«Капелло разочаровал меня больше всех». Что мы узнали из автобиографии Рио Фердинанда
Вышла книга экс-капитана «Манчестер Юнайтед» – о Фергюсоне, Мойесе, Капелло, геях и картошке-фри.
Об Алексе Фергюсоне
«Мы все воспринимали тренерский талант сэра Алекса как должное, но сейчас, после его ухода, я понимаю, что имел дело с гением. Луи ван Гал любит говорить о том, что у него есть «философия». Фергюсон не делал громких заявлений – он просто учил команду играть в атакующий футбол, который приносил победы.
Ферги – потрясающий психолог. Он позволил каждому из нас проявить себя, раскрыть свой талант. Он умел одним поступком решить судьбу целого сезона – например, когда Робин ван Перси перешел в «Юнайтед», то после первых десяти игр сэр Алекс устроил для команды специальное собрание. Оно целиком было посвящено Робину. «Посмотрите, как он шикарно открывается, какие совершает рывки! Вы что, не можете вовремя отдать ему точный пас? Просто дайте ему мяч, и он забьет».
Фергюсон знал, что ван Перси будет забивать, если у него будут шансы. А если он будет забивать, то «МЮ» снова выиграет чемпионат Англии. Так все и произошло».
О Дэвиде Мойесе
«Алекс Фергюсон выбрал Мойеса в преемники по человеческим качествам – как человек Дэвид практически безупречен. Но он не сумел найти решение для многих футбольных проблем. Грубо говоря, Мойес попытался превратить «Юнайтед» в «Эвертон», приведя туда своих помощников и поменяв методику подготовки. Он совершал ошибку за ошибкой. Я не получал удовольствия от работы с ним и решил уйти, если останется в клубе. Но этот опыт помог мне оценить, как же крут был Фергюсон.
Философия Мойеса заключалась в двух словах: «Не проиграйте». Вообще-то в «Юнайтед» нас всегда учили выигрывать каждый матч, а не стараться избежать поражения. Желание Мойеса почаще использовать то длинные, то короткие передачи без объяснения тактики приводило меня в бешенство. Однажды в матче с «Фулхэмом» мы сделали 80 кроссов. Разве у нас в команде есть Энди Кэрролл?! На кой черт нам увеличивать количество передач в игре с 400 до 600? Я бы предпочел забить 5 голов после 10 передач!».
О картошке-фри
«У нас в «Юнайтед» была традиция есть картошку-фри за день до игры. Понятно, что мы не наедались до отвала, да и картошка была с низким содержанием жира. Мы все профессионалы, но традиция есть традиция. Мойес отменил ее без объяснения причин – и никому из нас это не понравилось».
О тренировке в мюнхенском парке
«Судьба Мойеса в «МЮ» была решена после ответного матча с «Баварией» в Лиге чемпионов. Перед игрой команде почему-то пришлось провести тренировку в обычном городском парке. Мы отрабатывали стандарты, а прохожие глазели на нас, снимали фото и видео – это называется подготовка к важнейшему матчу?! Почему бы просто не отправить «Баварии» диск с записью? А потом Мойес подошел ко мне прямо в парке, хлопнул по плечу и сказал: «Ты не играешь. Сегодня мне нужны быстрые футболисты в защите». Это был худший момент за всю мою карьеру в «Юнайтед».
О Фабио Капелло
«Как тренер Капелло разочаровал меня больше всех. Когда он возглавил сборную Англии, его репутация была заоблачной. Я был фанатом его «Милана» с ван Бастеном, Райкардом и Гуллитом. Как только он появился в команде, я сразу стал расспрашивать его о великих игроках, которых он тренировал, и был готов к чему-то невероятному. А потом... он выстроил нас по тупой, банальной схеме 4-4-2 и приказал не отклоняться от тренерской установки ни при каких обстоятельствах. Когда мы играли против Испании, то два наших центральных полузащитника противостояли трем лучшим хавбекам мира. Я не мог в это поверить!
Но работать с Капелло можно только одним образом: либо ты подчиняешься, либо убираешься прочь. Он никого не слушал и делал так, как считал нужным. Я уже сказал про его устаревшую тактику; но Капелло мог еще и внезапно запретить нам есть по утрам тосты со сливочным маслом и заменить его оливковым. Хлеб с оливковым маслом и солью – я никогда не ел ничего хуже».
О ссоре с Джоном Терри
«Не надо уметь читать по губам, чтобы разобрать то, что сказал Джон Терри моему брату Антону: «you fucking black cunt» («эй ты, ё… черный п…»). Безусловно, у Джона, моего партнера по сборной Англии и хорошего друга, был шанс выйти из этой истории с достоинством. Но он никогда им не воспользовался. С его стороны было бы логичным подвердить свои слова, а потом извиниться перед Антоном. Понятно было, что в его поступке не было никакого расизма – эти слова были сказаны в пылу борьбы. С кем не бывает. Но история с Терри превратилась в фарс национального масштаба, попутно зацепив Эшли Коула, сборную, Фабио Капелло и меня.
Я больше не общаюсь с Джоном и Эшли. Антон не слышал слов Терри на поле и не хотел доводить дело до суда даже после того, как увидел запись. Но адвокаты Терри настояли на этом. А Эшли потерял мое уважение после того, как согласился свидетельствовать в защиту Терри, хотя с детства дружил со мной и Антоном. Он знал, что Терри неправ, что он сам неправ, но у него просто не хватило мужества в этом признаться. Нам всем стоит помнить, что мужчина должен быть мужчиной».
