Откуда у скалолазов спорт начинается?
О поисках мифического "водораздела" между спортом и не-спортом и между любителями и профессионалами в скалолазании.
Если говорить обо всех видах активности в целом, картинка ниже нагло врёт:
Автор по этой причине не с первого раза сдал кандидатский минимум по философии в университете физкультуры.
А спортом какой-либо вид деятельности становится тогда, когда он начинает твориться в рамках специально написанных правил, начинает требовать специальной подготовки в тех же рамках, а результат (и соответствие рамкам) демонстрируется специальным людям - арбитрам. При этом применимость отработанных навыков и полезность достигнутых результатов где-то ещё (в народном хозяйстве, в тёмной подворотне и т.д.) - дело двадцатое.
Можно выразиться и вот так:
Скалолазание также вписывается в эту модель. С той особенностью лишь, что достичь одного и того же уровня мастерства возможно кучей совершенно разных путей - кому какой больше нравится. Но никто не отменял старой истины: хочешь быть лучше всех - паши (тренируйся) усерднее всех.
В крупных "скалолазно-развитых" городах России сложилась своя система крупных неофициальных соревнований с широким и максимально лояльным допуском (ни тебе допинг-контроля, ни предъявлений правильно заполненной разрядной книжки и официальной заявки с серьёзными печатями). В них на одних и тех же трассах сходятся те, для кого борьба за первое место - вся жизнь, и те, кто просто активен, крепок, бодр и любит лазать. Весовых категорий в этом спорте нет. В какой-то момент устанавливается незыблемый статус-кво на распределение мест. И вот тогда из средней или нижней части протоколов появляются недовольные голоса: "Конечно, они же спортсмены, профессионалы!.."
Стоп. Вот тут надо оговориться по поводу профессионалов. В строгом понимании этого слова - Pro Climber, Pro Climbing Athlete - таких людей на планете раз-два и обчёлся. Да и непостоянен бывает этот статус. По идее, такой "про" зарабывает себе на жизнь тем, что лазает, выступает на соревнованиях или снимается в тематических видео, фотосессиях, рекламе. Но ещё чаще статусы и роли бывают более перепутанными. Деньги от рекламы обычно эпизодические; спонсорская помощь тоже чаще завязана на отдельные проекты; поддержка от государства - экзотика; призовые деньги за соревнования - если бывают, то компенсируют в основном только текущие затраты на участие в турнире. Поэтому часто скалолаз-профи - ещё и тренер или инструктор, хозяин скалодрома или организатор туров на скалы, а то и разработчик и производитель сопутствующего снаряжения и оборудования. "Высотку" - промышленный альпинизм - тоже не стоит сбрасывать со счетов. Тюменский скоростник Сергей Абдрахманов стал чемпионом Европы в 2010-м, затем в начале 2013-го оставил скалолазание, сосредотовшись на дипломе и промальпе. Но сейчас, летом 2014-го вернулся и выиграл чемпионат России. При том, что в соперниках были действующие рекордсмены мира.
Но тем, кто не на верхушке спортивной пирамиды (коих существенно больше), тоже хочется своей доли признания. Чтобы сохранить их интерес, организаторы соревнований вводят категории "новички" и "любители". Впрочем, и здесь они рискуют нарваться на недовольство. 1 год стажа занятий скалолазанием - это ещё новичок или уже нет? Покоряются трассы категории сложности 7А - "любитель" или "спортсмен"? До середины 2000-х ещё была градация по разрядам: до 2-го взрослого включительно - "любитель", 1-й и выше - "спортсмен". Хотя тогда же популярной была присказка: "Спортсменом можешь ты не быть, но КМСом быть обязан".
Выход, устраивающий всех, смогли найти в Санкт-Петербурге: как можно больше разноплановых соревнований, больше трасс и, как минимум, улыбка и "круто, что пришёл" - каждому участнику без исключения. Это ещё одна причина, почему в Северной столице одна из самых многочисленных и продвинутых армад скалолазов, а лучшие из "простых любителей" в силах вылезать трассы 8А и выше.
Однако об уровнях сложности и способах градации маршрутов, а также о признаках крутости скалолаза - в следующий раз.