Капитализируя игровой потенциал – Миф о Маниболе в футболе
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
«Манибол» – это термин, который означает аналитический подход к подбору профессиональных бейсболистов, помогающих команде стать конкурентоспособной, несмотря на небольшой бюджет. «Это отказ тратить деньги, в то же время гарантируя достижение успеха». Впервые использованный менеджером «Окленд Атлетикс» Билли Бином и описанный Майклом Льюисом в своей книге «Moneyball: The Art of Winning an Unfair Game», «Манибол» завоевал всемирную славу. С тех пор он был принят на вооружение большинством бейсбольных команд.
Философия «Манибола» ассоциируется с футболом довольно неоднозначным образом. Например, команда, которая работает с жестким бюджетом, но при этом подписывает игроков и позже получает с них прибыль, считается достигшей успеха «Манибола». Следует подчеркнуть, что ключевое различие между бейсболом и футболом – это отсутствие платы за трансфер в бейсболе. «Окленд Атлетикс» не подписывали игроков за 1.5 миллиона фунтов, и не продавали их потом за 10 миллионов. Вместо этого они брали игроков, которые были недооценены другими, но тем не менее показывали определенную статистику, которая требовалась Бину и его штабу. Бин сам охарактеризовал связь между двумя видами спорта: «В каждом бизнесе есть показатели, которые ведут к успеху, нужно лишь найти те, которые наиболее важны, в которые вы вложите свои деньги и которые принесут прибыль». Нет никаких сомнений в том, что слова Билли Бина верны. Немецкие клубы в последнее время достигли большого успеха, инвестируя в свои структуры, фанатов и академии. Другие клубы по всему континенту нашли свой успех с помощью альтернативных решений. В этой статье мы проанализируем основные философии финансового успеха различных клубов, объединенные общим термином «Манибол». Эти подходы предполагают также использование программного обеспечения и компьютерных баз данных, подобно философии Бина. Данные методы также гарантируют клубам успех: даже если те не выигрывают трофеи, то они все равно получают прибыль. Однако эти футбольные философии следует отделять от философии «Манибола».
Точное описание обобщающего термина в отношении футбола сформулировал Саймон Купер (2011), который вспоминал, как Арсен Венгер нашел замену Патрику Виейра путем поиска по базам данных «полузащитников-разрушителей, которые отрабатывают на большей части поля». Поиск, по словам Купера, выдал имя Матье Фламини – нового таланта, не так широко известного на континенте. Когда Венгер обнаружил, что Фламини весьма неплох как игрок, он решил подписать его, и тем самым окупил уход Виейры. Размышляя о Венгере, Бин сказал Куперу: «Если у вас меньше денег, чем у ваших конкурентов – вы не можете тратить так, как они, вы просто обречены на провал – если «Арсенал», «Манчестер Юнайтед» и «Челси» захотят приобрести нападающего, то «Арсенал» получит третьего по силе». Это объясняет, почему Венгер, окончивший Страсбургский экономический университет, решил откопать золотой слиток, подписав потенциальную звезду. Чаще всего это срабатывало (см. ниже). Венгер был успешен с таким подходом на протяжении всей своей карьеры. В «Монако» он приобрел молодого нападающего из Либерии - Джорджа Веа. Позже его и «Арсенала» финансовый успех пришел от умения продавать игрока в нужное время. Анри(29) ушел за £16 млн., Виейра(29) за £14 млн., Пети(29) за £7 млн. и Марк Овермарс(27) за £25 млн. Как отмечает Купер, никто из этих игроков не играл на должном уровне после продажи. И так же важно помнить, что все это не «Манибол». «Окленд Эйс» не продавали игроков. Но в случае Венгера, его умение подписывать молодые таланты и продавать их в нужный момент принесло огромный капитал его клубу. Таблица ниже показывает, как подписывали Коло Туре и Гаэля Клиши, игроков с огромным потенциалом стать звездами. Это называется ФИПР – финансовые инвестиции в потенциальный рост. Это первая философия, объединенная термином «Манибол». У купленных игроков был потенциал вырасти в ценные активы, и они это сделали. Задумайтесь, чего бы достиг «Арсенал», если бы Венгер убедил молодого Златана из «Мальме», мальчика Криштиану из «Спортинга», молодого нападающего «Ле-Мана» по имени Дрогба, и брата Коло, Яя, тоже.
*первоначальный взнос за Ван Перси варьируется в зависимости от слухов. Большая часть цен взята с transfermarkt*
Билли Бин нашел свет в отказниках. Он понял, что финансовые требования отвергнутого игрока будут намного меньше того, чья звезда находится на вершине. Немногие футбольные команды могут позволить себе купить игрока на пике карьеры (подробнее об этом позже), но если и есть один менеджер в футболе, подходящий к стандартам философии Бина, то это Дэвид Мойес. Будучи главным тренером «Эвертона», Мойес озадачил свой персонал анализом баз данных, в целях поиска сильный, энергичных и дешевых игроков. Потребовались усилия, чтобы понять, что Стивен Пинар не настолько проблемный игрок, каковым его считали другие клубы. Он был талантливым игроком, ключевым в походе «Эвертона» до финала Кубка Англии в 2009, он пришел с европейским и международным опытом, и тем более стоил Мойесу всего £2 млн. Тот «Эвертон» образца 2009 года был красивым сочетанием трех финансовых подходов: ФИПР (развивающиеся игроки, продукт интенсивного скаутинга), отвергнутые таланты (профи на трансферном листе, у которых еще был «порох в пороховницах»; эта статья будет избегать разговоров о таких игроках по большей части) и выпускники академии (которые, зачастую, привлекательны для покупателей).
