Омск - сибирский город, который всегда будет столицей. Часть 13. Глава 12. Крестовоздавиженская казачья церковь
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Крест – орудие смерти Христа, ставшее для христиан орудием спасения и знамением победы над смертью и дьяволом. Святая Церковь употребляет образ Креста Господня, как лучшее для себя украшение и ограждение от вражеских козней. Обретение и воздвижение Креста Господня связано с матерью первого императора-христианина Константина святой равноапостольной Еленой. Святая императрица Елена отправилась в Иерусалим, нашла в городе гору Голгофу и Крест, на котором распяли Иисуса Христа, и возвела на этом месте первый храм, ставший местом паломничества всех христиан.
В конце 1850-х годов Омск был уже одним из самых больших городов Сибири. По количеству населения он обогнал Тобольск, Томск, Тюмень и Барнаул. В 1860 году в Омске насчитывалось 2102 дома, из них 31 каменный (30 казенных и 1 частный), 17 улиц, 26 переулков, 6 площадей. В 1868 году в Омске было 18437 жителей, в Тобольске – 15894, Томске – 14071.
Ипполит Завалишин восхищаясь красотой Омска, отнес его к числу лучших городов Западной Сибири: "Омск прекрасный город, первый в Тобольской губернии по населению, постройке, местности, климату, порядку, благоустройству и удобствам жизни, лучший в целой Сибири во многих отношениях. Местность его ровная и сухая... Климат лучше, мягче, здоровее, ровнее прочих губернских городов... Он не вышел из истории, как Тобольск, поэтому местность и недавность позволяют устраивать его хорошо. Мясо, хлеб, рыба у него всегда под боком и всегда в изобилии, а в прочих городах Сибири, чем глубже в нее, тем ныне дороже".
Далее Завалишин отмечает, что "...Омск один из соединительных почтовых, административных и торговых звеньев той главной артерии всего государства, на которой как бы пунктами роздыха служит ныне от Петербурга до восточного океана: Москва, Нижний Новгород, Казань, Омск, Томск, Иркутск".
Для Омска белоснежный корабль Крестовоздвиженского храма имеет особое значение. В нем воплотилась история Православной церкви, города Омска, переплелись судьбы многих людей. Храм, возведенный по проекту и под наблюдением замечательных омских архитекторов немцев-лютеран Ф. Ф. Вагнера и Э. И. Эзета, на средства крещеного казаха Григория Петровича Андреева, восхищает гармонией пропорций и изяществом декора. До недавнего времени авторство приписывали К. Лазареву, потому что его назвал автором проекта В. И. Кочедамов в книге об Омске. Сравнение чертежей Вагнера и Лазарева с обликом здания показывает, что был воплощен проект Ф. Ф. Вагнера, учитывая незначительные изменения, внесенные архитекторами К. Лазаревым и Э. Эзетом. Эти наблюдения были опубликованы мной в 1995 году и А. Н. Гуменюк в 1996 году.
Генерал-губернатор Западной Сибири Густав Xристианович Гасфорд писал Епископу Тобольскому и Сибирскому: "По народонаселению Омска и по обширности занимаемого им пространства, число существующих ныне в этом городе православных церквей крайне недостаточно". Более пяти лет потребовалось чтобы собрать средства и начать строительство. Сбор денег на постройку храма осуществлял протоиерей Стефан Знаменский. Пожертвования поступали от военных, чиновников, казаков, от жителей Каинска, Томска, Мариинска, Тюмени. Церковь во имя Воздвижения животворящего креста Господня сооружалась с 1865 по 1870 год.
Вопрос "удобства" нового места обусловлен возможностью стать прихожанами церкви жителям двух форштадтов. По проекту Гесте в северной части города предполагалось строительство нескольких церквей. Генерал-губернатор писал епископу: "...люди преимущественно бедные, не имеющие своих лошадей и экипажей часто лишены бывают возможности посещать Божий храм, не только в Воскресные дни, но даже в большие праздники". Г. X. Гасфорд предлагал возвести новую церковь в Кадышевском форштадте. Генерал-губернатор Западной Сибири А. О. Дюгамель выбрал для этого на границе Кадышевского и Бутырского форштадтов "свободную площадь". Инженерно-геологические изыскания так же сыграли важную роль.
