Луна и грош
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Когда писатель в своём творчестве раз за разом обращается к одной и той же теме (или хотя бы похожим темам), в какой-то момент это приедается. Как приедается, скажем, Ремарк со своим туберкулёзом — и тут как повезёт, что попадётся первым, а что потом всю оставшуюся жизнь будет казаться вторичным.
Вы ведь не держите в голове, какое произведение было написано раньше, а какое — позже? Правда? Нет, какие-то скидки, может, делать и стоит, но кому они нужны, если перед тобой целая глыба, которая эти уступки может расценить как неуважение или недооценку собственной персоны.
У Моэма есть три похожих кита, на которых зиждется его представление человека искусства в литературе (но я ещё не читала «Театр», так что — как знать — может, китов на самом деле больше): «Луна и грош», «Острие бритвы» и «Пироги и пиво, или Скелет в шкафу». И кому как повезёт что прочитать первым. Особенно близки именно «Луна» и «Острие». Первым у меня была «Бритва», поэтому написанная ранее «Луна» про известного прототипа (Поля Гогена) мне казалась вторичной, хотя фактически всё с точностью да наоборот.
Нельзя не отметить, что у «Луны и грош» есть большой плюс: во время чтения безумно хочется взглянуть на картины Поля Гогена (славься гугл), особенно если вы ничего не понимаете в живописи, не способны отличить Мане от Моне, и даже примерно не представляете, что за буйство красок играет на картинах Стрикленда (фамилия главного героя романа — книжный эквивалент Гогену), которые никто (или почти никто) не хотел покупать.
А минус «Луны» в том, что она написана с художественной точки зрения куда беднее «Острия бритвы». Первая часть — очень сухое перечисление фактов знакомства даже не с точки зрения перечисления, а на вкус самого зыка изложения. Не доширак вместо спагетти, но что-то близкое к яичной лапше от роллтона.
Концовка — словно притянутая за уши последовательность вытекания одного рассказчика о последних годах жизни Стрикленда на Таити в другого. Как только одному больше нечего сказать, как стремительно появляется второй. Мелодраматичные сериалы негромко завидуют.
Такой дешёвый приём не могу простить никому. Тем более Моэму. Тем более я знаю, как хорошо он может писать, когда не хочешь отрываться от книги, даже когда до подъёма остаётся часов шесть. Или уже пять?
В романе неплохо прописаны все линии, даже очень быстро проносящиеся мимо читателя, кроме главной. Вы узнаете второстепенных персонажей куда лучше, и это было бы не так смертельно, если бы Стрикленд или его тень не фигурировала на страницах постоянно, словно продолжая издеваться над самим Моэмом, что ему не удаётся даже нормально описать жизнь Гогена и приходиться выдумывать псевдонимы. Хотя мотивация давать своему герою выдуманное имя, разумеется, у Моэма была совсем другой.
Середина произведения — хороша (к сожалению, не чертовски), но её одной (и любви к Моэму в общем) недостаточно.
Когда у тебя есть с чем сравнивать и когда ты расстраиваешься, что автор не дотянул до знакомого тебе уровня. Когда тебе обещали что-то грандиозное и когда ты предвкушал момент встречи чуть ли не с трепетом. Когда возникает чувство разочарования, а вслед за ним грусть. Тогда ты ставишь удовлетворительную оценку и ищешь жилетку поплакаться, что твой идеальный мир рухнул.
И пусть я придираюсь и излишне сурова. Никто не выйдет из Тушёнки живым!
7,5/10