- Ховард – отказник
- Хибберт – академия
- Йобо – сложно охарактеризовать, имел потенциал и был продуктом скаутинга
- Лескотт – ФИПР
- Бейнс – ФИПР
- Осман – академия
- Невилл – отказник
- Пинар – отказник
- Кэхилл – ФИПР
- Феллайни – ФИПР
- Саа - отказник
Мойес работал точечно, с ограниченным бюджетом. Несмотря на это, присутствовал тщательный анализ потенциальных приобретений. Постепенно, «Эвертон» затмил богатые клубы на трасферном рынке. Одним из фундаментальных аспектов «времени Мойеса» было использование академии «Эвертона». Мерсисайд, да и весь Северо-Запад Англии, является очагом талантов. Хибберт и Осман достигли своего уровня в основной команде. Руни, как и Родвелл, ушли по серьезным трансферам, которые удовлетворили обе стороны. Похоже, что последний выпускник, Росс Баркли, последует по их стопам.
Имея это ввиду, становится очевидным, что футбольный клуб может основывать свое финансовое существование на качестве работы своей академии. «Аякс(Амстердам)» – это клуб со стратегией, основанной на успехе выпускников их системы. Главный тренер, Франк де Бур, высоко ценит это и признает, что ключевые игроки всегда могут покинуть клуб. С комбинацией школ Круиффа и Ван Гаала – где индивидуальные и коллективные действия переплетены – де Бур основал систему, где целое больше слагаемых. Он создал роли для всех позиций, которые достаточно просты в обучении. Именно поэтому, когда ушел Эриксен, его заменил Классен. Несмотря на "позицию силы", посредством которой «Аякс» успешнее соблазняет молодых голландских игроков в свою академию, если вы рассматриваете клуб в европейском масштабе, то они восхитительно самодостаточны. В самом деле, 30% всех игроков Эредивизи вышли из академии «Аякса». Когда они продают игрока, если они не могут поставить выпускника академии на его место, они просто покупают игроков. Наряду с продажами, представленными ниже, были также подписания ФИПР-игроков, которые были на пути к более крупным клубам: Луис Суарез, Клаас-Ян Хунтелаар, Златан Ибрагимович и Кристиан Киву.
Люди могут задуматься, может ли британский клуб реализовать подобный подход, но нужно иметь ввиду следующее: «Аякс» играет по более низким стандартам, в которых меньше конкуренции и больше возможностей для развития. Для клубов АПЛ опасно делать ставку на молодежь. Подумайте о других сильных академиях по всему миру, и вы увидите, что их молодежь воспитывается в куда менее конкурентной среде; «Спортинг(Лиссабон)» играет в более слабой лиге, чем АПЛ, следовательно, поэтому Тиаго Илори был на периферии первой команды в течение нескольких лет в Лиссабоне, а сейчас только в команде U-21 «Ливерпуля». Можно указать на «Барселону» и «Баварию(Мюнхен)», две лучших футбольных академии в мире, но все же у обоих клубов есть команды «Б», чтобы растить игроков, пока они не достигнут требуемого стандарта. Однако же, «Аякс» и «Спортинг» доказывают право на жизнь философии погони за капиталом, основанной на клубной академии.
*для эффективности, период продаж Спортинга взят ранее сезона 03/04*
Как упоминалось ранее, ФИПР – это финансовые инвестиции в потенциальный рост. Думайте о нем, как о способности зарабатывать деньги, покупая игроков, которые хороши в краткосрочной перспективе, которые будут прогрессировать в хорошие активы в среднесрочной перспективе, и которые будут проданы в будущем. Для того, чтобы такой подход попал под категорию «Манибола», клуб должен избегать трат не по средствам.
Конкурентоспособность лиги была указана как ключевой аспект развития игроков, однако, что более важно, команда, которая хочет соответствовать стандартам, должна участвовать в еврокубках, чтобы иметь финансы на совершение трансферов.
Согласно Deloitte (аудиторская компания), Английская Премьер-Лига генерирует капитала в пять раз больше, чем клубы Эредивизи: £2 млрд. / £420 млн., потому не случайно, что вопрос, останется ли игрок в Нидерландах или нет, сводится к «сколько?».
