Каково быть болельщиком Марии Шараповой

Перевод. Автор: Phoebe Caulfield

У каждого из нас в голове возникают какие-то картинки , который проигрываются в самых мелких деталях. Как будто целое (какое бы то ни было длинное) воспоминание или же впечатление превращает наш человеческий ум в что-то вроде телевизионного прибора, и все, что нам нужно сделать, это нажать на кнопку пуска – и перед нами проносится череда событий, как будто они произошли буквально вчера. Как будто только эти события и остались в нашей памяти, а все остальное слилось в какое-то одно бесформенное пятно.

Загружаю...

Понятное дело, что у каждого эти картинки индивидуальны, ведь здесь вступают в игру все наши переживания, привязанности, наше прошлое и, вполне возможно, детские травмы. Кто-то, например, видит развязку своего любимого фильма, а кто-то представляет какое-то событие, которое изменило его жизнь: например, свадьбу или же первый день стирки в колледже. Все, что я хочу сказать (не знаю, собственно, к чему я это все веду), все мы разные.

А что же показывают мне на этом, на удивление, широком экране, когда я сижу в своем внутреннем кинотеатре? Какие кадры проносятся в моем мозгу, никак не желая заканчиваться?

Я неизменно вижу Марию Шарапову, мою любимую теннисистку, которая вот-вот собирается выполнить подачу – вы же все помните этот ее легендарный ритуал. Я вижу, как она поворачивается спиной к сопернице и внимательно изучает струны ракетки, будто пытаясь найти смысл жизни в их переплетении. Потом она поднимает глаза на болбоя, всегда на того, который стоит слева от нее, и никак иначе – и подает знак, чтобы тот бросил ей два мяча.

В отличие от других, она не обращает внимание на покрытие мячика и берет те мячи, которые ей предлагают, не занимаясь перекидкой мячиками с болбоем. Один мячик она кладет в карман юбки и наконец, по-прежнему глядя на струны ракетки, почти неохотно разворачивается и подходит к задней линии, на длинных ногах перемещаясь поближе к полю битвы, к тому месту, где ей больше не удастся скрыть свою незащищенность и свои слабые места. Ее время в психологическом убежище истекло. Мыльный пузырь лопнул.

Она готовится подавать: ракетка в правой руке, мяч в левой. Далее следуют действия, которые погружают тебя в состояние унылой прострации и заставляют вспомнить спешно выученные (и почти мгновенно же забытые) уроки физики в старших классах (ну как, как предмет, летящий с такой высоты, не может перелететь через сетку): первая подача не проходит.

Загружаю...

«Ну начинается», - бурчу я про себя и готовлюсь к приступу паники. После того, как один из болбоев у сетки поднимается из неудобного положения на корточках, чтобы убрать отскочивший от сетки мяч, из складок одежды вытаскивается второй мяч. Только не двойная ошибка... Она обращает взгляд наверх и направляет его на соперницу, которая стоит прямо по диагонали – тот редкий случай, когда она вообще признает ее наличие (вероятно, в наивной попытке ее запугать). Зачем это все?

Потом она наклоняется и неуклюже, как-то даже механически, дважды бьет по мячу. Мяч подпрыгивает: Раз. Два. Не промахнись, Мария. Она взмахивает руками вверх: правая рука с ракеткой заносится назад, левая выпрямляется и подбрасывает желтый мячик чрезмерно высоко. Вот так. Не отрывая взгляда от мяча, она начинает распрямляться и вытягиваться, чтобы попасть по мячу как можно сильнее. О боже. Золотая середина ракетки фирмы «Head» касается мяча, и из ее рта раздается крик. Я затаил дыхание.

Фраза: «битва началась» медленно, но мучительно верно становится одной из тех самых избитых, затасканных фраз, которые заставляют скрежетать зубами от едва сдерживаемой злости, и вызывают ненависть к современному, полному штампов, языку поп-культуры. Однако когда ты пытаешься описать, что значит быть болельщиком Марии Шараповой, в голову приходит именно она.

В конце концов в этой фразе есть все: и ужасающие и доводящие до безумия двойные. И невынужденные ошибки. И предрасположенность к травмам – из-за особенно несговорчивого правого плеча. И, мягко говоря, не слишком блестящие выступления в финалах (32 выигрыша и 22 поражения), включающие в себя пять (из пяти) финалов, проигранных на моем родном турнире в Майами*. И легендарно бесславные, неприглядные до такой степени, что хочется отвести глаза, запятнавшие ее достижения результаты соперничества с Сереной Уильямс – на настоящий момент 16 поражений и 2 победы (достигнутые еще до 2004 года). В общем и целом, ты сам понимаешь, что твои дела довольно плохи, когда заботливые (а может, они просто издеваются?) родственники, интересуясь, за кого ты болеешь (и тем, как это отражается на твоем психическом здоровье) постоянно стенают: «Ну зачем ты это с собой делаешь?» Что, в общем-то, не такой уж плохой вопрос (если он не включает издевки и закатывания глаз).