Первоначальный проект принадлежал старшему городовому архитектору Ф. Ф. Вагнеру, выполнившему смету и чертежи в ноябре 1861 – январе 1862 года. В 1863 году проект был "улучшен в некоторых частях" в Санкт-Петербурге в Департаменте проектов и смет архитектором-художником К. Лазаревым. Сооружалась церковь "под наблюдением по технической части" омским городовым архитектором Э. И. Эзетом. Зодчие Ф. Ф. Вагнер и В. К. Гейде в мае 1870 г. освидетельствовали постройку.
Подрядчиком выступил Г. П. Андреев. Примечателен факт, что техническую помощь ему оказывали военные инженеры полковники Елисеев и Кокоулин.
Крестовоздвиженская церковь. Фото начала XX в. Изфондов ГАОО
В проекте Вагнером был использован тип двухчастного храма, состоящего из помещения самой церкви с полукруглой апсидой и притвора с ярусной колокольней, расположенных на одной оси. Основной объем имел в плане форму квадрата и конструктивно решался по традиционному принципу четырехстолпного сооружения с несущими наружными стенами. Столбы воспринимали часть распора коробовых сводов перекрытия и через систему парусов и подпружных арок нагрузку от восьмигранного барабана, увенчанного куполом. Сам купол перекрывался восьмилотковым сомкнутым сводом, а снаружи очертанием кровли напоминал изогнутые крыши сооружений позднего немецкого Возрождения. Демонстрируя ренессансное поэтажное размещение ордера, по всему периметру здания, во втором ярусе колокольни и на барабане купола располагались одиночные и спаренные дорические пилястры. Оконные и дверные проемы проектировались арочными. В тимпанах применены люкарны. Конкретно-образное стилевое звучание должны были усиливать высокие порталы с многоступенчатыми лестницами, организованными с трех сторон здания. Арка портала объединяла входную дверь и выше расположенные сдвоенные окна. Оформление последних большим и малыми архивольтами с медальоном между ними было заимствовано из архитектуры раннего Ренессанса. Символическое значение трехкратного ритмического повтора арок подчеркивал раскрепованный фронтон, возвышавшийся над порталом. В его тимпане предполагался медальон с изображением Христа. Мы не будем останавливаться на изменениях внесенных в проект Лазаревым, так как они, за исключением некоторого упрощения декора, не были воплощены.
А. Н. Гуменюк предполагает, что "Вагнер придерживался идеи европейского пути развития России и, соответственно, западного влияния на все русское искусство. Была ли таковой позиция архитектора, сказать сейчас трудно, но факт появления в Омске православной церкви в "стиле" неоренессанса показывает, что известная двойственность отечественной культуры, разделившая ее деятелей на "западников" и "славянофилов", отразилась и на творчестве зодчих провинции".
Окончательно интерьер церкви сформировался в начале 1900-х годов, когда были выполнены росписи стен по образцу собора Святого Владимира в Киеве.
Сразу после освящения, храм начал играть и просветительскую роль: при нем была открыта женская школа для беднейшего населения Кадышевского форштадта. "Дочерей беднейшего сословия" здесь учили Закону Божьему, грамматике, математике и рукоделию.
Престол в честь Божией Матери "Утоли мои печали" был освящен 12 февраля 1896 г. В 1913 году прихожан при церкви числилось 3150 мужчин и 3357 женщин. В течение года бывало до 903 крещений, 98 браков и 572 погребений. При церкви была церковно-приходская школа для девочек, открытая в 1891 году. Помещалась она в собственном деревянном здании и содержалась на средства церкви, Святейшего Синода и местного городского общества. Обучалось в ней 80 девочек.
Священник Аполлоний Волков (1846–?),настоятель Крестовоздвиженской церкви. Фото из архива Н. А. Ярошенко
С 1900 г. по штату было положено: 4 священника, 3 псаломщика и дькон. В 1900 г. в храме служили – Петр Семенович Троицкий, Аполлон Арсентьевич Волков, Дмитрий Иванович Удимов. С мая 1911 г. – протоиерей Алексей Гусев, с 3 августа 1909 г. Алексей Иоаннович Головин. Дьяконами были: в 1900 г. Александр Павлович Милованов, до 19 марта 1912 г. – Капитон Климентович Чумакин; псаломщиками: Николай Васильевич Кедров, Сергей Тимофеевич Донченко, Дмитрий Петрович Волосатовский, 1912–1913 – Николай Ксенофонтович Миловидов. 18 марта 1912 года дьякон Крестовоздвиженской церкви Капитон Чумакин рукоположен и переведен священником с. Николаевского Тюкалинского уезда. Священник Николай Кощеев переведен на штатное дьяконское место.