Как показано выше, когда игрок продается в клуб, он все еще может прогрессировать и будет считаться слишком хорошим для него. Поэтому, лучшим для игрока будет перейти в более конкурентоспособный клуб. Посмотрите на картинку сверху и обратите внимание, как цена некоторых игроков растет по мере перехода их из лиги в лигу. К примеру, Арьен Роббен, возможно, стоил больше тех £15 млн., которые за него заплатило «Челси». Другой пример, это Найджел де Йонг, который стал стоить куда больше £1 млн., который получил «Аякс». Чтобы пояснить структуру лиг, ниже представлена пирамида. Верхняя синяя пирамида показывает данные из brandirectory.com относительно топ-20 брендов в мировом футболе. Как можно заметить, нет ни одного бренда из Португалии, Скандинавии, Балкан, Южной Америки или Азии. В современном футболе это показывает склонность игрока к переходу в большие клубы, и откуда у этих клубов есть достаточные средства на приобретения. Красная пирамида показывает текущий коэффициент УЕФА. Страны на вершине пирамиды считаются элитой еврокубков. В теории, чем выше в пирамиде определенная лига, тем больше ее клубы могут тратить денег на трансферы.
Доказательством того, что лиги, которые выше в красной пирамиде, имеют более прочную основу в переговорах с потенциальными игроками, являются три таблицы ниже. Первая содержит доход «Порту» за последние 10 лет, (их неожиданный последующий успех в Лиге Чемпионов помог определить их рыночную силу), которые показали великолепное видение ФИПР, под руководством Жорже Нуно да Кошты.
Можно было бы утверждать, что этот подход единолично принадлежит одному клубу, который блистательно выступил в еврокубках по руководством Моуриньо и Виллаша-Боаша. Однако, «Бенфика» (см. следующую таблицу) преодолела финансовую неопределенность к концу 1990-ых и получила огромную прибыль за счет инвестирования в потенциальный рост. Их доход можно увидеть ниже.
«Бенфика» и «Порту» вместе принесли прибыль более £502 млн. за последнее десятилетие. Чтобы бы понять, что это весомый вклад в коэффициент Португальской лиги (среди прочих факторов), нужно заглянуть в таблицу ниже. Бельгия – кузница футбольных талантов, но получила прибыль за ключевые трансферы за последнее десятилетие (простите мне, если некоторые игроки были упущены) на 400 млн. меньше, чем «Бенфика» и «Порту» вместе взятые.
Бельгийские клубы не могли требовать достаточную плату за свои активы. Когда Витсель и Компани уехали за рубеж, потенциально они могли принести «Стандарту» и «Андерлехту» намного больше прибыли. Читатели могут наивно заклеймить эти клубы «клубы-распродажи», термин, используемый в Британии, чтобы очернить клубы, неспособные удержать своих ключевых игроков. Хотя несколько «клубов-распродаж» существуют в футболе (без особого стыда), ФИПР – это отдельная системная философия. Читатель в курсе, что футбол – это постоянные переговоры. Лишь немногие игроки находят свой уровень и продолжительно остаются в клубе. Но когда они так делают, случается волшебство – Тотти и «Рома» постоянно совершенствуют друг друга. Это не всегда так, к примеру: Фернандо Торрес очень достойно играл за «Ливерпуль» в последние годы, но когда клуб стал плохо выступать, он стал недовольным, что их отношения не приносят выгоды. Чаще всего мы видим, что игроки неэффективны и не могут принести пользу своему клубу. В ответ, их продают.
«Валенсия» справедливо может быть названа «клубом-распродажей», несмотря на то, что этот клуб является не последней силой в одной из топовых лиг мира. К сожалению, они накопили большие долги в предыдущее десятилетие и вынуждены были продавать игроков. Это не была философия-ФИПР. «Валенсия» является примером как, различные составляющие влияют на трансферную цену: долги, истекающие контракты, подписание спонсорских и ТВ-контрактов.
В настоящее время вошло в моду, что клуб должен тратить по своим средствам. Бундеслига показала преимущество инвестирования в юношеские академии. Разница между «Шальке» и, к примеру, «Аяксом» в том, что «Шальке» может позволить себе сохранить свои молодые таланты. Для работы ФИПР, клубам необходимо подписывать подходящих игроков по их наименьшей возможной цене. Для работы такого метода нужна фантастическая сеть скаутов. Посмотрите на светоч итальянского футбола, «Удинезе», и их подписания неизвестных молодых игроков со всего света.
Возвращаясь к бейсбольной статистике Билли Бина, его философия в футболе воплотилась в «Атлетико Минейро», в их успешной кампании в Копа Либертадорес 2013. Покупая отвергнутых Диего Тарделли, Жозуэ, Жилберто Силву, Жо и Роналдиньо, менеджер Алекси Стивал перевыполнил свою работу с небольшим бюджетом. Это был «Манибол» в категории «отвергнутые таланты». С другой стороны, можно утверждать, что эти ветераны были на очень больших контрактах по меркам бразильского клуба: но эта ставка сыграла. Хотелось бы верить, что эта статья отделила финансовые философии, используемые футбольными клубами от бейсбольного «Манибола». Это распространенное заблуждение называть клуб, достигший финансового успеха не по средствам, клубом, сделавшим это с помощью «Манибола». Надеюсь, прочитав эту статью, вы сможете признать, что это довольно тонкий процесс.
*Все собранные данные базируются на десятилетнем периоде – 2003/04 – 2013/14 – если не указано иное*