Безопасность гонок - Часть 2
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Первая часть лежит ЗДЕСЬ
Про само полотно гоночной трассы я уже рассказал. Теперь немного про гравийные ловушки. Начну с того зачем нужны зоны вылета. Машины на трассе разгоняются до скоростей выше 300 км/час, а удар о неподвижное препятствие не должен быть на скоростях больше 60км/час. Удар такой силы 60 км/час смогут демпфировать деформируемые части самих болидов и ремни безопасности. Делают зоны вылета в самых опасных местах, вернее в местах вероятного вылета машины. Это зона торможения перед поворотам и сама траектория поворота.
Раньше были гравийные или песчаные ловушки, а сегодня в основном строят асфальтовые зоны вылета.
Если это гравийная ловушка, то она должна быть глубиной 25 см, в ней должна лежать галька, а не колотый щебень размером 5-15мм. Размеры ловушки рассчитываются по специальным формулам, чтобы затормозить машину, вылетевшую с трассы до 60 км/ч. Поэтому при взгляде на эти зоны безопасности становится видно, что они имеют очень хитрую форму, в зависимости от скорости автомобиля на векторе в повороте.
Современные трассы оборудуют не гравийными ловушками, а асфальтовыми зонами безопасности. Если раньше считалось, что машина, пролетая по гравийной ловушке, будет терять скорость за счёт увязания в гальке, то сегодня они вылетают на асфальт и на нём уже должны замедляться.
Вся трасса огорожена стенками высотой выше метра. Это металлические гардрели, расположенные в три ряда, или бетонное ограждение способное выдержать удар машины на большой скорости. В тех местах, где машины по касательной могут врезаться, считается, что машина проскользит вдоль них и постепенно остановится на грунте. В местах, где машина может врезаться в эту стенку, обязательно просчитывается вероятная скорость вылетевшей машины по формулам, которыё учитывают скорость машины на треке, расстояния, которые пролетит машина по различным зонам и на каждую зону есть коэффициент замедления. Если расчётная скорость выше чем безопасная, то перед стенкой ставятся дополнительные ряды покрышек или, как на Яс Марине, специальные конструкции смягчающие удар. Покрышки тоже жёстко регламентируются инструкциями ФИА. Это не могут быть гоночные шины, они должны иметь износ не менее 30%. Их скручивают между собой болтами и ещё крепят к земле. Всё это должно погасить энергию удара и добиться минимальных последствий аварии. Стенки даже на прямых не могут располагаться ближе одного метра к трассе.
В тех зонах, где за стенками находятся зрители, обязательно ставится дополнительный сетчатый забор высотой более 2х метров. Поскольку сетка не очень прочная, и машина её прорвёт, сквозь сетку натянуты прочные стальные канаты, которые призваны не допустить прорыва сетки в случае аварии.
В следующий раз напишу про службы обеспечивающие безопасность на гонках, а потом про машины и экипировку пилотов.
----------------------------------------------
Интересные факты про Формулу 1 - Часть 1 / Интересные факты про Формулу 1 - Часть 2 / Интересные факты про Формулу 1 - Часть 3 / Интересные факты про Формулу 1 - Часть 4