Протоиерей Алексей Иоаннович Гусев (1856–?),настоятель Крестовоздвиженской церкви с мая 1911 года,законоучитель второй женской гимназии. Фото из архива Ю. И. Реснянского
10 октября 1901 г. состоялось открытие новых народных чтений при Крестовоздвиженской церковно-приходской школе религиозно-нравственного, исторического и литературного содержания.
Таким образом, храм стал одним из центров приходской жизни. Но наиболее интересный период его существования относится к советскому периоду.
КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И СВОБОДА СОВЕСТИ
Советский период в жизни храма описан в исследованиях автора статьи и книге «Террор против совести» Михаила Степановича Шангина.
Несмотря на проблемы гражданской войны, городское общество заботилось о благоустройстве среды, в том числе и озеленении, поэтому 8 мая 1919 года около храма заложили сад.
Прихожане почти всех церквей г. Омска на общих приходских собраниях 1924 года вынесли постановления о переходе из обновленчества в православную (тихоновскую) группу. Поэтому в 1926 году община зарегистрирована как тихоновская. В следующем году в ней было 111 человек, а в 1928-м уже 137 прихожанин. 30 ноября 1930 г. из храма изъяли 473 книги.
В мае 1933 года было сфабриковано дело группы священнослужителей Крестовоздвиженской церкви: протоиерея Ивана Пафнутьевича Домбровского, священника Василия Евдокимовича Каешко, дьякона Аркадия Александровича Попова и бывшего жандармского унтер-офицера И.Ф. Погребного. Свидетелем был священник Феофан Токарев, он дал такие показания уполномоченному репрессивных органов Елькину: «Со всеми, указанными выше лицами, мне приходилось сталкиваться почти ежедневно, благодаря чему я пришел к убеждению, что они все вместе составляют контрреволюционную группировку, антисоветская деятельность которой направлена на возбуждение населения, т. е. верующих против Соввласти». Далее следовал подробный донос, свидетельствовавший, что обвиняемые священники не только остались тихоновцами, но и поминали царей, цариц и великих князей, а также оставшихся за границей, в лагере контрреволюции, митрополитов: Евлогия и Антонина Храповицкого и «душ усопших рабов божьих (следуют имена), православных воинов, на поле брани живот свой положивших, и всех умерших и убиенных за веру Христову и Отечество наше». Вторым свидетелем был З.К. Павкин, его показания подтверждали приведенные выше.
Постановление о предъявлении обвинения и взятие под стражу контрреволюционной группы Домбровского было вынесено уполномоченным СПО Елькиным 30 апреля 1933 года: «С полной определенностью достаточно изобличаются в том, что они, пользуясь своим положением служителей религиозного культа, вели среди верующих систематическую пропаганду и агитацию, направленную на восстановление населения против Соввласти, а потому постановил: гр. Домбровского, Каешко, Попова и Погребного привлечь в качестве обвиняемых по статье 58 п. 10 – 11… ». На допросе протоиерей Иван Домбровский виновным себя не признал и показал: «…Из всех наших разговоров можно сделать лишь один вывод: мы желали видеть вместо Советской власти другую, которая была бы на стороне религии. А так как иногда бывали у нас и слушатели, то наша роль сводилась к воспитанию окружающих нас в антисоветском духе… Полагаю, что благодаря массовым недовольствам населения Советской властью, конец ее близок…». Иначе повел себя на следствии отец Василий Каешко, но не менее достойно: виновным себя в предъявленном обвинении он не признал. И.Ф. Погребной на следствии не стал ничего отрицать. Достойно держал себя на допросах и диакон Крестовоздвиженской церкви Аркадий Попов. Записанные в протокол высказывания диакона Попова являлись в то время тяжкими уликами, теперь они звучат как обвинение против советского режима.
