1». Сам заезд проходит вяло, и опасения за зрелищность в связи с необгонным характером трассы усиливаются.
Прямо перед стартом заезда в ложу «Пирелли» приходит почетный гость – руководитель «Феррари» Марко Маттиаччи. Итальянец говорит вкрадчиво, тихо, но с неизменной улыбкой: Россия – важный рынок для «Феррари», в Сочи все хорошо, и вообще, Гран-при получается замечательным. Аплодисменты.
Со стороны Марко производит впечатление доброго и отзывчивого человека, и, глядя на седовласого дядюшку-добряка, трудно поверить, что это настоящий кремень. Впрочем, для того, чтобы подняться в иерархии итальянской компании, характер наверняка должен быть железным...
Перед стартом квалификации у меня происходит страшная беда: полностью разряжается телефон (нормальный фотоаппарат я не взял, это другая история). Но в Сочи царит особая атмосфера, и консьерж «Паддок Клуба» переворачивает все вокруг, чтобы мне помочь.
Пока он занимается поисками подходящего шнура, поглядываю на паддок – то самое место, где расположены моторхоумы команд «Ф-1». В Сочи моторхоумы не привозные и разборные, а стационарные – построенные организаторами гонки.
– Какие лучше? Обычные или эти?
– Эти, конечно, больше, и в этом их плюс, но однозначного ответа я дать не могу, – вспоминаю ответ Энтони Пикока. Видимо, это лишь вопрос привычки.
Между моторхоумами и боксами пролегла маленькая улочка, по которой бродят экскурсионные группы, сотрудники команд, аккредитованные журналисты и телебригады. На первый взгляд кажется, что улица полна жизни (и такое же ощущение возникает из телевизионных трансляций), однако, приглядевшись, отмечаю, что картинка почти статичная: когда камеры выключены, корреспонденты замирают, словно из них вытащили батарейки. Временами они поглядывают в свои планы, в остальное же время стоят, переминаясь с ноги на ногу и вяло переговариваются между собой.
Я смотрю на паддок со второго этажа, практически подо мной расположены боксы «Торо Россо» и «Заубера». Напротив – моторхоумы этих команд. Вот выходит Даниил Квят – он уже звезда, и идет, расправив плечи. Его тут же замечает телеоператор и берет в фокус. Через несколько секунд из моторхоума «Торо Россо» появляется Жан-Эрик Вернь, однако на него никто внимания не обращает. Еще через полминуты из соседнего здания выходит Сергей Сироткин. Он больше похож на студента на каникулах, чем на гонщика – светлая футболка, шорты… не хватает сланцев и полотенца на плече. Сережа слегка сутулится и тоже никем не замеченный отправляется в боксы «Заубера». Долю славы он получил вчера, на первой тренировке.
Недалеко на плетеном стульчике сидит Гидо ван дер Гарде, дальше – Дэймон Хилл, Джонни Херберт и другие представители Sky Sports, а возле здания ФОМ дежурит Ли Маккензи со своей бригадой. Вот прошел какой-то здоровяк в кепке – мне показалось, что это Джо Сейвард. А вот и Жан Алези – он выглядит так, что его хоть сейчас можно отправить на съемки обложки глянцевого журнала.
Что происходило в 15-м повороте
Начинается квалификация, трибуны уже прилично заполнены. Я не слишком долго раздумываю, где буду смотреть первую половину сессии: в западной части «Паддок Клуба» с балкончика хорошо видно 15-й поворот. Он не столь крут, как 13-й, но тоже непрост: после выхода из 13-го идет разгон по дуге, затем болид нужно бросить с внешней траектории на апекс, а после – выровнять, быстро «переложить» вправо и отправить к 16-му повороту.
Конечно, такого эффекта, как на первом секторе, тут не наблюдается – место не слишком зрелищное, – но зато хорошо видно, насколько машина сбалансирована, хватает ли ей прижимной силы и как работают пилоты. Минус в том, что рядом нет никаких экранов, а голос диктора, Александра Кабановского, неразборчив – доносится многократным эхом. В общем, мне приходится играть в угадайку: кто из гонщиков на что способен?
Первыми появляются аутсайдеры – «Маруся» и «Катерхэмы» – они проходят участок без надрыва, спокойно, но пока я не видел в деле остальных, трудно сказать, насколько хороши эти парни. «Зауберы» и «Лотусы» визуально быстрее, но кое у кого возникают трудности: Сутиль блокирует колеса на торможении, а болид Мальдонадо вовсе болтает еще на разгоне. Не надо быть гением, чтобы понять – у Пастора снова все плохо. Грожан едет стабильнее, но затем я вижу Алонсо и понимаю, что все, что было до него – это детский сад – испанец уверенно подбирается к апексу, а затем легко входит в 16-й поворот. Гутьеррес начинает неплохо, но ошибается на выходе из 15-го – мексиканцу приходится корректировать свою траекторию, и он явно теряет время.
Райкконен работает агрессивно – он практически полностью заезжает на поребрик, его машина, кажется, готова подпрыгнуть и вырваться, но мастер все контролирует
Обе «Феррари» проходят круги примерно в одно и то же время, и есть отличная возможность сравнить Фернандо и Кими. В отличие от испанца, финн действует куда агрессивнее – он практически полностью заезжает на поребрик, его машина, кажется, готова подпрыгнуть и вырваться, но мастер все контролирует. Яростные атаки продолжаются практически на каждом быстром круге, и я понимаю, что это не от хорошей жизни – возможно, F14 T не слишком хорошо сбалансирована. Позже узнаю результаты и поражаюсь – несмотря на борьбу с техникой Райкконен выдает очень приличные времена, почти как у Алонсо.