Загружаю...

Так вот откуда берутся болельщики Марии Шараповой? Может быть, это дает о себе знать мазохизм? Или этому есть более веские объяснения? Почему мы с собой так поступаем?

Конечно, я лично считаю, что привлекательность Марии для болельщиков очень многопланова и объясняется глубиной человеческой натуры (и это никого не должно удивлять, учитывая, что я собрался посвятить этому целую статью). Пытаясь объяснить эту противоречивую и загадочную привлекательность, мне кажется, мы узнаем что-то новое не только о ней, но и о себе.

Мария – противоречие с ракеткой.

Что общего между, скажем, хиппи с правыми воззрениями в политике и дедулей, который любит электронную музыку? Только тот факт, что определенные качества их личностей являются необычными комбинациями, которые по своей природе противоречат друг другу. Но этот элемент странного противоречия не вызывает отторжения или отвращения, скорее, он задает вопросы, привлекает внимание и даже удивляет; способность недооценивать огромный потенциал человека совмещать самые различные предпочтения всегда побеждает изначальное недоумение. И здесь берет свое начало та самая загадка привлекательности Шараповой. Нельзя отрицать, что она – верещащая, надменная, удивительно сотканная из противоречий теннисистка.

Загружаю...

Вы только подумайте: она холодна (исповедуя принцип «я здесь не для того, чтобы дружить») и горяча (на что указывают по меньшей мере ее боевитые «Давай!» и победно сжатые кулаки). У нее полно интересов вне корта, но при этом она всецело предана туру и всем его требованиями. Она худощавая профессиональная спортсменка в прекрасной физической форме, но одной из ее последних кампаний на предпринимательском поприще был выпуск пакетиков люксового мармелада и конфет (ее компания «Sugarpova» набирает обороты с 2012 года), и она не собирается останавливаться (не сказать, что я это одобряю, но должен признаться, что мне нравится ее сотрудничество с компанией «Pinkberry»). У нее безупречный американский выговор, она большую часть жизни провела в Штатах, при этом она открыто признается к любви к родине - России. И не в последнюю очередь: она выглядит утонченной принцессой, ее можно было бы назвать олицетворением Красавицы из сказки, но она без малейших колебаний превращается в уличную хулиганку, Чудовище, стоит ей ступить на корт. И тут мы плавно переходим к следующему пункту.

Шарапова и воля к преодолению

Я предлагаю каждому, у кого есть интернет, найти хоть одну статью о Шараповой, где бы не использовалось слово «боец». Или же высидеть трансляцию любого ее матча, не услышав многочисленных упоминаний того самого легендарного слова на б. Факт остается фактом: да, спортивных журналистов и телевизионных комментаторов (особенно последних) можно обвинить в бездумном, автоматическом тиражировании штампов, но в данном случае, называя Марию неутомимым бойцом, они абсолютно, стопроцентно правы.

Это качество она демонстрирует и на микроуровне (как она сражается в ходе своих матчей – вспомним хотя бы четыре трехсетовика подряд на Открытом чемпионате тенниса в этом году), и на макроуровне (как она сумела превратиться из «коровы на грунте» в дважды победительницу Ролан Гарроса). Кто более, чем она в мужском и женском теннисе, да в любом виде спорта, является живым воплощением слова «боец»? Кто из спортсменов превратил в своего рода искусство способность подняться после падения, способность бороться с давлением, преодоление, борьбу с разочарованием и, собственно, саму борьбу так, как Мария?

Загружаю...

По своей сути, по своей природе, в своей основе Шарапова - не теннисистка, а именно боец. И это ее качество как раз и окрыляет, потому что оно находит отклик у каждого из нас. Ведь в конце концов именно эти качества - воля и боевой дух – могут служить нам примером, именно они нам могут пригодиться и в собственной жизни (куда больше, чем, скажем, диагональная подача с вращением или хитрый укороченный с форхенда), когда мы ведем наши собственные сражения и пытаемся справиться с нашими собственными поражениями, неважно, насколько далеки они от теннисного корта. Помните: в конце концов единственное, что заставляет нас восхищаться спортсменами - это их отношение к спорту, а не их физическая ловкость, их дух, а не их техника.

Да ей плевать.