В протоколе № 400 говорилось: «Заседанием Особой тройки от 31 мая 1933 года, к пяти годам концлагерей приговариваются: Домбровский Иван Пафнутьевич, Каешко Василий Евдокимович и Попов Аркадий Александрович – каждый. Погребной Иван Федорович – к лишению права проживания в 12 п. Уральской области, Омского окр. с прикреплением на три года, считая срок с 30 апреля 33 г.». Из следственного дела известно место заключения осужденных: Байкало-Амурские лагеря ОГПУ – станция Михайлово-Чесноковская Уссурийской железной дороги.
Отец Василий Каешко был освобожден из концлагеря 20 января 1937 года и вернулся в Омск. В этом же году Василия Евдокимовича вновь осудили как одного из руководителей "контрреволюционной повстанческой монархической организации Сибирское братство" и расстреляли в Таре 17 сентября 1937 года.
О священнослужителях И.П.Домбровском и А. А. Попове из следственного дела № 3703 дополнительно ничего не известно.
В 1936 году приход Крестовоздвиженского храма составлял 445 человек, священниками были Феофан Токарев и Николай Чуркин. Но территория церкви постановлением президиума Омского облсовета от 5 ноября 1936 года была отдана под строительство школы. Омский горсовет объяснял, что «при решении вопроса о строительстве школы в этом районе горсовет столкнулся с фактом невозможности подыскания площадки для строительства школы, размер которой, по указаниям Наркомпроса, должен быть не менее 2 га, без сноса жилых строений… вследствие этого решено было школу строить на площади Крестовоздвиженской церкви». В объяснительной записке в комиссию по культам при президиуме ВЦИК облисполком называл еще ряд причин, по которым невозможно обойтись без сноса церкви: «Церковь лишает улицу прямолинейности и вынуждает производить всякое движение в обход церкви… возле церкви находится ряд школ, и школьники, спеша на уроки, вынуждены проходить мимо церкви, а отсюда они могут стать верующими, а коммунизм с таковыми строить нельзя».
Верующие общины Крестовоздвиженской церкви в ответ на постановление президиума облисполкома подали 18 ноября 1936 года протест в ЦИК РСФСР «Москва Центральному комитету РСФСР. Постановлением Омского областного комитета пятого ноября предназначена закрытию сносу Крестовоздвиженская церковь точка Извещение религиозной общиной получено семнадцатого ноября точка Местные власти приступают закрытию разборке церкви девятнадцатого точка Указанная церковь единственная оставшаяся данной части города точка Прошение документы посылаются почтой Просьба телеграфно приостановить исполнение постановления облисполкома члены общины Васильев Купчина Филимонов Солен Родионов».
26 ноября 1936 года протест был подан и в облисполком от имени общины верующих, которых в то время было 445 человек. Принимая решение о сносе церкви, облисполком шел на нарушения, так как с общиной был заключен договор, община условия договора выполняла, и он не был расторгнут. Снос здания в 1936 году приостановили. Среди активистов сохранения действующих церквей в Омске был греческий подданный Александр Николаевич Дунья-Оглы. Весной 1936 г. он активно сопротивлялся закрытию Игнатовской церкви, а в ноябре того же года выступал против закрытия Крестовоздвижеской церкви. Впоследствии – в 1938 году его выслали границу.
Вопрос о сносе церкви ушел во ВЦИК, там его долго рассматривали и, наконец, 25 декабря 1937 года президиум ВЦИК принял постановление в категоричной форме за подписью М. И. Калинина: «Церковь закрыть. Здание снести». Попытки отстоять право на службу в храме не оставались безнаказанными. В 1937-м арестовали священника Крестовоздвиженской церкви Николая Чуркина. Председателя церковного совета Ивана Федоровича Васильева арестовали 5 марта 1938 года. Он был осужден 14 марта 1938 г. тройкой УНКВД Омской области по статье 58-10 УК и расстрелян 20 марта 1938 г. в Омске. Общину ликвидировали, церковный актив уничтожили, но здание чудом уцелело.