В итоге «Феррари» в полном составе пробивается в третий сегмент, и кто бы что ни говорил, я считаю это неплохим достижением, учитывая то, как для Скудерии этот сезон складывается в целом. Жажда борьбы Кими порадовала, но если ему придется так яростно действовать и в гонке, боюсь, сил на весь заезд финну не хватит.
Лучше всего 15-й поворот проходят «Мерседесы» – обе машины его пролетают. Никаких проблем, скорость высокая, а прижимная сила такая, что кажется, будто болиды Хэмилтона и Росберга к трассе приклеили. Очень хороши Боттас и Квят, нет проблем у Риккардо. А вот «Ред Булл» Феттеля ведет себя нервно – один раз Себ даже не смог подобраться к поребрику: болид срывается с траектории, немец сбрасывает скорость, круг явно испорчен.
Масса проходит это место стабильно, но ему постоянно кто-то мешает. А позже узнаю, что на болиде бразильца еще и плохо работал мотор – скорости для выхода во второй сегмент парню не хватило.
Живая трасса
Последние минуты квалификации бегу смотреть в другое место, откуда видно последний поворот и финишную прямую. Там есть экран, и я с удивлением обнаруживаю, что к поулу рвется Боттас. Однако на заключительном участке контроль над белым «Уильямсом» утерян и в последнем повороте машину буквально выбрасывает за пределы дорожного полотна. Впрочем, финн умудряется вернуться обратно.
На инцидент с Боттасом и на поул Хэмилтона публика на главной трибуне почти не реагирует, зато взрывается после финиша Квята – российский гонщик пятый. Хочется, чтобы у нас болели, так же активно, как в Великобритании или Германии, но понимаю, что еще рано желать подобные вещи – «Формула-1» для большинства прибывших по-прежнему диковинка, и многое людям просто непонятно.
Квалификация завершена, я смотрю повторы на экране и понимаю, что вживую «Сочи Автодром» выглядит намного интереснее, чем по телевизору: кадры, переданные с камер внизу, захватывают ограждения, трасса кажется скучной, серой и однообразной. Но это не так – трек интересный и местами даже очень симпатичный. Да, не Спа, но не хуже многих других современных автодромов.
A day at the races
В воскресенье болельщиков становится заметно больше – посещаемостью Берни Экклстоун может быть доволен. Развлекать зрителей до старта призваны гонки поддержки, ВВС России и балет «Тодес». Последних перед началом выступления серьезно настраивают:
– Молнию застегнуть до конца! Всем собраться, это первый в истории Гран-при России!
Гонки GP2 и GP3 я пропускаю – иду на встречу со старым университетским другом, которого не видел три или четыре года. То, что мы встречаемся именно в Сочи, почему-то даже не удивляет – в эти дни здесь творится настоящая магия.
В ближайший час я узнаю, чем дышат простые болельщики, купившие билеты на самые дешевые, стоячие места (5000 рублей) – туда, где нет трибун, где обзор трассы сильно ограниченный и вокруг нет телеэкранов. Кто-то на время Гран-при России взял отпуск, кто-то победил в неравной схватке с расчетливой женой и все-таки вырвался на «Сочи Автодром», другие вместе с семьями ехали сюда на машине (от одного дня и дольше). Развлечений для всех этих людей на трассе не слишком много – есть шатер «Лотуса» с болидом и красавицами (в него очередь как в мавзолей), есть сувениры по диким ценам и пиво, а еще вокруг ходят какие-то спекулянты, которые продают бесплатно раздаваемые в «Паддок Клубе» журналы за 1000 рублей.
Но многим на цены плевать – тут достаточно фанатов, начавших следить за «Формулой-1» с 90-х, и им ничто не может испортить праздник, которого они ждали десятилетиями.
Многим на цены плевать – тут достаточно фанатов, и им ничто не может испортить праздник, которого они ждали десятилетиями
Старт подкрадывается незаметно. Я тороплюсь на главную трибуну, которая на этот раз набивается до отказа. Но заезд для публики получается не слишком шикарным – спустя пару минут Росберг теряет все шансы на борьбу с Хэмилтоном, а Квят потихоньку откатывается назад. Обгонов нет, борьбы колесо в колесо – тоже. На мелкие детали, вроде затянутых пит-стопов, необычно долгого отрезка Росберга на одном комплекте шин, рисковой (но безуспешной с точки зрения результата) попытки Феттеля оттянуть остановку в боксах, чтобы не попасть в трафик, а также пару Алонсо-Риккардо никто обращать внимания не желает. Уже после 10 круга главная трибуна редеет – народ валит в буфеты, где образуются очереди. Для того чтобы сформировалась культура боления, должно пройти время…
Да, гонка оказалась не лучшей, но на моей памяти бывали заезды и похуже. Главное, что после финиша почти не вижу расстроенных людей – несмотря на некоторые недостатки, организаторам удалось создать праздник (даже без русского пилота на подиуме), и если эта атмосфера сохранится в будущем, Гран-при России будет стоить того, чтобы приехать на него еще раз.
***
В понедельник в аэропорту чуть ли не за соседней стойкой регистрации стоит никем не узнанный Чарли Уайтинг – мне хочется все бросить и подбежать к гоночному директору ФИА, но затем осознаю, что мое поведение покажется не совсем адекватным. Девушка-сотрудница уже начинает округлять глаза, и я ограничиваюсь лишь не самой удачной фотографией на телефон. Пока, Сочи!