В наш век, когда от людей ожидается соответствие определенным требованиям, существует так или иначе некий пиетет по отношению к тем чудаковатым личностям, которых не волнует чужое мнение и которые просто делают то, что считают нужным. Такая отчужденность, такая невозмутимая обособленность не может не вызывать восхищения (пусть иногда и несколько натужного), чтобы не сказать стремления быть таким же. У Марии Шараповой есть это качество (хоть и все ее бесконечные спонсорские сделки и демонстрирует определенное желание «работать в рамках системы»).

Ей плевать на то, что чей-то нежный слух раздражают ее вопли на корте. Ее не волнует, что кому-то кажется ее подготовка к подаче слишком медленной, ее радость от выигрыша очка чрезмерной, а ее мощная игра одноплановой (как по мне, это несправедливо). Она просто продолжает работать над своим брендом, который можно условно назвать фактором Бартоли, и не думает отказываться от своих бзиков и странностей, которые вызывают столько разногласий,– да, я такая, спасибо, до свидания. И это как раз и привлекает болельщиков. Мало кто может позволить себе плясать под собственную дудку (в данном случае под недоумевающий рев толпы), как это делает Шарапова.

Загружаю...

Не каждому по вкусу.

Беглый просмотр комментариев под статьями на tennis.com (а они обычно не для слабонервных) и их способности превращаться в несдержанные, скандальные перепалки показывает, что у Марии Шараповой просто толпа хейтеров. Несчетное количество. Но ее способность привлечь критиков только увеличивает симпатию к ней болельщиков, пусть и таким нестандартным образом. Ведь будучи ее болельщиком, ты чувствуешь себя еще более изысканным, более стильным, большим интеллектуалом, который сумел разглядеть красоту, ускользнувшую от большинства несведущих.

Взять, например, ее стиль игры: для одних он якобы «однообразное лупилово», а ты видишь и осознанно фиксируешь внимание на ее особом свободно парящем бэкхенде, на ее хирургической точности, на ее невероятном упорстве, на ее чистой мощи. Пусть куда проще, конечно, любить совершенного Роджера Федерера, но куда более оригинально любить Марию, потому что (а вовсе не вопреки) это требует куда больших усилий и времени. Тот факт, что Мария не каждому по вкусу, выделяет, а вовсе не уничижает ее болельщиков.

Она не попадает и вторым мячом. Двойная ошибка. Она попадает в аут, и тут наступает тот самый момент, когда ты выполняешь свой ритуал: ты морщишься, закатываешь глаза и проклинаешь бессердечных теннисных богов.

Загружаю...

Но затем она отворачивается, будто, вглядываясь в струны ракетки, она нажимает на кнопку «удалить историю», и отмахивается от произошедшего, словно ничего не произошло. Как будто двойная ошибка – это не самая неловкая ошибка в теннисе, которая уничтожает твою уверенность в себе и повышает уверенность в себе соперника. Она попадает первым мячом, атакует бэкхендом по диагонали и выигрывает очко своим фирменным ударом - форхендом с лета. Ее рука победно взметнулась вверх, сжимаясь в кулак, она подбадривает себя: «Давай!». Ты качаешь головой – в этом жесте есть что-то и от растерянности, и от недоверия, но все-таки преимущественно восхищение, - и не можешь сдержать улыбки.

Вот каково быть болельщиком Марии Шараповой. И это довольно здорово.

*Не хочу утверждать, что обладаю каким-то сверхъестественными способностями, но не могу не отметить, что в ходе всей моей четырехлетней карьеры болбоя на турнире «Сони», Шарапова не проиграла ни одного своего матча, когда я был на корте. За единственным болезненным исключением в финале 2013, но пока шла моя смена, Мария Шарапова полностью контролировала матч (играя со своим злейшим соперником, Сереной Уильямс, она вела с сетом и брейком), но когда мне пришлось уйти со стадиона после окончания смены, она не выиграла ни одного гейма.

Оригинальный текст можете найти здесь:

http://www.changeovertennis.com/maria-sharapova-fan-experience/

>

Загружаю...

Просмотров всех постов блога на эту неделю:

Просмотров всех постов блога в августе:

Просмотров всех постов блога в этом году:

Прим.: начало отчета просмотров - 21.04.2014

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Nasha Masha
Популярные комментарии
Phoebe Caulfield
Спасибо за блог. Я отчаянно болею за Рафу и Машу - только ради них я могу встать посреди ночи и шепотом орать перед экраном компа. Эта статья как раз очень хорошо передает чувства болельщиков и Маши, и, как ни странно, Рафы, поэтому не смогла пройти мимо.
Ответ на комментарий Денни Тенн
Phoebe Caulfield, огромное Вам спасибо!
Денни Тенн
Phoebe Caulfield, огромное Вам спасибо!
Mariposa
И почему его смена закончилась в такой не подходящий момент? Статья отличная. Спасибо за перевод!
Еще 29 комментариев
32 комментария Написать комментарий