По данным Оргинструкторского отдела Омского облисполкома к 1 января 1937 года в области было 166 церквей и 170 священников, из них в Омске 15 культовых зданий и 46 «попов». Но этим цифрам противоречат данные «Списков религиозных культов по гор. Омску и району»: всего в городе 6 церквей и 6 в районе, культовых зданий других конфессий – 12. Священников зарегистрировано всего несколько человек. Конституция 1936 г. породила надежду верующих на возврат храмов. Свобода слова и совести понималась как возможность свободно служить и выполнять все обряды. Но работники НКВД обвиняли священников в том, что они компрометируют конституцию, истолковывают ее в контрреволюционном направлении. За это были арестованы и расстреляны священники сел Такмык, Китайлы, Ново-Архангелка,Любино и другие. Новая волна репрессий последовала в 1937 – 1938 гг. Классическим является пример приговора по процессу организации духовенства «Омское епархиальное братство», когда были расстреляны все 40 членов организации. Среди них: протоиерей К. А. Лапин, священники А. И. Мефодьев, И. Г. Страпинский, иеродиаконы Ф. А. Волков и Ф. Г. Белан и другие церковнослужители.
В это время оставшиеся на свободе священники и верующие вели борьбу за открытие храмов, которые были засыпаны зерном и использовались как склады, реже были заняты клубами или детскими садами.
Открытие первой Омской областной конференции Союза воинствующих безбожников состоялось 25 мая 1939 г., к этому времени в области были «ликвидированы» почти все служители религиозных культов и храмы. Последний довоенный епископ Омский Паладий (Шерстяников) в 1940 году был осужден на 8 лет лагерей. К началу Великой отечественной войны на территории Сибири были закрыты все церкви.
Начавшаяся Великая Отечественная война внесла коррективы в государственно-церковные отношения. Патриотическая работа духовенства и верующих, их стремление помочь стране в трудные годы заставила Сталина и его окружение пойти на принятие ряда законов о Русской Православной Церкви. Так, в частности, принимается постановление СНК СССР от 28 ноября 1943 года «О порядке открытия церквей», по которому верующие, желающие организовать религиозное общество, должны подать заявление за подписью 20-ти человек в райисполком о регистрации общества и передаче для нужд верующих церкви или молитвенного здания. Причем регистрация общества без церкви считалось нецелесообразной. Но в 1930-е годы почти все церкви и молитвенные здания уже стали использоваться для разнообразных нужд, поэтому большая часть заявлений верующих осталась неудовлетворенной.
Ещё до постановления от 28 ноября 1943 г. общине верующих Крестовоздвиженской церкви удалось получить назад свой храм. Решением № 263 Исполкома Омского городского Совета депутатов трудящихся от 7 марта 1943 г. Крестовоздвиженское религиозное православное общество было зарегистрировано, ему было передано здание по ул. Тарской, а находившиеся в нем общежитие кожно-обувной фабрики было переведено в другое помещение. Драматический и кукольный театры вынуждены были передать в церковь часть взятого в 1936 году имущества. Весной 1944 года церковному совету разрешено было пользоваться небольшими колоколами во время праздников.
После принятия постановления СНК СССР от 28.11.1943 за № 1325 «О порядке открытия церквей» в местные органы власти пошел поток заявлений верующих о возвращении им храмов. Процесс открытия храмов был в большей мере декларирован, чем осуществлен. Он проходил в очень скромных масштабах и в условиях жесточайшего давления на верующих, являвших гражданское мужество, при подаче заявлений. Но, несмотря на экстремальную ситуацию и жесткий контроль, верующие проявляли патриотизм, внося в фонд обороны от Омской церкви 100000 рублей, Тобольской – 24400, так же были собраны и закуплены вещевые подарки к 26-й годовщине Рабоче-крестьянской Красной Армии.
Представители верующих, в большинстве случаев, ходатайствуя об открытии церквей заявляли, что кроме богослужений о даровании побед Красной Армии над врагом, они будут производить сбор денежных средств в фонд обороны страны.
В начале мая 1944 года церковным Советом Крестовоздвиженской церкви направлена телеграмма И. В. Сталину: «В годы борьбы нашей Родины с немецкими варварами мы, духовенство и верующие города Омска, Патриаршей Православной русской церкви, одушевленные единым с нашей доблестной Красной Армией стремлением к скорейшей победе над кровожадным врагом, вносим свою скромную помощь в великое дело обороны нашей Родины и просим Вас принять от нас на бронетанковую колонну 100000 рублей. Молим Господа, желаем сердечно Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, и многолетнего здоровья, и полнейшего успеха в Вашем мудром руководстве нашей славной Красной Армией в достижении скорейшей победы над врагом.
