Безопасность гонок - часть 1
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Первично, что автоспорт не безопасен по определению. Но, проводя гонки, обеспечивают в первую очередь безопасность зрителей, затем персонала, работающего на трассе, а в-третьих, пилота. Трасса, машина и экипировка пилота призваны обеспечить максимальную безопасность.
Будет написано несколько постов для более детального описания и лучшего понимания текста.
Сначала о трассе. Автодром даже на уровне проектирования предполагает обеспечение безопасности гонок. Существует специальная инструкция ФИА, которая регламентирует, как просчитать все зоны на трассе и как сделать все конструкции максимально безопасными.
На каждой трассе лежит специальный асфальт. Верхний слой асфальта делается более прочным, что бы выдерживать нагрузки от гоночных колёс, которые обладают гораздо более высоким коэффициентом сцепления. Также верхний слой асфальта является пористым, что бы во время дождя минимизировать вероятность образования луж. Вода может стекать не только по поверхности асфальта, но и протекать внутри этого слоя. Вдоль асфальта находятся специальные лотки или под землей лежат трубы для отвода воды. Эти лотки делаются по тем же требованиям, что и для посадочных полос аэродрома, и могут выдерживать высокие нагрузки и от них не оторвутся крышки.
Во всех местах, где пилоты могут начать выезжать за пределы асфальта строятся специальные поребрики. Они бывают различных конструкций, но уже несколько лет в инструкциях ФИА прописаны все разрешенные варианты. Поребрик имеет своей целью, создать дискомфорт пилотам и снизить сцепные свойства, что бы пилоты не стремились их использовать как часть трассы для расширения поворота.
Внутренний поребрик, на который заезжают машины внутри повороте, имеет высоты выше полотна трассы. Высота этого поребрика должна быть разной, в зависимости от скорости прохождения поворота.
Наружные поребрики - те поребрики, которые лежат на входе или выходе из поворота. Они имеют отрицательный уклон (верхняя часть будет на уровне асфальта, а нижняя опускается на 50 мм). Это делается специально, чтобы не провоцировать пилота опираться на них при выходе из поворота. За поребриками находится зона "срыва". По ней машина может двигаться, но она имеет невысокий коэффициент сцепления.
После нее находится или газон, или полоса искусственной травы (специальный материал, разработанный японцами. Он прошел омологацию ФИА). Машина, попав в это зону, теряет сцепные свойства и начинает скользить.
Все те зоны, прилегающие к полотну трассы, поэтапно снижают коэффициент сцепления и побуждают пилота двигаться только по трассе, не распускаясь на зоны безопасности.
Грунты вокруг гоночного полотна тоже регламентируются. Перепад уровня не может быть резким, земля вокруг гоночного полотна должна плавно изменять свой профиль.
Казалось бы зачем снижать сцепные свойства за пределами трассы. Но если этого не делать, то пилоты будут использовать эти зоны за пределами самой гоночной трассы так же для движения (они и так постоянно используют поребрики) и скорость на выходе из поворотов будет выше, трасса как бы станет шире за счёт этих зон, и защитные конструкции не сработают.
Следующий посту напишу про зоны вылета и гардрели на трассе. А потом про машину и экипировку.