О московском финале Лиги чемпионов
«Я должен был бить пенальти сразу после Анелька. Я дико нервничал. Когда Николя пошел к точке, я стал орать ван дер Сару «Прыгай влево! Влево!» и показывать рукой, куда полетит мяч. Разумеется, ван дер Сар прыгнул вправо – и отбил этот удар.
Когда мы стояли у лестницы, ведущей к Кубку чемпионов, я осознал, что у меня на руке капитанская повязка и я коснусь трофея первым. У меня помутнело в глазах. К счастью, сзади стоял Видич и повторял: «Рио, старик, не плачь. Только не плачь, прошу тебя». Ему пришлось повторить это еще пару раз – только тогда я смог взять себя в руки».
О лучшем футболисте в истории «Юнайтед»
«Если бы Пол Скоулз был таким же обаятельным парнем, как Тьерри Анри или Дэвид Бекхэм, в футболе никогда не появилось бы более яркой звезды. Спросите кого угодно – хоть Зидана, хоть Виейра, хоть Хави с Иньестой. Все они скажут, что лучше всех в футбол играл Пол Скоулз. Он был великолепен. Он был неповторим.
Люди часто говорят, что визитной карточкой Скоулза был диагональный перевод через все поле. На это способны многие, но только Скоулз умел выключить такой передачей из игры сразу двух-трех защитников! И он делал это каждый раз. Он никогда не делал передачу удобной для защитника – он стремился навредить ему этой передачей. Хаби Алонсо, Пирло и Кроос тоже умеют пасовать, но им далеко до убийственной точности Скоулза. Он – человек-навигатор!».
О драках на тренировках
«У нас на тренировках порой было жестко, люди могли поссориться и даже подраться. Ван Нистелрой и Роналду однажды едва не разругались насмерть, потому что Криштиану редко отдавал голландцу передачи. Однажды Руд ударил Роналду на тренировке и мне пришлось вмешаться – я наступил Руду на ахилл, когда он принимал мяч. Он развернулся и попробовал ударить меня рукой, но я увернулся и сказал: «В следующий раз постарайся все же попасть по мне, а то пожалеешь». Но это все потому, что футбол для него был превыше всего. Так-то мы были друзьями».
О психологии
«Когда я еще играл в «Лидсе», то после матча с «Арсеналом» предложил Деннису Бергкампу поменяться футболками. «Я не меняюсь», – ответил мне Бергкамп ледяным тоном, как будто подчеркивая свое превосходство. Я и так не любил играть против него – он был великолепен на поле, – но после этого отказа он еще и получил психологическое преимущество надо мной. С тех пор я никого не прошу поменяться футболками».
О геях
«Мы часто говорили об этом в раздевалке «Юнайтед»: «Парни, британские ученые доказали, что по статистике среди нас должен быть хоть один гей. Кто это?». И если бы кто-то поднял руку, вряд ли бы что-то всерьез изменилось. Я бы не стал по-другому относиться к футболисту-гею, если бы он продолжал делать свою работу на поле и помогать команде побеждать.
Конечно, мы бы вряд ли упустили возможность пошутить, как мы шутили над Уэйном Руни, когда он стал задумываться о пересадке волос. «Парню 21 год, а он выглядит как Бобби Чарльтон. Если пойдет дождь, его волосы будут повсюду!». Если Криштиану надевал слишком узкие джинсы, мы шутили, что сквозь них видны вздувшиеся вены на его яйцах. Не думаю, что к игроку-гею мы бы отнеслись как-то по-другому. Общество изменилось, и футбол изменился вместе с ним».
О музыке в раздевалке
«У всех людей разные вкусы. Ферги мог зайти к нам в раздевалку и воскликнуть: «Это не музыка! Вы что, не можете поставить Синатру?». Но он понимал, что если музыка делает игроков довольными, то это работает на команду. Поэтому я составил плейлист для всех, в котором были и Трейси Чэпмен, и Stone Roses, и Джей-Зи с Дрейком. Разумеется, порой кто-то кричал, чтобы я выключил ту или иную песню, так что я просто врубал следующую».
Вот какая музыка в итоге устроила всех:
Right Before My Eyes (N’n’G feat. Kallaghan)
Fast Car (Tracy Chapman)
Fools Gold (The Stone Roses)
Bartender (T-Pain feat. Akon)
Successful (Drake feat. Lil Wayne)
Sweet Child O’ Mine (Guns N’ Roses)
Wonderwall (Oasis)
Crazy Baldhead (Bob Marley)
In Da Club (50 Cent)
P’s & Q’s (Kano)
Beautiful Day (U2)
A Milli (Lil Wayne)
Little Bit of Luck (DJ Luck & MC Neat)
Started from the Bottom (Drake)
Juicy (The Notorious B.I.G.)
Dirt Off Your Shoulder (Jay-Z)
Enough is Enough (Y-Tribe)
Hold You (Gyptian)
Niggas in Paris (Kanye West & Jay-Z)
#2 Sides: автобиография Рио Фердинанда на Amazon
Фото: REUTERSEddie Keogh; Fotobank/Getty Images/Manchester United/Matthew Peters, John Peters, Gary M. Prior