Настоятель протоирей Токарев.
Председатель церковного Совета Иванов».
15 мая в адрес Ф. Г. Токарева был направлен ответ И. В. Сталина: «Прошу передать духовенству и верующим г. Омска Патриаршей Православной церкви, собравшим 100000 рублей на строительство танковой колонны, мой привет и благодарность Красной Армии». Телеграмму и ответ опубликовали в газете «Омская правда» только 27 мая.
С января по август 1944 года в фонд обороны верующими и духовенством Крестовоздвиженской и Никольской церквей было передано 185300 рублей, а так же вещевые подарки и 15000 рублей больным и раненым, находящимся в госпиталях.
Крестовоздвиженская церковь стала собором возрожденной Омской епархии, управлявшейся архиепископом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем (Городцовым) с 1943 по 1946 годы. В лоно Церкви приходят участники боевых действий и интеллигенция. Например, в Омске был рукоположен в дьяконы Григорий Красноцветов, работавший в омском военном госпитале, и другие священники.
Среди верующих распространялись письма «из Иерусалима» и «от Христа». В омской церкви говорили: «Как стали открывать церкви и Богу молиться, так Красная Армия стала одерживать победы», что «Вот теперь создали Совет по делам русской православной церкви, значит русская православная церковь будет государственной и в школах будут преподавать Закон Божий».
Но обком всесоюзной коммунистической партии большевиков не терял бдительность, отдел пропаганды и агитации разворачивал антирелигиозную работу. Но некоторые бывшие воинствующие безбожники, отказались во время войны от руководства атеистическими ячейками – это инструктор отдела пропаганды Сталинского района Ульянова, историк Горустович, Корнач .
В середине 1944 года власти приняли соответствующие меры против служителей Крестовоздвиженской церкви за «поделку нуждающимся гробов… из церковных материалов» . Внутри прихода существовали разногласия, так председатель церковного совета Иванов обращался к Владыке с просьбой сместить настоятеля Токарева и старосту Захарову, как осведомителей НКВД, после чего последовал донос архидьякона, сопровождавшего архиепископа, уполномоченному по Омской области.
Суть отношений государства и Церкви проясняется благодаря информационному докладу уполномоченного о межобластном совещании уполномоченных по делам РПЦ при СНК СССР восточных краев и областей, состоявшемуся 20 – 21 сентября 1944 года. В частности, на совещании говорилось: «Отношение к религии остается неизменным (борьба остается, а формы меняются)…». Очень интересно такое сопоставление из доклада на совещании: «Во всех восточных областях, примерно, открыто столько церквей, сколько в одном из районов центральных областей. Ориентацией по открытию церквей не может быть каких либо «контрольных цифр» и рекомендуется руководствоваться революционной мудростью». «Революционная мудрость» подсказывала местным органам своеобразную тактику – храмы не открывать, зато получать деньги, собранные верующими, наличными. Так в 1945 году были разоблачены и сняты со своих должностей председатель Центрального райсовета г. Омска Сазонов, зав. военным отделом Горкома ВКП(б) Пестов и зав. отделом гособеспечения центрального райсовета Митрохин. Они потребовали у церковного старосты Лукьянова выдать деньги и получили по 10000 рублей Сазонов и Митрохин и 8000 – Пестов, который выехал из Омской области. Не все деньги были потрачены ими на цели оказания помощи семьям военнослужащих.
Всего за 1943–1945 годы в Омской области было открыто две церкви и два молитвенных дома. Зато пожертвования верующих составили несколько сотен тысяч рублей.
Загружаю...
Таким образом, именно в экстремальных условиях отечественной войны, начинается возрождение духовности, а открытие храмов ведет к возрождению традиций благотворительности.
