Иней на коньках, или простые мысли
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Первое в истории России олимпийское золото в женском катании, завоёванное Аделиной Сотниковой, феномен Юлии Липницкой, потрясающие результаты на юниорском уровне российских фигуристок дали основание говорить о наступлении новой эры в ФК.
Словосочетание «новая эра» уже не раз звучало из уст фигурнокатательных экспертов, но я позволю себе его повторить, потому что уже давно, независимо от кого-либо (допускаю, что одновременно), пришла к этой мысли. Суть важно, чтобы это соответствовало новым реалиям.
Я далека от шапкозакидательных настроений и точно знаю, что на мировом уровне нам не уйти от острой конкуренции с американскими фигуристками. Сила американок заключается не только в конкретных персоналиях и громких именах, но и в богатых традициях женского катания, которые принято называть североамериканским стилем.
США подарили миру замечательных ярких фигуристок, мастерство которых даже время не ставит под сомнение: Тэнли Олбрайт, Пегги Флеминг, Джанет Линн, Джил Тренери, Нэнси Керриган, Мишель Кван
Нет, этот пост не об американках. Просто трудно остановиться, когда говоришь о прекрасном. Катание этих фигуристок определило этот так называемый североамериканский стиль, который характеризуется женственностью, музыкальностью, внутренней свободой на льду, раз и навсегда заданными классическими канонами и «коньковым ходом» - так я хочу обозначить владение и использование конька как средство самовыражения спортсмена на льду.
Советскую, а теперь и российскую школу всегда отличали необычная хореография, интересные образы, чистые линии, разнообразное творчество.
Конечно, современные правила стирают и уже сделали весьма условной границу между разными школами. Ведь сегодня компоненты вобрали в себя и требуют и виртуозную технику владения коньком, и интерпретацию образов, и хореографическую подготовку, и раскрепощённое представление (PERFORMANC) программ.
Словом, правила задают некую центростремительную силу – эталон. Но если эталон эта мера, где проходит её граница?
Когда ещё не было Интернета и, соответственно, Sports.ru, а поговорить, порассуждать, поумничать, да и просто поделиться впечатлениями, особенно после телетрансляции очередного турнира, было не с кем, очень часто предавалась мечтаниям об идеальных прокатах и идеальных фигуристах.
Идеальный фигурист всех времён и народов: какова его формула? Харизма Плющенко плюс вращения Ламбьелья плюс мощь Ягудина плюс эстетика Абта. Или лучше так: тонкий вкус Стефана вкупе с дорожкой Ягудина вкупе с прыжками Плющенко…
Простите меня, читатели, но вот такие комбинации я себе позволяла в то время. И окончательно к мысли, что нет, не будет и быть не может идеальных фигуристов, прихожу, кажется, только сейчас.
Если говорить о потенциальных кандидатках в российскую сборную, то практически все наши одиночницы владеют одним и тем же техническим контентом, во всяком случае, стремятся к определённой базовой стоимости программ. Но при таком раскладе постановка программы и её подача приобретают ещё большее значение. И тут хоть в лепёшку разбейся, но надо наиболее выпукло продемонстрировать свои сильные стороны.
Юлию Липницкую, конечно, отличают хладнокровие и умение «убить соперниц» ещё до старта. А в самом катании я бы выделила проникновенность как симбиоз сложности, чистоты линий, образа и собственно внутренней Юлиной сущности.
К тому же Юля, мне кажется, как никто другой понимает, что её успех зависит от того, насколько глубоко она заденет душу зрителя. Но какую бы историю ни рассказывала Липницкая, публика всегда будет требовать её умопомрачительных вращений. В каком-то смысле Юля заложница зрительских ожиданий, а этому не так просто соответствовать.
Аделина Сотникова сама признавалась, что её главная проблема - мотивация. Её постоянно бросает из крайности в крайность, соответственно и катание получается маятникообразное.
Высокие прыжки есть конкурентное преимущество Аделины, естественно, их надо прыгать, а постановки должны соответствовать её новому статусу и артистической сущности. Но, пожалуйста, средствами конька. Например, Адель великолепно исполняет спираль-«ласточку», и что мешает сделать её, как когда-то удалось Мишель Кван, своим фирменным элементом?
Хореография, по словам Авербуха, должна помогать дороже продавать элементы. Вот и хочется мне, чтобы элементы у Аделины стоили безумно дорого.
Программы этого года Елизаветы Туктамышевой очень показательны. Они поставлены под томную, обворожительную Елизавету. И даже мужской «кантилевер» мне нравится. Хотя бы потому, что исполняет его только Лиза и не выбивается этот элемент из общего рисунка программы.
Можно сказать, что и программы Алёны Леоновой этого года удались, чаплиновская особенно. Думаю, и произвольная должна заиграть. Признаюсь, что Алёна никогда не казалась мне эталоном женского одиночного катания. Но сегодня я смотрю на Алёну другими глазами. Во-первых, эта фигуристка со своим, сугубо индивидуальным, стилем катания. Во-вторых, Алёну выделяет владение коньком. И здесь молодым соперницам есть чему поучиться. А в-третьих… Нет, в-третьих не будет: Алёна сама должна сказать своё веское слово.
В Ане Погорилой я бы выделила породистость. Давно мучилась, кого же из фигуристок прошлого она мне напоминает. Наконец догадалась: малоизвестную, но шикарную американку Лизу Мари Аллен, и не только внешне. Аня тоже в состоянии с достоинством преподносить себя, и эту аристократичность надо развивать. А пока, на мой взгляд, Аня и её программы ещё ищут друг друга.
Нет, я не забыла о Елене Радионовой, которая тоже в поисках себя и лучшие программы которой ещё впереди.
Вы спросите, к чему этот разговор, если обо всём этом с разных сторон уже писали, читали, комментировали? А вот к чему. Я уверена, что при всех достоинствах (их много) и недостатках (а у кого их нет?) практически всем нашим фигуристкам необходимо поработать над привнесением североамериканского стиля в свои программы. Именно так и не иначе.
Нашим Золушкам-Принцессам нужно прибавлять и в выразительности, и в музыкальности. Я бы даже поработала с западными постановщиками, чтобы припорошить катание инеем.
И тогда Липницкая "освободится из плена", Сотникова будет радовать подлинным артистизмом, а Погорилая как лебедь - плыть по льду.
А мы будем счастливы созерцать «новую эру» и будем жить долго и счастливо.
Все мои грамматические, орфографические стилитические недочёты устранены Дарлинг. За что ей бесконечно признательна.
С уважением ко всем любителям ФК, Бичуния.