«В 47 лет Сергей Белов во время тренировки на спор забил сверху. С двух ног двумя руками. С запасом, как полагается»
Александр Белов продолжает рассказ об отце в своём блоге. Во второй части - подробности итальянского периода биографии великого мастера, его тренерской работы.
Сергей Белов говорил: «У многих игроков есть подспудный страх перед тренерской деятельностью. Их смущает зависимость от игроков, только посредством которых они отныне могут себя реализовать, а также необходимость выстраивать с ними отношения». Для него таких страхов не существовало, и его переход к тренерской деятельности произошел органично. В 1981 г. сразу же после его ухода с площадки отцу доверили руководить ЦСКА. И получилось, надо сказать, неплохо – в сезоне 1981/82 года ЦСКА стал Чемпионом СССР и выиграл кубок страны. После семилетнего опального перерыва, приняв в середине сезона 1988/89 года ЦСКА вновь, но в изрядно разобранном состоянии, на грани развала, отец сумел привести команду к третьему месту в национальном чемпионате. На следующий год, в сезоне 1989/90 года, ЦСКА под руководством Сергея Белова показал себя командой высшего европейского уровня, вернул позиции лидера и без проблем стал Чемпионом.
Близкие друзья называли отца между собой «специалистом по разваленным командам», ведь где бы и с кем он не работал – с детьми, юношами, маститыми игроками, национальной сборной, спортсменами разного уровня подготовки и возраста – он всегда приводил свои команды к высоким результатам, вопреки ожиданиям критиков, которых у него всегда хватало.В 1990 г. наша семья – отец, мама и я, тринадцатилетний школьник, – переехали в Италию, в 35-тысячный город Кассино, где отец решил попробовать себя в тренерской работе. Италия была выбрана не случайно. Статус всеобщего кумира с прозвищем «Divino» («божественный») сопровождал отца на протяжении практически всей его игровой карьеры.
Однако «заграничный проект» оказался не таким привлекательным, как казался на первый взгляд. Итальянский клубный баскетбол выглядит следующим образом: Лига А подразделяется на дивизионы «А1» и «А2», Лига «B» – «В1» и «В2», и замыкают низшие дивизионы «С» и «D». Иностранцы могли быть задействованы только в Лиге «А» (дивизионы «А1» и «А2»), однако лимит на легионеров в 90-е ограничивался двумя игроками. В то время здесь играли самые высокооплачиваемые и именитые легионеры: звезды НБА Боб Мaкаду («Милан»), Дэррил Доукинс («Турин», «Милан»), Майкл Рэй Ричардсон («Болонья»), в 90-м, римский «Мессаджеро» подписал Майкла Купера из «Лос-Анжелес Лейкерс». Лига «B» (дивизионы «В1», «В2», «С» и «D») была сугубо итальянской: в ней играть и тренировать имели право только итальянские подданные, причем натурализоваться было весьма трудно даже при наличии итальянских корней. Вини Дель Негро, который провел после 1992 г. неплохую карьеру в НБА за «Сан-Антонио», после множества судов, на которых он доказывал свое итальянское происхождение, так и не смог добиться гражданства. Впрочем, это не помешало ему и Тони Кукочу привести «Беннеттон Тревизо» к первому национальному титулу в 1992 г.
Команды Лиги «В» существенно уступали по спортивным показателям. Состояли они либо из возрастных игроков слегка за 30, либо молодежи, местной или отданной в аренду из Лиги «А». Для многих из них баскетбол был не основным местом работы.
В таких условиях поступить на работу в иностранный баскетбольный клуб в качестве неофициального главного тренера для отца было сродни авантюре. Тем более, его «Фойбос Лонго» был постоянным аутсайдером чемпионата, «дрейфовал» между дивизионами «В» и «D» и практически не имел успешных сезонов за предыдущие периоды своего существования.
По регламенту итальянской лиги отец как тренер-иностранец не имел права участвовать в официальных соревнованиях, ему не полагалось находиться не только на площадке, но и в зоне персонала, обслуживающего игру. Разумеется, это не позволяло ему вносить коррективы, делать своевременные замены и брать тайм-ауты. Ему разрешали «сидеть на лавке» только во время предсезонных товарищеских матчей, и то не всегда. Подразумевалось, что второй тренер – итальянец будет постоянно поддерживать с ним визуальный контакт и следовать его жестам или крикам. Если дома у него было место на трибуне рядом со скамейкой, где всю игру он стоял, пытаясь переорать собственных болельщиков, то на выезде, его намеренно старались не подпускать близко к скамейке, а в некоторых залах трибуны и вовсе находились на другой стороне площадки. Так из тренера он превращался в беспомощного болельщика. Да и с помощниками ему крайне не везло. Зачастую они пытались решить игру по-своему. Например, отец кричит и просит: «Тайм-аут»! Помощник ему показывает: «Сейчас, сейчас, все нормально», либо вообще делает вид, что не слышит. В итоге счет скатывается с -4 до -10, с -10 до -20. Тем не менее уже в первый свой сезон с командой из Кассино в достаточно ограниченных условиях для проявления тренерских возможностей Сергей Белов выполнил поставленную перед командой задачу – удержаться в дивизионе «В2».
Благодаря успешному результату во втором сезоне команда пополнилась новыми сильными игроками. Парадокс ситуации заключался в том, что, будучи тренером, он всегда воспринимал себя больше игроком, и, бывало, чувствовал себя не совсем комфортно на «кромке поля», так как находясь на площадке он умел решить игру либо повлиять на ее ход. Несмотря на это, руководя командой в игре он мог «выплеснуть» хотя бы часть своих «игроцких» эмоций. В Италии он был заложником ситуации, которая не позволяла ему сделать и этого. В итоге, находясь в отличной физической форме, он стал участвовать в игровых тренировках своей команды. Приведу лишь один пример: летом 1991 г. в возрасте 47 лет Сергей Белов на спор со своими игроками (из которых половина не могли забить сверху), забил сверху с двух ног двумя руками, с запасом, как полагается.
Игроки, которые следовали советам Сергея Белова, быстро добивались значительного прогресса в игре. Эта тенденция в его работе была всегда, так как в первую очередь он обращал внимание на индивидуальную подготовку спортсмена, его сильные стороны, которые он стремился и умел раскрыть и развить. Практически все игроки, выступавшие под руководством отца, проводили с ним свои лучшие сезоны либо турниры. В подтверждение тому – яркие и известные примеры: Сергей Базаревич, завоевавший титул лучшего разыгрывающего Чемпионата мира-94 в Торонто, Сергей Чикалкин (сезон 2000/01), Руслан Авлеев (сезон 2001/02), Валентин Кубраков и Эдди Шеннон (сезон 2002/03). Эдди, приехавший в «Урал-Грейт» никому не известным спортсменом, всего лишь за сезон, несмотря на серьезную компанию в лице Мартина Мюрсеппа, Кшиштофа Лавриновича и Криса Энсти, стал явным лидером команды. К сожалению, впоследствии еще несколько лет поездив по Европе, такого высокого класса игры, как под руководством Сергея Белова, он более нигде не показал.
Сергей и Александр Беловы. Фото из итальянского журнала Giganti del Basket (сентябрь 1991 года). В честь своего 25-летия журнал выбирал символическую европейскую пятерку всех времен. И, естественно, включил в нее Сергея Белова.
Оригинал: belov.pro100basket.ru