Омская епархия стала местом служения вернувшихся из-за границы архиереев Алексия Пантелеева (с 28 ноября 1946 – 1948) и Ювеналия Килина (с апреля 1949 по ноябрь 1953). Архиепископ Алексий (Пантелеев Александр Аполлонович) (1874 – 1948) вернулся из Соединенных штатов Америки и был назначен в Омск, за ним неустанно наблюдали сотрудники НКВД. Архиепископ Ювеналий (Килин Иван Кильсиевич) в 1947 г. был репатриирован из Манчжурии.
Самым ярким показателем посещаемости является доходность церквей – 2,2 миллиона рублей в 1946 г., 2,7 миллиона рублей за 3 квартала 1947 г. в Крестовоздвиженском соборе и 1,5 миллиона рублей и 2147000 руб. в Никольской церкви. Эти показатели были самыми высокими в СССР, даже по Московской области они в среднем составляли 165000, а Ленинградской – 375000 рублей.
По инициативе архиепископа Алексия по решению Св. Синода в мае 1947 г. приходы Тюменской области были присоединены к Омской епархии.
В декабре 1948 г. в Омск вернулся из заключения епископ Палладий (П.А. Шерстянников). Он навел порядок в епархии, привлек в церковь и хор молодежь, при нем увеличилась посещаемость храмов, в том числе в Тарском и Исилькульском районах. Например, в воскресные дни верующие стояли даже во дворе Крестовоздвиженской церкви. Архиепископ пользовался столь высоким авторитетом верующих и духовенства, что во время его перевода в Иркутскую епархию 800 человек поставило подписи под ходатайством в Московскую патриархию об оставлении его в Омской епархии. Он принимал мудрые решения, например, позволил бывшему обновленческому архиерею Синицину участвовать в богослужении. Количество крещений в 1948 г. возросло до 2000 в Крестовоздвиженском и 1500 в Никольском храмах, участились случаи крещения взрослых, число посещавших храм в праздник возросло до 1500 человек (отпеваний – в 1947 – 1160 и 200). В январе 1949 г. в Тюмени был приобретен 72-х пудовый колокол, поднятый на колокольню Крестовоздвиженской церкви.
Местный уполномоченный по делам религии перешел в наступление на права верующих. В январе 1950 г. органами МГБ был арестован настоятель Крестовоздвиженской церкви священник П.Г. Чернявский.
В 1980-е годы в Омской области, по-прежнему, было три храма и три молитвенных дома. Официальные данные свидетельствуют о том что количество верующих в области довольно значительно. Максимальное число верующих всех конфессий в первой половине 1980-х годов было учтено 6061 человек (1982 г.). Но эта информация представляется недостоверной, так как в 1982 г. только крещений произошло 4663, а отпеваний в 1980 г. было 7503. И это несмотря на то, что только за посещение церкви людей увольняли с работы. Относительно спокойное существование РПЦ обеспечивалось огромными для столь обескровленной епархии пожертвованиями в Фонд мира.
Из 80000 рублей, пожертвованных всеми конфессиями в 1984 г., 74500 рублей внесли православные.
Крестовоздвиженская церковь. Начало XXI в.Фото Е. Смолякова
Крестовоздвиженский храм являлся собором Омско-Тарской епархии при митрополите Феодосии до того как кафедральным собором стал Никольский казачий собор.
В 1984 году позолотили главы и декор на куполах собора. И сейчас этот храм является одним из самых посещаемых в Омско-Тарской епархии. Храм является памятником архитектуры местного значения с 1980 года. Но в 1989-м году к зданию пристроили два придела по проекту архитектора В. А. Баранова. Таким образом, была разрушена гармония первоначального облика храма. Интерьеры храма в то же время были обновлены, настенная живопись была покрыта лаком. В 1998-м году на территории прилежащей к церкви возведен административный корпус.
http://www.omsktime.ru/projects/church/krestovoz.html
Фото
Я долго искала внутреннее убранство храма и никак не могла найти. Обратилась с краткой молитвой к Святителю с просьбой о помощи. И буквально через минуту я нашла на ютубе видео, в котором можно увидеть внутреннее убранство. Спасибо тебе, наш небесный покровитель.
А это колокольный звон Крестовоздвиженскго собора
Звон на колокольне Крестовоздвиженского казачьего собора, апрель 2014 года. Звонарь - Андрей Анатольевич Дьячков, руководитель "Международного центра колокольного искусства"